Критерии оценки качества выполнения контрольной работы
Качество контрольной работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и глубоко раскрыто студентом содержание темы реферата, решена задача, выполнены тестовые задания и определены категории.
«Зачет» по контрольной работе ставится при правильных ответах на все задания. На каждую контрольную работу преподаватель представляет краткую письменную рецензию, в которой указываются ее положительные и отрицательные моменты, и дается общая оценка «зачтена» или «не зачтена». Если при первоначальной проверке работы преподавателем обнаружатся неправильные или недостаточно полные ответы, то работа должна быть доработана с учетом замечаний преподавателя. Повторно работу рецензирует тот же преподаватель, который рецензировал ее первый раз.
Прием контрольных работ на проверку осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным центром дистанционного образования.
Студент, не получивший «зачет» по контрольной работе, не может быть допущен к экзамену по дисциплине «Теория отраслевых рынков»
4. Варианты контрольной работы по дисциплине
«Теория отраслевых рынков».
Контрольная работа
по дисциплине «ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»
Вариант 1.
I. Реферат
на тему: «Рынки дифференцированных продуктов в моделях пространственной дифференциации Хотеллинга и Салопа (теория и примеры)».
II. Определение категорий
- Вертикальная интеграция.
- Монопсония.
- Относительное преимущество в издержках.
- Трансакционные издержки.
- Коэффициент Тобина.
III. Тестовое задание
1. Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:
А) монополия;
Б) олигополия;
В) теневой бизнес;
Г)совершенная конкуренция.
2. Олигополия - это:
А) содружество частных предприятий;
Б) тип рыночной структуры;
В) фирма монополист;
Г) способ интеграции производств.
3. Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:
А) стратегическое ценообразование;
Б) вертикальная интеграция;
В) диверсификация деятельности фирмы;
Г) дифференциация товаров.
4. Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:
А) Идентичные;
Б) Субституты;
В) Однородные;
Г) Взаимозаменяемые.
5. К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:
А) горизонтальная;
Б) прямая;
В) вертикальная;
Г) условная.
6. Что не оказывает влияния на структуру промышленности:
А) научно-технический прогресс;
Б) численность населения;
В) уровень культуры и материального состояния населения;
Г) экономическая политика государства.
7. К ценовым барьерам относится:
А) дополнительное инвестирование;
Б) применение запретительных цен;
В) дифференциация продукции;
Г) вертикальная интеграция.
8. Сколько типов рыночных структур принято выделять:
А) 2;
Б) 4;
В) 3;
Г) 5.
9. Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:
А) коэффициент опережения;
Б) капитальные вложения;
В) уровень обеспеченности продукции;
Г) приведенные затраты.
10. Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:
А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;
Б) коэффициент опережения;
В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;
Г) капитальные вложения.
11. Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:
А) Кейнсом;
Б) Кузнецом;
В) Робинсоном;
Г) Марксом.
12. Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:
А) товарные;
Б) производственные;
В) финансовые;
Г) территориальные.
13. Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:
А) локальные;
Б) финансовые;
В) временные;
Г) продуктовые.
14. Что не относится к формам существования концентрации:
А) разнородное производство на предприятии;
Б) производство однородной продукции;
В) комбинирование в рамках одного предприятия
Г) специализация производства.
15. Отдельным сектором экономики не выделяют:
А) домашнее хозяйство;
Б) госучреждения;
В) фирма;
Г) строительство.
16. Россия занимает первое место по:
А) добыче естественного газа;
Б) добыче нефти;
В) производству бумаги;
Г) производству листового проката.
17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:
а) дифференциация продукта;
Б) эластичность и темпы роста спроса;
В) применение запретительных цен;
Г) иностранная конкуренция.
18Дополните определение:
Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.
19Дополните высказывание:
Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…
20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:
А) природно-экономические;
Б) экономико-политические;
В) технико-экономические;
Г) обеспеченность районов транспортными средствами.
21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
А) общих капитальных вложений;
Б) полной себестоимости;
В) опережения;
Г) приведенных затрат.
22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…
А) зонирования;
Б) сравнительной вариантной оценки;
В) опережения;
Г) оценки взаимодействующих факторов.
23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.
А) хозяйственных;
Б) отраслевых;
В) институциональных;
Г) экономических.
