Система защиты сознания общества
Для защиты развитого сознания, для оценки последствий изменения, введения или удаления точек привязки в сложном сознании, необходима сложная система защиты сознания.
С одной стороны, сознание должно быть гибким и открытым для обучения, с другой стороны – жёстким и закрытым в защите от вредного воздействия. Для разрешения этого противоречия всякое новое знание сравнивается с существующей системой мировоззрения.
Один человек может видеть мир так, как ему вздумается, и тысячами разных способов, которые могут быть прекрасны или ужасны. Но для взаимодействия людей нужна единая непротиворечивая система коллективного видения мира, и иногда индивидуальные восприятия приходится ограничивать ради единства общества. Такую систему создаёт религия и философия.
Религия и философия и являются теми надзорными системами, которые осуществляют защиту главных точек привязки, защиту мира отражений, защиту сознания общества.
Защита самой религии и философии не менее важна, чем защита материального мира, который они отражают. Защита религии и философии не менее важна, чем защита среды обитания общества.
Тот, кто получает контроль над религией и философией, получает контроль над общественным сознанием, над обществом, над миром.
Особенно важно ограничение деструктивных и порабощающих сознание культов и сект – будь то секта сайентологии, секта сатанизма, или всеобщий тоталитарный культ религии денег.
Уничтожение философии и религии – это уничтожение общественного сознания и уничтожение общества. Обычно оно начинается с превознесения прав отдельной личности на абсолютно независимую от всех точку зрения. Свобода индивидуального выражения важна. Но она должна чётко сопоставляться с конечной целью этих индивидуальных точек зрения и проверки того, не является ли это уничтожением или кардинальным изменением мира общества.
Религия денег, под лозунгами свободы слова и «демократии», снимает защиту со всех других религий и философий. Затем она отталкивается от ценностей других религий, от ценностей справедливости, усовершенствования человека и общества. Но в цели религии денег не входит развитие этих ценностей. Являясь деструктивным культом, она просто постепенно уничтожает человеческие ценности и заменяет их животными инстинктами. Через животные инстинкты культ денег управляет миром.
* * *
Главная проблема в защите сознания возникает тогда, когда развитие общества или развитие конкурирующего общества выходит за рамки существующей религии или философии. Тогда появляется слишком много фактов, которые не вписываются в религиозную или философскую систему, и потому разламывают её.
В этот момент возможно три варианта: (1) либо будет осуществлено обновление самой религии и философии, (2) либо она будет заменена философией врага, (3) либо общество вообще погибнет.
Именно такая ситуация сложилась сейчас в России. Направо пойдёшь – поганым станешь, налево пойдёшь – никуда не придёшь, прямо пойдёшь – далеко не уйдёшь.
* * *
Как общество может определить, какие из его понятий наиболее важны для него? Понимание самого себя – это непростая задача.
Парадоксальным образом можно обратить вред в пользу. Можно определить те точки, которые наиболее яростно атакуются противником. Эти точки наиболее страшны для противника, значит, они наиболее важны для нас.
Подумайте, почему такие атаки ведутся на Сталина и на его эпоху. Наоборот, эпоху Хрущёва хвалят, а к эпохе Брежнева относятся безразлично.
* * *
В побеждённой стране, не защитившей своё сознание, можно говорить об оккупации сознания.
Страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Страна, которая не хочет кормить своих философов, будет кормить жрецов чужого культа.
Наличие чёткой, самосовершенствующейся и единой для всех членов общества религиозной и философской системы – это не вопрос науки или «любви к мудрости». Это вопрос выживания общества, вопрос сохранения всего мира как мы знаем его.
Свобода и независимость начинаются со свободы и независимости сознания.
* * *
Без сложной высокоразвитой философии или религии не может существовать ни одно сильное общество. Чем глубже и шире философия, тем больше сознаний она может объединить, тем больше индивидуальных особенностей она сможет учесть, тем крепче, больше, мягче и здоровее будет общество.
«Русская идея» не может быть выражена в двух словах или на двух страничках. Невозможно откинуть всё существующее, откинуть просто из-за того, что оно несовершенно, а потом сесть, вдохновиться и придумать новое безупречное и совершенное мировоззрение [423] .
Также не имеет смысла и глубокомысленно и важно анализировать в каждой газете и в каждом журнале текущие события, не имея никакой собственной системной картины мира.
Надо не отрицать всё подряд, но надо пытаться определить, что именно устарело, что именно надо обновить. Если начинать с нуля, то это закончится – и уже заканчивается первобытным обществом, язычниками с автоматами Калашникова, отстреливающими друг друга в борьбе за яркие тряпки и блестящие побрякушки. Но это уже не «русская идея», это уже «африканская идея». Мы вернёмся к вопросу о том, какой могла бы стать сегодня русская философия, в 12-й главе.
II.