Критерии оценки качества выполнения контрольной работы

Качество контрольной работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и глубоко раскрыто студентом содержание темы реферата, решена задача, выполнены тестовые задания и определены категории.

«Зачет» по контрольной работе ставится при правильных ответах на все задания. На каждую контрольную работу преподаватель представляет краткую письменную рецензию, в которой указываются ее положительные и отрицательные моменты, и дается общая оценка «зачтена» или «не зачтена». Если при первоначальной проверке работы преподавателем обнаружатся неправильные или недостаточно полные ответы, то работа должна быть доработана с учетом замечаний преподавателя. Повторно работу рецензирует тот же преподаватель, который рецензировал ее первый раз.

Прием контрольных работ на проверку осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным центром дистанционного образования.

Студент, не получивший «зачет» по контрольной работе, не может быть допущен к экзамену по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

4. Варианты контрольной работы по дисциплине

«Теория отраслевых рынков».

Контрольная работа

по дисциплине «ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

Вариант 1.

I. Реферат

на тему: «Рынки дифференцированных продуктов в моделях пространственной дифференциации Хотеллинга и Салопа (теория и примеры)».

II. Определение категорий

  1. Вертикальная интеграция.
  2. Монопсония.
  3. Относительное преимущество в издержках.
  4. Трансакционные издержки.
  5. Коэффициент Тобина.

III. Тестовое задание

1. Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:

А) монополия;

Б) олигополия;

В) теневой бизнес;

Г)совершенная конкуренция.

2. Олигополия - это:

А) содружество частных предприятий;

Б) тип рыночной структуры;

В) фирма монополист;

Г) способ интеграции производств.

3. Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:

А) стратегическое ценообразование;

Б) вертикальная интеграция;

В) диверсификация деятельности фирмы;

Г) дифференциация товаров.

4. Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:

А) Идентичные;

Б) Субституты;

В) Однородные;

Г) Взаимозаменяемые.

5. К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:

А) горизонтальная;

Б) прямая;

В) вертикальная;

Г) условная.

6. Что не оказывает влияния на структуру промышленности:

А) научно-технический прогресс;

Б) численность населения;

В) уровень культуры и материального состояния населения;

Г) экономическая политика государства.

7. К ценовым барьерам относится:

А) дополнительное инвестирование;

Б) применение запретительных цен;

В) дифференциация продукции;

Г) вертикальная интеграция.

8. Сколько типов рыночных структур принято выделять:

А) 2;

Б) 4;

В) 3;

Г) 5.

9. Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:

А) коэффициент опережения;

Б) капитальные вложения;

В) уровень обеспеченности продукции;

Г) приведенные затраты.

10. Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:

А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;

Б) коэффициент опережения;

В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;

Г) капитальные вложения.

11. Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:

А) Кейнсом;

Б) Кузнецом;

В) Робинсоном;

Г) Марксом.

12. Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:

А) товарные;

Б) производственные;

В) финансовые;

Г) территориальные.

13. Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:

А) локальные;

Б) финансовые;

В) временные;

Г) продуктовые.

14. Что не относится к формам существования концентрации:

А) разнородное производство на предприятии;

Б) производство однородной продукции;

В) комбинирование в рамках одного предприятия

Г) специализация производства.

15. Отдельным сектором экономики не выделяют:

А) домашнее хозяйство;

Б) госучреждения;

В) фирма;

Г) строительство.

16. Россия занимает первое место по:

А) добыче естественного газа;

Б) добыче нефти;

В) производству бумаги;

Г) производству листового проката.

17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:

а) дифференциация продукта;

Б) эластичность и темпы роста спроса;

В) применение запретительных цен;

Г) иностранная конкуренция.

18Дополните определение:

Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.

19Дополните высказывание:

Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…

20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:

А) природно-экономические;

Б) экономико-политические;

В) технико-экономические;

Г) обеспеченность районов транспортными средствами.

21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

А) общих капитальных вложений;

Б) полной себестоимости;

В) опережения;

Г) приведенных затрат.