24Найдите соотношение:
- Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц
- Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц
- Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти
- Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в
Промышленность
25Определите цепочку:
А) Промышленность;
Б) пищевая;
В) продукты питания;
Г) перерабатывающая;
Д) сфера материального производства.
26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:
А) чистая (совершенная) конкуренция;
Б) олигополия;
В) монополия;
Г) монополистическая конкуренция.
27.Расположите последовательно:
А) лидерство;
Б) соглашение фирм;
В) стратегические барьеры;
Г) координация.
28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:
А) фабрика;
Б) подотрасль;
В) отрасль;
Г) межотраслевой комплекс.
29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.
30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….
31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).
IV. Практические задания :
Задача 1.
Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 50·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 10. Цена продукта на рынке р = 2.
Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,
если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =30);
если фирма управляется менеджерами, стремящимися к максимизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,1·p + L [2].
Задача 2
В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:
Энергетическая компания | Мощность, млн. кВт |
57, 44 | |
12, 91 | |
1,14 | |
8,11 | |
5,35 | |
1,83 | |
0,16 | |
0,59 |
1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.
2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?
3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?
Вариант 2.
I. Реферат
на тему: «Характеристика вертикальных интегрированных структур в современной российской экономике».
II. Определение категорий
- Давальческие контракты.
- Грабительское ценообразование.
- Монополистическая конкуренция.
- Х-эффективность.
- Ценовая дискриминация.
III. Тестовое задание
1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:
А) монополия;
Б) олигополия;
В) теневой бизнес;
Г)совершенная конкуренция.
2. Олигополия - это:
А) содружество частных предприятий;
Б) тип рыночной структуры;
В) фирма монополист;
Г) способ интеграции производств.
3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:
А) стратегическое ценообразование;
Б) вертикальная интеграция;
В) диверсификация деятельности фирмы;
Г) дифференциация товаров.
4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:
А) Идентичные;
Б) Субституты;
В) Однородные;
Г) Взаимозаменяемые.
5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:
А) горизонтальная;
Б) прямая;
В) вертикальная;
Г) условная.
6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:
А) научно-технический прогресс;
Б) численность населения;
В) уровень культуры и материального состояния населения;
Г) экономическая политика государства.
7.К ценовым барьерам относится:
А) дополнительное инвестирование;
Б) применение запретительных цен;
В) дифференциация продукции;
Г) вертикальная интеграция.
8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:
А) 2;
Б) 4;
В) 3;
Г) 5.
9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:
А) коэффициент опережения;
Б) капитальные вложения;
В) уровень обеспеченности продукции;
Г) приведенные затраты.
10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:
А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;
Б) коэффициент опережения;
В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;
Г) капитальные вложения.
11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:
А) Кейнсом;
Б) Кузнецом;
В) Робинсоном;
Г) Марксом.
12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:
А) товарные;
Б) производственные;
В) финансовые;
Г) территориальные.
13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:
А) локальные;
Б) финансовые;
В) временные;
Г) продуктовые.
14.Что не относится к формам существования концентрации:
А) разнородное производство на предприятии;
Б) производство однородной продукции;
В) комбинирование в рамках одного предприятия
Г) специализация производства.
15.Отдельным сектором экономики не выделяют:
А) домашнее хозяйство;
Б) госучреждения;
В) фирма;
Г) строительство.
16.Россия занимает первое место по:
А) добыче естественного газа;
Б) добыче нефти;
В) производству бумаги;
Г) производству листового проката.
17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:
а) дифференциация продукта;
Б) эластичность и темпы роста спроса;
В) применение запретительных цен;
Г) иностранная конкуренция.
18Дополните определение:
Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.
19Дополните высказывание:
Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…
20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:
А) природно-экономические;
Б) экономико-политические;
В) технико-экономические;
Г) обеспеченность районов транспортными средствами.
21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
А) общих капитальных вложений;
Б) полной себестоимости;
В) опережения;
Г) приведенных затрат.
22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…
А) зонирования;
Б) сравнительной вариантной оценки;
В) опережения;
Г) оценки взаимодействующих факторов.
23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.
А) хозяйственных;
Б) отраслевых;
В) институциональных;
Г) экономических.
24 Найдите соотношение:
1.Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц
2.Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц
3.Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти
4.Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в
Промышленность
25Определите цепочку:
А) Промышленность;
Б) пищевая;
В) продукты питания;
Г) перерабатывающая;
Д) сфера материального производства.
