Система стандартов по безопасности труда

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов по безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007

Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems. Guidance for use of Gost 12.0.230-2007

МКС 13.100

Дата введения 2017-03-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2. ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. № 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ISO 3166) 004-97 Код страны по МК (ISO 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Кыргызстан KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. № 601-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВВЕДЕНИЕ

Широкое использование систем управления охраной труда (СУОТ) и их аналогов - систем организации работ по охране труда (СОРОТ) и/или систем управления промышленной безопасностью (СУПБ) показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда и безопасностью производства, помимо основополагающего документа, в качестве которого в странах СНГ выступает межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания, функцию которых и исполняет настоящий стандарт.

Для удобства пользования и обеспечения назначений настоящего стандарта цитируемые по мере необходимости в нужном логически связанном объеме требования ГОСТ 12.0.230 Система стандартов по безопасности труда - student2.ru , помещаемые в рамку, затем дополняются соответствующими руководящими указаниями по их использованию и внедрению. При этом для удобства нумерация разделов настоящего стандарта и ГОСТ 12.0.230 совпадает, а содержание текста, помещенного в рамку, воспроизводит текст ГОСТ 12.0.230, максимально приближающего русскоязычные требования текста ГОСТ 12.0.230 к смыслу требований его англоязычного оригинала [1]*.

________________

Система стандартов по безопасности труда - student2.ru Здесь и далее - ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками. Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников. Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации. Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта. На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.   [ГОСТ 12.0.230-2007, Введение]


Системный подход к управлению охраной труда и другими аспектами безопасности не только доказал на практике свою огромную полезность и преимущество перед другими стилями управления, но и приобрел богатый практический опыт наилучшей практики своего воплощения, который учтен при формулировке положений настоящего стандарта.

Международная практика убедительно показала, что наличие системы управления охраной труда не только позволяет достичь высоких целей предотвращения связанных с трудовой деятельностью травматизма и заболеваемости, но и повысить управляемость персонала, а также его способность строго выполнять предписанные требования, от инструкций по охране труда до технологических регламентов, и тем самым повысить не только дисциплину труда, но и качество продукции.

Установленные ГОСТ 12.0.230 общие требования и устанавливаемые в их развитие настоящим стандартом руководящие указания помогают работодателю и его ответственным должностным лицам полнее и эффективнее осуществить реализацию требований национального законодательства о том, что может быть сделано, а также путем внедрения апробированных приемов и методов, как это может быть сделано.

При этом понятие "организация" применяется в ГОСТ 12.0.230 и в настоящем стандарте в самом широком смысле, как любая относительно самостоятельно функционирующая организационная структура [например, это может быть организация любой формы собственности (юридическое лицо), или часть такой организации, или даже любое объединение организаций)].

В соответствии с духом трипартизма Международной организации труда установленные ГОСТ 12.0.230 требования направлены в первую очередь на создание и обеспечение работодателем функционирования результативной системы управления охраной труда. Будет или нет работодатель в дальнейшем оценивать соответствие созданной им и функционирующей у него системы управления требованиям ГОСТ 12.0.230, в том числе в форме сертификации, остается вне поля обязательных требований этого стандарта. Реальная действенность управления охраной труда, защиты работников от профессиональных рисков существенно зависят от качества создания и функционирования системы управления, но не от наличия или отсутствия ее сертификации. Именно поэтому сертификация системы управления охраной труда, являясь актом публичного демонстрирования и манифестирования, отчасти необходимым работодателю для успешного ведения им своей производственной деятельности, может, но не обязательно должна, быть логичным продолжением создания и внедрения в практику системы управления охраной труда.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230, поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230, эквивалентным соответствующим требованиям [1].

Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий). На национальном уровне стандарт должен служить: а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами; б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда; в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности. На уровне организации стандарт предназначен: а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.   [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 1]

Настоящий стандарт разъясняет основные принципы системы управления охраной труда и смысл каждого требования ГОСТ 12.0.230, дает руководящие указания и рекомендации по их реализации.

Настоящий стандарт не содержит дополнительных требований к системе управления охраной труда, кроме тех, которые установлены в ГОСТ 12.0.230, а его положения не предполагают жесткую обязательность выполнения, лишь показывая наилучшие варианты в практической реализации требований ГОСТ 12.0.230.