22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…

А) зонирования;

Б) сравнительной вариантной оценки;

В) опережения;

Г) оценки взаимодействующих факторов.

23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

А) хозяйственных;

Б) отраслевых;

В) институциональных;

Г) экономических.

24Найдите соотношение:

  1. Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц
  2. Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц
  3. Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти
  4. Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в

Промышленность

25Определите цепочку:

А) Промышленность;

Б) пищевая;

В) продукты питания;

Г) перерабатывающая;

Д) сфера материального производства.

26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:

А) чистая (совершенная) конкуренция;

Б) олигополия;

В) монополия;

Г) монополистическая конкуренция.

27.Расположите последовательно:

А) лидерство;

Б) соглашение фирм;

В) стратегические барьеры;

Г) координация.

28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:

А) фабрика;

Б) подотрасль;

В) отрасль;

Г) межотраслевой комплекс.

29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.

30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….

31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).

IV. Практические задания :

Задача 1.

Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 50·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 10. Цена продукта на рынке р = 2.

Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,

если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =30);

если фирма управляется менеджерами, стремящимися к мак­симизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,1·p + L [2].

Задача 2

В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:

Энергетическая компания Мощность, млн. кВт
57, 44
12, 91
1,14
8,11
5,35
1,83
0,16
0,59

1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.

2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?

3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?

Вариант 2.

I. Реферат

на тему: «Характеристика вертикальных интегрированных структур в современной российской экономике».

II. Определение категорий

  1. Давальческие контракты.
  2. Грабительское ценообразование.
  3. Монополистическая конкуренция.
  4. Х-эффективность.
  5. Ценовая дискриминация.

III. Тестовое задание

1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:

А) монополия;

Б) олигополия;

В) теневой бизнес;

Г)совершенная конкуренция.

2. Олигополия - это:

А) содружество частных предприятий;

Б) тип рыночной структуры;

В) фирма монополист;

Г) способ интеграции производств.

3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:

А) стратегическое ценообразование;

Б) вертикальная интеграция;

В) диверсификация деятельности фирмы;

Г) дифференциация товаров.

4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:

А) Идентичные;

Б) Субституты;

В) Однородные;

Г) Взаимозаменяемые.

5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:

А) горизонтальная;

Б) прямая;

В) вертикальная;

Г) условная.

6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:

А) научно-технический прогресс;

Б) численность населения;

В) уровень культуры и материального состояния населения;

Г) экономическая политика государства.

7.К ценовым барьерам относится:

А) дополнительное инвестирование;

Б) применение запретительных цен;

В) дифференциация продукции;

Г) вертикальная интеграция.

8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:

А) 2;

Б) 4;

В) 3;

Г) 5.

9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:

А) коэффициент опережения;

Б) капитальные вложения;

В) уровень обеспеченности продукции;

Г) приведенные затраты.

10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:

А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;

Б) коэффициент опережения;

В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;

Г) капитальные вложения.

11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:

А) Кейнсом;

Б) Кузнецом;

В) Робинсоном;

Г) Марксом.

12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:

А) товарные;

Б) производственные;

В) финансовые;

Г) территориальные.

13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:

А) локальные;

Б) финансовые;

В) временные;

Г) продуктовые.

14.Что не относится к формам существования концентрации:

А) разнородное производство на предприятии;

Б) производство однородной продукции;

В) комбинирование в рамках одного предприятия

Г) специализация производства.

15.Отдельным сектором экономики не выделяют:

А) домашнее хозяйство;

Б) госучреждения;

В) фирма;

Г) строительство.

16.Россия занимает первое место по:

А) добыче естественного газа;

Б) добыче нефти;

В) производству бумаги;

Г) производству листового проката.

17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:

а) дифференциация продукта;

Б) эластичность и темпы роста спроса;

В) применение запретительных цен;

Г) иностранная конкуренция.

18Дополните определение:

Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.