26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:
А) чистая (совершенная) конкуренция;
Б) олигополия;
В) монополия;
Г) монополистическая конкуренция.
27.Расположите последовательно:
А) лидерство;
Б) соглашение фирм;
В) стратегические барьеры;
Г) координация.
28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:
А) фабрика;
Б) подотрасль;
В) отрасль;
Г) межотраслевой комплекс.
29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.
30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….
31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).
IV. Практическое задание:
Задача 1.
Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 30·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 15. Цена продукта на рынке р = 5.
Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,
если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =30);
если фирма управляется менеджерами, стремящимися к максимизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,1·p + L [2].
Задача 2
В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:
Энергетическая компания | Мощность, млн. кВт |
57, 44 | |
12, 91 | |
11,14 | |
8,11 | |
5,35 | |
1,83 | |
0,16 | |
0,59 |
1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.
2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?
3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?
Вариант 3
I. Реферат
на тему: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений».
II. Определение категорий
- Вертикально ограничительные контракты.
- Доминирующая фирма.
- Индекс Джини.
- Поглощение.
- Минимально эффективный выпуск.
III. Тестовое задание
1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:
А) монополия;
Б) олигополия;
В) теневой бизнес;
Г)совершенная конкуренция.
3. Олигополия - это:
А) содружество частных предприятий;
Б) тип рыночной структуры;
В) фирма монополист;
Г) способ интеграции производств.
3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:
А) стратегическое ценообразование;
Б) вертикальная интеграция;
В) диверсификация деятельности фирмы;
Г) дифференциация товаров.
4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:
А) Идентичные;
Б) Субституты;
В) Однородные;
Г) Взаимозаменяемые.
5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:
А) горизонтальная;
Б) прямая;
В) вертикальная;
Г) условная.
6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:
А) научно-технический прогресс;
Б) численность населения;
В) уровень культуры и материального состояния населения;
Г) экономическая политика государства.
7.К ценовым барьерам относится:
А) дополнительное инвестирование;
Б) применение запретительных цен;
В) дифференциация продукции;
Г) вертикальная интеграция.
8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:
А) 2;
Б) 4;
В) 3;
Г) 5.
9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:
А) коэффициент опережения;
Б) капитальные вложения;
В) уровень обеспеченности продукции;
Г) приведенные затраты.
10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:
А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;
Б) коэффициент опережения;
В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;
Г) капитальные вложения.
11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:
А) Кейнсом;
Б) Кузнецом;
В) Робинсоном;
Г) Марксом.
12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:
А) товарные;
Б) производственные;
В) финансовые;
Г) территориальные.
13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:
А) локальные;
Б) финансовые;
В) временные;
Г) продуктовые.
14.Что не относится к формам существования концентрации:
А) разнородное производство на предприятии;
Б) производство однородной продукции;
В) комбинирование в рамках одного предприятия
Г) специализация производства.
15.Отдельным сектором экономики не выделяют:
А) домашнее хозяйство;
Б) госучреждения;
В) фирма;
Г) строительство.
16.Россия занимает первое место по:
А) добыче естественного газа;
Б) добыче нефти;
В) производству бумаги;
Г) производству листового проката.
17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:
а) дифференциация продукта;
Б) эластичность и темпы роста спроса;
В) применение запретительных цен;
Г) иностранная конкуренция.
18Дополните определение:
Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.
19Дополните высказывание:
Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…
20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:
А) природно-экономические;
Б) экономико-политические;
В) технико-экономические;
Г) обеспеченность районов транспортными средствами.
21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
А) общих капитальных вложений;
Б) полной себестоимости;
В) опережения;
Г) приведенных затрат.
22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…
А) зонирования;
Б) сравнительной вариантной оценки;
В) опережения;
Г) оценки взаимодействующих факторов.
23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.
А) хозяйственных;
Б) отраслевых;
В) институциональных;
Г) экономических.
24 Найдите соотношение:
1.Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц
2.Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц
3.Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти
4.Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в
Промышленность
25Определите цепочку:
А) Промышленность;
Б) пищевая;
В) продукты питания;
Г) перерабатывающая;
Д) сфера материального производства.