Настоящий стандарт в совокупности с ГОСТ 12.0.230 может служить основой для построения отдельных и совместных с охраной труда систем управления промышленной безопасностью, транспортной безопасностью, пожарной безопасностью и другими видами безопасности производственной деятельности общества.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности чего-либо, например процесса или процедуры, для достижения установленных целей.

Примечание - Анализ включает в себя обзор того, что, кем и как делается, и подразумевает при необходимости критический пересмотр организацией рассматриваемого "чего-либо".

3.2 анализ результативности управления (высшим руководством, имеющим полномочия принимать решения, касающиеся всей системы управления) (management review): Важный этап оценки результативности применяемой системы управления, позволяющий вносить коррективы в деятельность и тем самым поддерживать процесс непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности.

3.3 документ (document): Информация и ее носитель, как правило, бумажный или электронный.

3.4 документация (documentation): Совокупность отдельных документов.

3.5 заинтересованная сторона (interested party): Лицо, группа лиц, сторонние организации или их группы, заинтересованные в деятельности или успехе организации.

Примеры - Потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество.

3.6 запись (record): Документ, который отражает/фиксирует достигнутые результаты или содержащий свидетельства осуществленной деятельности.

Примечания

1. Записи не требуют внесения в них изменений, так как они являются регистрирующими/учитывающими/фиксирующими реально бывшие факты документами.

2. Записи требуют особо тщательного их хранения.

3.7 исходный/начальный/первоначальный анализ (initial review): Элемент/часть системы управления, направленная на анализ исходной обстановки как "внутри" организации, так и внешних условий, позволяющая выработать стратегические цели и необходимые для их достижения направления деятельности.

3.8

корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Примечания 1. У несоответствия может быть несколько причин. 2. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения возникновения события.   [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.5]

3.9

несоответствие nonconformity): Невыполнение требования.   [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.2]

3.10 несчастный случай на производстве (occupational accident): Случай травмирования (включая летальный исход) работника или иного застрахованного лица, произошедший во время исполнения им своих трудовых обязанностей и в иных установленных законом случаях, расследованный и квалифицированный в соответствии с действующим законодательством.

3.11 осуществление (implementation): Элемент/часть системы управления, направленная на осуществление/выполнение мероприятий по достижению целей организации.

Примечание - Настоящий термин близок к русскому "внедрение".

3.12 планирование (planning): Элемент/часть системы управления, направленная на установление целей организации и определяющая необходимые действия/процессы постоянной деятельности и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей.

Примечания

1. Истинное значение понятия "planning" не совсем совпадает с понятием "планирование" в русском языке и в точности не передается последним даже в широком смысле этого слова, хотя и относительно близко ему по смыслу.

2. В действия раздела "Планирование" системы управления обычно входит планирование/конструирование/проектирование контуров будущей системы управления. В традициях русского языка этот раздел можно было бы назвать "Создание" или "Разработка" системы управления.

3.13 политика (policy): Общие намерения и стратегические направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством организации, подписанные им и доводящиеся до сведения всех работников и иных заинтересованных лиц.

3.14 представитель работодателя (employer’s representative): Работник, участвующий в управлении, включая управление охраной труда и безопасностью производства, и тем самым представляющий работодателя (часто называемый администрацией).

Примечание - Представителем работодателя, как правило, является руководитель, реже специалист.

3.15

предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Примечания 1. У потенциального несоответствия может быть несколько причин. 2. Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие - для предотвращения повторного возникновения события.   [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.4]

3.16 работающий (worker): Физическое лицо, работающее в интересах работодателя по договору гражданско-правового характера и не застрахованное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также все иные работающие на территории работодателя физические лица, не являющиеся работниками данного работодателя, включая работников подрядчика и субподрядчиков или иных физических лиц, работающих в интересах подрядчика или субподрядчика по любой форме правоотношений, либо физические лица, прикомандированные к работодателю.

3.17 руководитель (manager): Работник, участвующий в системе управления и в подчинении у которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18 руководство, положение, стандарт организации по системе управления охраной труда: Различные общепринятые наименования единого документа работодателя, устанавливающего систему управления охраной труда в организации.

3.19

соответствие (conformity): Выполнение требования.   [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.1]

3.20 специалист (specialist): Работник, участвующий в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21 субподрядчик (subcontractor): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлеченные подрядчиком для выполнения определенных видов работ в интересах организации.

Примечания

1. Субподрядчик является работодателем для своих работников.