19Дополните высказывание:

Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…

20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:

А) природно-экономические;

Б) экономико-политические;

В) технико-экономические;

Г) обеспеченность районов транспортными средствами.

21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

А) общих капитальных вложений;

Б) полной себестоимости;

В) опережения;

Г) приведенных затрат.

22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…

А) зонирования;

Б) сравнительной вариантной оценки;

В) опережения;

Г) оценки взаимодействующих факторов.

23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

А) хозяйственных;

Б) отраслевых;

В) институциональных;

Г) экономических.

24 Найдите соотношение:

1.Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц

2.Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц

3.Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти

4.Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в

Промышленность

25Определите цепочку:

А) Промышленность;

Б) пищевая;

В) продукты питания;

Г) перерабатывающая;

Д) сфера материального производства.

26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:

А) чистая (совершенная) конкуренция;

Б) олигополия;

В) монополия;

Г) монополистическая конкуренция.

27.Расположите последовательно:

А) лидерство;

Б) соглашение фирм;

В) стратегические барьеры;

Г) координация.

28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:

А) фабрика;

Б) подотрасль;

В) отрасль;

Г) межотраслевой комплекс.

29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.

30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….

31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).

IV. Практическое задание:

Задача 1.

Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 30·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 15. Цена продукта на рынке р = 5.

Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,

если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =30);

если фирма управляется менеджерами, стремящимися к мак­симизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,1·p + L [2].

Задача 2

В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:

Энергетическая компания Мощность, млн. кВт
57, 44
12, 91
11,14
8,11
5,35
1,83
0,16
0,59

1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.

2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?

3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?

Вариант 3

I. Реферат

на тему: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений».

II. Определение категорий

  1. Вертикально ограничительные контракты.
  2. Доминирующая фирма.
  3. Индекс Джини.
  4. Поглощение.
  5. Минимально эффективный выпуск.

III. Тестовое задание

1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:

А) монополия;

Б) олигополия;

В) теневой бизнес;

Г)совершенная конкуренция.

3. Олигополия - это:

А) содружество частных предприятий;

Б) тип рыночной структуры;

В) фирма монополист;

Г) способ интеграции производств.

3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:

А) стратегическое ценообразование;

Б) вертикальная интеграция;

В) диверсификация деятельности фирмы;

Г) дифференциация товаров.

4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:

А) Идентичные;

Б) Субституты;

В) Однородные;

Г) Взаимозаменяемые.

5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:

А) горизонтальная;

Б) прямая;

В) вертикальная;

Г) условная.

6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:

А) научно-технический прогресс;

Б) численность населения;

В) уровень культуры и материального состояния населения;

Г) экономическая политика государства.

7.К ценовым барьерам относится:

А) дополнительное инвестирование;

Б) применение запретительных цен;

В) дифференциация продукции;

Г) вертикальная интеграция.

8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:

А) 2;

Б) 4;

В) 3;

Г) 5.

9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:

А) коэффициент опережения;

Б) капитальные вложения;

В) уровень обеспеченности продукции;

Г) приведенные затраты.

10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:

А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;

Б) коэффициент опережения;

В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;

Г) капитальные вложения.

11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:

А) Кейнсом;

Б) Кузнецом;

В) Робинсоном;

Г) Марксом.

12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:

А) товарные;

Б) производственные;

В) финансовые;

Г) территориальные.

13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:

А) локальные;

Б) финансовые;

В) временные;

Г) продуктовые.

14.Что не относится к формам существования концентрации:

А) разнородное производство на предприятии;

Б) производство однородной продукции;

В) комбинирование в рамках одного предприятия

Г) специализация производства.

15.Отдельным сектором экономики не выделяют:

А) домашнее хозяйство;

Б) госучреждения;

В) фирма;

Г) строительство.

16.Россия занимает первое место по:

А) добыче естественного газа;

Б) добыче нефти;

В) производству бумаги;

Г) производству листового проката.