26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:
А) чистая (совершенная) конкуренция;
Б) олигополия;
В) монополия;
Г) монополистическая конкуренция.
27.Расположите последовательно:
А) лидерство;
Б) соглашение фирм;
В) стратегические барьеры;
Г) координация.
28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:
А) фабрика;
Б) подотрасль;
В) отрасль;
Г) межотраслевой комплекс.
29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.
30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….
31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).
IV. Практическое задание:
Задача 1.
Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 45·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 20. Цена продукта на рынке р = 4.
Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,
если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =35);
если фирма управляется менеджерами, стремящимися к максимизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,2·p + L [2].
Задача 2
В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:
Энергетическая компания | Мощность, млн. кВт |
58, 44 | |
13, 91 | |
1,14 | |
8,11 | |
5,35 | |
1,83 | |
1,16 | |
0,59 |
1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.
2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?
3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?
Вариант 4.
I. Реферат
на тему: «Анализ слияний и поглощений в российской экономике. Политика государства в отношении слияний и поглощений».
II. Определение категорий
- Коэффициент энтропии.
- Абсолютное преимущество в издержках.
- Работающая конкуренция.
- Слияние.
- Вертикальная продуктовая дифференциация.
III. Тестовое задание
1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:
А) монополия;
Б) олигополия;
В) теневой бизнес;
Г)совершенная конкуренция.
4. Олигополия - это:
А) содружество частных предприятий;
Б) тип рыночной структуры;
В) фирма монополист;
Г) способ интеграции производств.
3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:
А) стратегическое ценообразование;
Б) вертикальная интеграция;
В) диверсификация деятельности фирмы;
Г) дифференциация товаров.
4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:
А) Идентичные;
Б) Субституты;
В) Однородные;
Г) Взаимозаменяемые.
5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:
А) горизонтальная;
Б) прямая;
В) вертикальная;
Г) условная.
6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:
А) научно-технический прогресс;
Б) численность населения;
В) уровень культуры и материального состояния населения;
Г) экономическая политика государства.
7.К ценовым барьерам относится:
А) дополнительное инвестирование;
Б) применение запретительных цен;
В) дифференциация продукции;
Г) вертикальная интеграция.
8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:
А) 2;
Б) 4;
В) 3;
Г) 5.
9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:
А) коэффициент опережения;
Б) капитальные вложения;
В) уровень обеспеченности продукции;
Г) приведенные затраты.
10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:
А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;
Б) коэффициент опережения;
В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;
Г) капитальные вложения.
11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:
А) Кейнсом;
Б) Кузнецом;
В) Робинсоном;
Г) Марксом.
12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:
А) товарные;
Б) производственные;
В) финансовые;
Г) территориальные.
13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:
А) локальные;
Б) финансовые;
В) временные;
Г) продуктовые.
14.Что не относится к формам существования концентрации:
А) разнородное производство на предприятии;
Б) производство однородной продукции;
В) комбинирование в рамках одного предприятия
Г) специализация производства.
15.Отдельным сектором экономики не выделяют:
А) домашнее хозяйство;
Б) госучреждения;
В) фирма;
Г) строительство.
16.Россия занимает первое место по:
А) добыче естественного газа;
Б) добыче нефти;
В) производству бумаги;
Г) производству листового проката.
17.Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:
а) дифференциация продукта;
Б) эластичность и темпы роста спроса;
В) применение запретительных цен;
Г) иностранная конкуренция.
18Дополните определение:
Отрасль – это совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими …. в производстве.
19Дополните высказывание:
Теория квазиконкурентных рынков появилась в … году и была разработана…
20Выстроите в определенной последовательности факторы размещения промышленности:
А) природно-экономические;
Б) экономико-политические;
В) технико-экономические;
Г) обеспеченность районов транспортными средствами.
21.Какой коэффициент выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
А) общих капитальных вложений;
Б) полной себестоимости;
В) опережения;
Г) приведенных затрат.
22.Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод…
А) зонирования;
Б) сравнительной вариантной оценки;
В) опережения;
Г) оценки взаимодействующих факторов.
23.Под сектором экономики понимается совокупность…единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.
А) хозяйственных;
Б) отраслевых;
В) институциональных;
Г) экономических.
