Глава 12. концентрация и монополия
12.1. Монополия и потери общества
как результат использования рыночной власти
Потери общества как результат использования рыночной власти принято рассматривать в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Модель «потери мертвого груза». Когда на рынке устанавливается монополия, условие равенства цен предельным издержкам не выполняется, так как цена монополии всегда выше предельных издержек – это отклонение от эффективного распределения ресурсов, ведущие к потерям благосостояния.
Пусть функция спроса не зависит от структуры рынка. Заменителей товара монополиста нет. При свободной конкуренции объём продаж достигает Qc при равенстве цены и предельных издержек. При монополии объём продаж Qm. Предельная выручка монополиста равна его предельным издержкам. Предельная выручка монополиста всегда ниже цены, следовательно, монопольная цена больше цены при совершенной конкуренции.
Поскольку потребители платят дороже за меньшее количество товара, их благосостояние пострадает. Потребительский излишек сократится, площадь фигуры PmPcCM (рис. 12.1) [3]. Она представляет собой совокупные потери от монополии. Часть потребительского излишка PmPcEM стала монопольной прибылью, а другая (MEC) – это чистые потери потребителей из-за разницы между потенциальной
и реальной величиной рынка. Аналогично, чистые потери производителей в результате монополизации отражаются площадью ЕОС.
Таким образом, чистые потери от монополии составляют величину МОС.
Эта величина определяется следующим образом:
,
где Pd(Q) – обратная функция спроса;
MC – функция предельных издержек.
Рис. 12.1. Чистые потери общества от монополии при нелинейном спросе и убывающей отдаче от масштаба Рис. 12.2. Чистые потери от монопольной власти при условии постоянной отдачи от масштаба в долгосрочном периоде и равенства долгосрочных средних издержек монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции |
Вторая модель оценки потерь рассматривает рынок в долгосрочном периоде при постоянной отдаче от масштаба производства монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции (рис. 12.2).
Долгосрочные средние издержки равны. Чистые потери будут зависеть от эластичности рыночного спроса. Величина мёртвого груза определяется тем, как монополист повышает цену и сокращает объём продаж по сравнению с рынком совершенной конкуренции:
Определим ценовую эластичность спроса как
,
откуда получим зависимость сокращения объёма продаж в результате решения монополиста от ценовой эластичности спроса:
.
Тогда мёртвый груз монополии зависит от эластичности спроса:
.
Домножив выражение на Рm/Pm, получим зависимость мёртвых потерь от общей выручки монополии и индекса Лернера монопольной власти:
.
Чистые потери от монопольной власти тем выше [3]:
– чем выше эластичность спроса по цене, которую назначает монополист;
– чем выше общая выручка монополиста;
– чем выше индекс монопольной власти Лернера.
Данная формула активно применяется на практике, так как для неё необходимы данные о рыночном спросе и экономическом положении продавца.
На потери от монополии также влияют следующие дополнительные факторы:
1. Результат межотраслевого взаимодействия. Товары монополиста используются в производстве других отраслей. Поэтому монопольная цена увеличивает их цены.
2. Эффект дохода. В результате роста монопольной цены снижается покупательная способность населения.
3. Изменение предельной полезности денег. Её величина растёт при сокращении дохода. Поскольку доход монополии выше потребительского, дополнительная денежная единица приносит монополии меньшую полезность, чем потребителю. Разница в полезности – потери от монополии.
4. Поведение монополиста. Монополист может проводить дискриминацию по цене, т.е. устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей.
5. Длительность монопольной власти. Чистые потери будут существовать тогда, когда монополия продолжительна во времени, т.е. монопольная власть является следствием действий фирмы.
6. Естественная монополия, в которой убывание средних издержек связано с ростом выпуска продукции.
Монополист может нерационально тратить огромные суммы на рекламу и излишнюю дифференциацию продукции. Однако если при этом улучшается качество продукции, то это способствует росту общественного благосостояния.