17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:

а) дифференциация продукта;

Б) эластичность и темпы роста спроса;

В) применение запретительных цен;

Г) иностранная конкуренция.

18Дополните определение:

Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.

19Дополните высказывание:

Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…

20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:

А) природно-экономические;

Б) экономико-политические;

В) технико-экономические;

Г) обеспеченность районов транспортными средствами.

21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

А) общих капитальных вложений;

Б) полной себестоимости;

В) опережения;

Г) приведенных затрат.

22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…

А) зонирования;

Б) сравнительной вариантной оценки;

В) опережения;

Г) оценки взаимодействующих факторов.

23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

А) хозяйственных;

Б) отраслевых;

В) институциональных;

Г) экономических.

24 Найдите соотношение:

1.Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц

2.Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц

3.Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти

4.Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в

Промышленность

25Определите цепочку:

А) Промышленность;

Б) пищевая;

В) продукты питания;

Г) перерабатывающая;

Д) сфера материального производства.

26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:

А) чистая (совершенная) конкуренция;

Б) олигополия;

В) монополия;

Г) монополистическая конкуренция.

27.Расположите последовательно:

А) лидерство;

Б) соглашение фирм;

В) стратегические барьеры;

Г) координация.

28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:

А) фабрика;

Б) подотрасль;

В) отрасль;

Г) межотраслевой комплекс.

29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.

30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….

31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).

IV. Практическое задание:

Задача 1.

Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 45·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 20. Цена продукта на рынке р = 4.

Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,

если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =35);

если фирма управляется менеджерами, стремящимися к мак­симизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,2·p + L [2].

Задача 2

В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:

Энергетическая компания Мощность, млн. кВт
58, 44
13, 91
1,14
8,11
5,35
1,83
1,16
0,59

1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.

2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?

3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?

Вариант 4.

I. Реферат

на тему: «Анализ слияний и поглощений в российской экономике. Политика государства в отношении слияний и поглощений».

II. Определение категорий

  1. Коэффициент энтропии.
  2. Абсолютное преимущество в издержках.
  3. Работающая конкуренция.
  4. Слияние.
  5. Вертикальная продуктовая дифференциация.

III. Тестовое задание

1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:

А) монополия;

Б) олигополия;

В) теневой бизнес;

Г)совершенная конкуренция.

4. Олигополия - это:

А) содружество частных предприятий;

Б) тип рыночной структуры;

В) фирма монополист;

Г) способ интеграции производств.

3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:

А) стратегическое ценообразование;

Б) вертикальная интеграция;

В) диверсификация деятельности фирмы;

Г) дифференциация товаров.

4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:

А) Идентичные;

Б) Субституты;

В) Однородные;

Г) Взаимозаменяемые.

5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:

А) горизонтальная;

Б) прямая;

В) вертикальная;

Г) условная.

6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:

А) научно-технический прогресс;

Б) численность населения;

В) уровень культуры и материального состояния населения;

Г) экономическая политика государства.

7.К ценовым барьерам относится:

А) дополнительное инвестирование;

Б) применение запретительных цен;

В) дифференциация продукции;

Г) вертикальная интеграция.

8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:

А) 2;

Б) 4;

В) 3;

Г) 5.

9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:

А) коэффициент опережения;

Б) капитальные вложения;

В) уровень обеспеченности продукции;

Г) приведенные затраты.

10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:

А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;

Б) коэффициент опережения;

В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;

Г) капитальные вложения.

11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:

А) Кейнсом;

Б) Кузнецом;

В) Робинсоном;

Г) Марксом.

12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:

А) товарные;

Б) производственные;

В) финансовые;

Г) территориальные.

13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:

А) локальные;

Б) финансовые;

В) временные;

Г) продуктовые.

14.Что не относится к формам существования концентрации:

А) разнородное производство на предприятии;

Б) производство однородной продукции;

В) комбинирование в рамках одного предприятия

Г) специализация производства.

15.Отдельным сектором экономики не выделяют:

А) домашнее хозяйство;

Б) госучреждения;

В) фирма;

Г) строительство.