2. Отношения между подрядчиком и субподрядчиком оформляются договором субподряда.

3. Субподрядчик может руководить организацией работ других субподрядчиков или иных физических лиц, с которыми у него имеются правоотношения.

3.22 техническое условие (specification): Общее требование технического (не нормативного) характера к созданию и функционированию системы управления.

3.23

требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Примечания 1. "Обычно предполагается" означает, что это общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания. 2. Установленным является такое требование, которое определено, например, в документе. 3. Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.   [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.1.2]

3.24 цели/стратегические цели (objectives): То, к чему направлена деятельность организации.

Политика

Пример - Инженер/менеджер/специалист по охране труда.

Руководители и специалисты являются должностными лицами работодателя, осуществляющими от лица работодателя функции управления.

Исполнители - это работники, не являющиеся ни руководителями, ни специалистами и выполняющие свои трудовые обязанности, не имея других работников в своем прямом или косвенном подчинении. Исполнители не представляют и не выполняют функций работодателя и не выступают от его имени.

Пример - Представители рабочих профессий.

Только при активном участии работников в управлении охраной труда организация может реально и полностью выполнять возложенные на нее законом обязанности по охране труда, способствовать внедрению передового опыта по охране труда, поддерживать свою политику в сфере охраны труда и безопасности производства, поскольку работодатель - это юридическое понятие и все его обязанности управления в реальности выполняют его работники - должностные лица - руководители и специалисты. При этом другим работникам - простым исполнителям, трудовые функции которых не связаны с участием в управлении охраной труда, - также следует быть вовлеченными в процесс управления охраной труда через своих представителей.

Работодателю, как собственнику и/или организатору производства, следует организовать и обеспечить участие работников в управлении. Поскольку работник может управлять чем-либо, только зная, чем именно он управляет, работодатель должен знакомить работников и их представителей со всеми аспектами охраны труда, связанными с их работой, включая аварийные мероприятия, и повышать их профессиональную компетенцию, проводить обучение по охране труда представителей работников. При этом работодателю следует так организовывать свои мероприятия по охране труда, чтобы работники и их представители имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и осуществления, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.

Для того чтобы работников не отрывать от выполнения своих трудовых обязанностей без особой нужды, все консультации администрация организации ведет периодически или по мере необходимости с представителями работников.

На таких представителей работодатель может возложить следующие функции:

а) осуществление оперативного контроля самостоятельно или совместно с представителями работодателя:

1) соблюдения должностными лицами работодателя законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;

2) состояния условий труда;

3) выполнения другими работниками-исполнителями их обязанностей по соблюдению норм, правил и инструкций по охране труда;

4) своевременного сообщения руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве;

5) соблюдения норм о рабочем времени и времени отдыха (правил внутреннего трудового распорядка);

6) предоставления компенсаций (если таковые предусмотрены национальным законодательством) за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

7) правильности применения работниками средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

б) участие в работе комиссий (в качестве представителей работников):

1) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

2) по разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

3) по расследованию происшествий, несчастных случаев, случаев острого отравления или лучевого поражения, случаев возможного хронического профессионального заболевания;

в) участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему на производстве;

г) информирование работников подразделения, в котором они работают, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда в своем трудовом коллективе.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы представителям работников, обеспечивать их за счет собственных средств правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда, предоставлять необходимое для выполнения общественной нагрузки время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Наилучшей формой "консультирования" является работа представителей работодателя и представителей работников в совместном комитете (комиссии) по охране труда, организуемом на паритетных началах. Работодатель и представители работников сами определяют, чем и как будет заниматься комитет (комиссия) с учетом действующего национального законодательства и наилучшей практики.

Организация

5.2.1 Обязанности и ответственность 5.2.1.1 Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации. 5.2.1.2 Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда. Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы: а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях; б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда; в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников; г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации; д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя; е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели; ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе; и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления; к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда; л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют. 5.2.1.3 На уровне руководителей высшего звена организации должны быть назначены лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по: а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда; б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда; в) содействию в участии всех членов организации.   [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.3]

Работодатель несет всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников перед законом, а значит, должен обеспечить эффективные руководство и организацию работ по охране труда в своей организации.