24 Найдите соотношение:
1.Экономика отрасли. А) группа хоз.однородных единиц
2.Отрасль. Б) совокупность инстит. единиц
3.Сектор экономики. В) наука об источ. рыноч. власти
4.Отраслевая структура. Г) состав отраслей входящих в
Промышленность
25Определите цепочку:
А) Промышленность;
Б) пищевая;
В) продукты питания;
Г) перерабатывающая;
Д) сфера материального производства.
26.Расположите рыночные структуры в зависимости от степени конкуренции:
А) чистая (совершенная) конкуренция;
Б) олигополия;
В) монополия;
Г) монополистическая конкуренция.
27.Расположите последовательно:
А) лидерство;
Б) соглашение фирм;
В) стратегические барьеры;
Г) координация.
28.Расположить понятия от более широкого к более узкому:
А) фабрика;
Б) подотрасль;
В) отрасль;
Г) межотраслевой комплекс.
29. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении…показателей с добавлением продукции.
30.Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….
31.Чем выше темпы роста спроса, тем …новым фирмам войти в отрасль, чем … концентрация на рынке фирм, тем выше конкуренция (легче, ниже).
IV. Практическое задание:
Задача 1.
Пусть производственная функция фирмы Q(L) = 50·L – L2 (при L < a/2). Постоянные затраты фирмы f = 20. Цена продукта на рынке р = 3.
Сравните объем продаж, число занятых и уровень переменных и постоянных издержек на единицу продукции,
если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна w =40);
если фирма управляется менеджерами, стремящимися к максимизации выплат своего вознаграждения, и сумма этих выплат зависит от прибыли (p) и числа занятых (L) как MS(p, L) = 20 + 0,2·p + L [2].
Задача 2
В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:
Энергетическая компания | Мощность, млн. кВт |
57, 44 | |
12, 91 | |
1,14 | |
18,11 | |
5,35 | |
1,83 | |
0,16 | |
0,59 |
1. Расcчитайте показатели концентрации: СR2, СR3 и СR4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.
2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?
3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?
Вариант 5.
I. Реферат
на тему: «Стабильные и нестабильные картели. Практика создания и функционирования картелей».
II. Определение категорий
- Горизонтальная продуктовая дифференциация.
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
- Совершенная конкуренция.
- Отраслевая рыночная структура.
- Стратегическое поведение фирмы.
III. Тестовое задание
1.Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:
А) монополия;
Б) олигополия;
В) теневой бизнес;
Г)совершенная конкуренция.
5. Олигополия - это:
А) содружество частных предприятий;
Б) тип рыночной структуры;
В) фирма монополист;
Г) способ интеграции производств.
3.Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:
А) стратегическое ценообразование;
Б) вертикальная интеграция;
В) диверсификация деятельности фирмы;
Г) дифференциация товаров.
4.Близкие товары, на производство которых используются однородные ресурсы и схожие технологии:
А) Идентичные;
Б) Субституты;
В) Однородные;
Г) Взаимозаменяемые.
5.К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:
А) горизонтальная;
Б) прямая;
В) вертикальная;
Г) условная.
6.Что не оказывает влияния на структуру промышленности:
А) научно-технический прогресс;
Б) численность населения;
В) уровень культуры и материального состояния населения;
Г) экономическая политика государства.
7.К ценовым барьерам относится:
А) дополнительное инвестирование;
Б) применение запретительных цен;
В) дифференциация продукции;
Г) вертикальная интеграция.
8.Сколько типов рыночных структур принято выделять:
А) 2;
Б) 4;
В) 3;
Г) 5.
9.Какой из показателей не характеризует оценку эффективности размещения производства:
А) коэффициент опережения;
Б) капитальные вложения;
В) уровень обеспеченности продукции;
Г) приведенные затраты.
10.Выделите показатель, не характеризующий отраслевую структуру промышленности:
А) доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства;
Б) коэффициент опережения;
В) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;
Г) капитальные вложения.
11Изучение отраслевых рынков с позиций определенного товара и определение границ рынка данного товара было предложено:
А) Кейнсом;
Б) Кузнецом;
В) Робинсоном;
Г) Марксом.
12.Выберите из ниже перечисленного факторы, не относящиеся к объектам сделок:
А) товарные;
Б) производственные;
В) финансовые;
Г) территориальные.
13.Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:
А) локальные;
Б) финансовые;
В) временные;
Г) продуктовые.
14.