16.Россия занимает первое место по:

А) добыче естественного газа;

Б) добыче нефти;

В) производству бумаги;

Г) производству листового проката.

17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:

а) дифференциация продукта;

Б) эластичность и темпы роста спроса;

В) применение запретительных цен;

Г) иностранная конкуренция.

18Дополните определение:

Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.

19Дополните высказывание:

Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…

20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:

А) природно-экономические;

Б) экономико-политические;

В) технико-экономические;

Г) обеспеченность районов транспортными средствами.

21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

А) общих капитальных вложений;

Б) полной себестоимости;

В) опережения;

Г) приведенных затрат.

22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…

А) зонирования;

Б) сравнительной вариантной оценки;

В) опережения;

Г) оценки взаимодействующих факторов.

23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

А) хозяйственных;

Б) отраслевых;

В) институциональных;

Г) экономических.

24 Найдите соотношение:

1.Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц

2.Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц

3.Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти

4.Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в

Промышленность

25Определите цепочку:

А) Промышленность;

Б) пищевая;

В) продукты питания;

Г) перерабатывающая;

Д) сфера материального производства.

26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:

А) чистая (совершенная) конкуренция;

Б) олигополия;

В) монополия;

Г) монополистическая конкуренция.

27.Расположите последовательно:

А) лидерство;

Б) соглашение фирм;

В) стратегические барьеры;

Г) координация.

28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:

А) фабрика;

Б) подотрасль;

В) отрасль;

Г) межотраслевой комплекс.

29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.

30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….

31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).

IV. Практическое задание:

Задача 1.

Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 50·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 20. Цена продукта на рынке р = 3.

Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,

если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =40);

если фирма управляется менеджерами, стремящимися к мак­симизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,2·p + L [2].

Задача 2

В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:

Энергетическая компания Мощность, млн. кВт
57, 44
12, 91
1,14
18,11
5,35
1,83
0,16
0,59

1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.

2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?

3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?

Вариант 5.

I. Реферат

на тему: «Стабильные и нестабильные картели. Практика создания и функционирования картелей».

II. Определение категорий

  1. Горизонтальная продуктовая дифференциация.
  2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
  3. Совершенная конкуренция.
  4. Отраслевая рыночная структура.
  5. Стратегическое поведение фирмы.

III. Тестовое задание

1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:

А) монополия;

Б) олигополия;

В) теневой бизнес;

Г)совершенная конкуренция.

5. Олигополия - это:

А) содружество частных предприятий;

Б) тип рыночной структуры;

В) фирма монополист;

Г) способ интеграции производств.

3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:

А) стратегическое ценообразование;

Б) вертикальная интеграция;

В) диверсификация деятельности фирмы;

Г) дифференциация товаров.

4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:

А) Идентичные;

Б) Субституты;

В) Однородные;

Г) Взаимозаменяемые.

5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:

А) горизонтальная;

Б) прямая;

В) вертикальная;

Г) условная.

6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:

А) научно-технический прогресс;

Б) численность населения;

В) уровень культуры и материального состояния населения;

Г) экономическая политика государства.

7.К ценовым барьерам относится:

А) дополнительное инвестирование;

Б) применение запретительных цен;

В) дифференциация продукции;

Г) вертикальная интеграция.

8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:

А) 2;

Б) 4;

В) 3;

Г) 5.

9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:

А) коэффициент опережения;

Б) капитальные вложения;

В) уровень обеспеченности продукции;

Г) приведенные затраты.

10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:

А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;

Б) коэффициент опережения;

В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;

Г) капитальные вложения.

11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:

А) Кейнсом;

Б) Кузнецом;

В) Робинсоном;

Г) Марксом.

12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:

А) товарные;

Б) производственные;

В) финансовые;

Г) территориальные.

13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:

А) локальные;

Б) финансовые;

В) временные;

Г) продуктовые.

14.

Наши рекомендации