Структуры и процессы, позволяющие распределить обязанности работодателя, должны:

- обеспечивать управление охраной труда во всех линейных подразделениях и по всей вертикали управления, что означает охват всех должностных лиц и всех простых работников;

- определять и доводить до сведения членов организации обязанности, ответственность и полномочия всех лиц, которые участвуют в выявлении опасностей, оценивании рисков или определении мер по управлению рисками по охране труда;

- способствовать осуществлению быстрого оперативного руководства с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников при необходимости;

- способствовать сотрудничеству работников в сфере охраны труда и передаче и обмену информацией при осуществлении элементов системы управления охраной труда между членами организации, включая работников и их представителей;

- обеспечивать полное участие работников и их представителей в выполнении требований охраны труда, политики организации в этой области, включая участие представителей работников в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют;

- предоставлять необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета по охране труда, могли правильно выполнять свои функции.

При этом используемые организационные структуры и процессы должны:

- соблюдать установленные принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих нормативных документах и в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

- устанавливать и осуществлять ясную политику по охране труда и измеримые цели;

- устанавливать эффективные мероприятия по идентификации опасностей, устранению или снижению рисков травмирования или повреждения здоровья и тем самым способствовать сохранению здоровья на работе;

- устанавливать программы профилактики заболеваний и оздоровления работников.

Поскольку все работники делятся по своим управленческим функциям и подчиненности на руководителей, специалистов и исполнителей, то все права и вся ответственность работодателя за обеспечение охраны труда могут быть распределены между должностными лицами работодателя, осуществляющими функции управления. Функции работодателя по обеспечению охраны труда не могут быть возложены на исполнителей. К выполнению некоторых функций работодателя по обеспечению охраны труда могут быть привлечены вовлеченные в систему управления охраной труда представители работников на условиях их добровольного согласия.

Распределение обязанностей, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда осуществляет высшее руководство организации. Эта важнейшая процедура всей системы управления состоит в грамотной (с юридических и технико-организационных точек зрения) регламентации обязанностей, а также связанной с ними традиционной регламентации ответственности. Каждый работник должен иметь конкретные обязанности по охране труда, которые можно понять, можно выполнить, можно подвергнуть контролю и можно отчитаться об их выполнении, особенно при контроле вышестоящих органов (например, собственника или первого руководителя).

Распределяя обязанности, ответственность и полномочия, следует помнить, что все они устанавливаются в рамках тех или иных организационных структур (например, службы охраны труда) и предусматривают участие работников в тех или иных процессах функционирования системы управления (например, проведение проверок, заседаний, периодических собраний, информирование и отчетность и т.п.).

При разделении обязанностей ключевые позиции занимают первый руководитель организации, ведущие (часто называемые главными) специалисты, руководители структурных подразделений (линейные руководители), непосредственные руководители производственных работ (мастера). Важная роль отводится сознательному соблюдению всех требований охраны труда самими работниками-исполнителями.

Особая роль в системе управления охраной труда принадлежит первому руководителю организации-работодателя. При персональной ответственности за выполнение работодателем всех его обязанностей первый руководитель физически не может лично выполнять все обязанности работодателя по охране труда.

Однако первому руководителю следует:

- реалистически распределить обязанности по охране труда среди всех работников, в первую очередь среди руководителей и специалистов, с учетом структуры управления, численности организации, характера работ и закрепить их документально;

- задействовать все имеющиеся возможности трудового коллектива (и профсоюзной организации, если она существует) для социального партнерства в сфере охраны труда, для вовлечения всех работников в обеспечение безопасности своего труда и труда своих коллег;

- организовать реальное материальное и моральное стимулирование деятельности работников по охране труда;

- лично проводить анализ и оценку деятельности работников (и организации в целом) по обеспечению требований охраны труда, выполнения законодательно установленных обязанностей работодателя.

На уровне руководителей высшего звена должно быть назначено должностное лицо, наделенное особыми обязанностями, ответственностью и полномочиями в сфере охраны труда, которое:

- непосредственно возглавляет всю работу по соблюдению требований охраны труда и участию в управлении охраной труда всех членов организации;

- руководит функционированием, развитием, периодическим анализом и оценкой системы управления охраной труда;

- периодически отчитывается высшему руководству (первому руководителю, совету директоров и т.п.) о результативности функционирования системы управления охраной труда.

Руководители в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда и результативность управления охраной труда в подчиненных им подразделениях. Руководитель может письменно или даже устно делегировать свои обязанности любому подчиненному ему работнику, однако ответственность за осуществление таких обязанностей сохраняется за руководителем.

Среди всех прочих обязанностей

Наши рекомендации