Армировка ствола и направляющие устройства подъемных сосудов
315. Суммарный зазор между рабочими направляющими башмаками скольжения длиной не более 400 мм и контактными поверхностями проводников при их установке не должен превышать:
для металлических рельсовых и коробчатых проводников - 5 мм;
для деревянных проводников - 10 мм.
При увеличении указанных зазоров для металлических проводников до 10 мм, а для деревянных - до 15 мм башмаки подлежат замене.
Применение на подъемных сосудах упругих рабочих направляющих устройств разрешается только в сочетании с конструктивно обособленными предохранительными башмаками, установленными непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда.
При этом зазор между рабочими поверхностями проводников и предохранительными башмаками при их установке не должен превышать для рельсовых - 10 мм, для деревянных и металлических коробчатых - 15 мм на сторону. Предохранительные башмаки подлежат замене при увеличении указанных зазоров для деревянных и металлических - до 23 мм, для рельсовых проводников - до 15 мм. Заменяемые рабочие или предохранительные башмаки скольжения независимо от степени износа проводника должны обеспечивать соответствующие значения первоначальных зазоров.
Допускается в качестве рабочих башмаков на клетях и противовесах устанавливать непрерывные корытообразные направляющие по утвержденному проекту, при этом длина их должна быть не менее высоты металлоконструкции клети (противовеса). Первоначальные зазоры между рабочими поверхностями проводников и направляющих устройств на сторону как в лобовом, так и боковом направлениях должны быть не более 15 мм. При увеличении указанных зазоров до 25 мм направляющие либо их футерованные элементы подлежат замене. Глубина зева вновь устанавливаемых направляющих устройств для системы подъемный сосуд-проводник должна быть для направляющих клетей не менее 140 мм, для направляющих противовесов - не менее 125 мм.
Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть:
для металлических проводников прямоугольного сечения - не менее 70 мм;
для рельсовых проводников - 60 мм;
для деревянных проводников - 80 мм.
Глубина зева предохранительных башмаков скольжения при их установке должна быть:
для проводников из рельсов - 65 мм;
для проводников прямоугольного сечения - не менее 110 мм.
Внутренний диаметр новых втулок направляющих муфт для канатных проводников при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра соответствующего им проводникового каната. Не допускается износ втулок направляющих муфт более 5 мм по диаметру. Применение роликовых направляющих устройств сосудов при канатных проводниках не допускается.
Допускается по утвержденному проекту совместное применение деревянных и металлических коробчатых проводников в клетьевых и противовесных отделениях укосных копров, при этом все зазоры должны соответствовать требованиям настоящего пункта.
316. Деревянные проводники жесткой армировки подлежат замене при износе на сторону свыше 20 мм; стальные коробчатого сечения - свыше половины толщины стенки, по толщине стенка должна быть не менее 5 мм; канатные - при износе на 15% номинального диаметра каната, но не более половины высоты или диаметра наружных проволочек.
Полная инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе, каждой нитке (в местах наибольшего его износа) участком подъема рудника: металлических - через 2 года; деревянных - через 6 месяцев и при замене проводников с занесением результатов замеров в журнал записи результатов осмотра состояния проводников.
317. Эксплуатационные зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов, крепью и элементами армировки в вертикальных стволах стационарных подъемных установок должны соответствовать допустимым зазорам в стволах согласно приложению 3.
При проходческом подъеме зазор между средними направляющими канатами должен быть не менее 300 мм. При глубине ствола свыше 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, предупреждающих возможность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между средними направляющими канатами больше или равны 250+H/3 мм, где H - глубина ствола, м.
Зазор между движущимися бадьями и крепью ствола или выступающими частями оборудования, расположенного в стволе (трубопроводами, балками и другими), должен быть не менее 400 мм.
Зазор между стенками раструба проходческого полка и выступающими частями движущейся направляющей рамки бадьи должен быть не менее 100 мм.
При проходке ствола с параллельным или последующим армированием зазоры между наиболее выступающей частью бадьи или направляющей рамки и расстрелами при канатных проводниках, расположенных в плоскости, перпендикулярной расстрелам, должны быть не менее 350 мм; при канатных проводниках, расположенных в плоскости, параллельной расстрелам, - не менее 400 мм; при жестких проводниках - между наиболее выступающей частью стойки направляющей рамки и проводником - не менее 30 мм.
Перед пуском вновь навешенного или отремонтированного подъемного сосуда (противовеса), а также после ремонтных работ в стволе, связанных с рихтовкой армировки, проводников или крепи, после падения в ствол предметов, могущих повлиять на положение армировки, должны производиться проверка зазоров, пробный прогон сосудов с записью результатов проверки в журнале записи результатов осмотра состояния стволов рудника.
318. Угол отклонения (девиация) струны каната на направляющих шкивах и барабанах не должен превышать 1°30', при бицилиндроконических барабанах допускается увеличение угла отклонения до 2° со стороны малого цилиндрического барабана в случае выполнения его с желобчатой поверхностью; при конических барабанах угол отклонения со стороны большого диаметра не должен превышать 1° и со стороны малого диаметра - 2°.
Во вновь монтируемых подъемных установках со шкивом трения, а также после реконструкции и модернизации действующих установок плоскость вращения направляющего шкива должна находиться внутри полного угла девиации струны каната.
Угол отклонения (девиация) струны каната на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих грузовых лебедок не должен превышать 2°30'.
ГЛАВА 31
ПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ И ЛЕБЕДКИ
319. В состав подъемных машин (максимальная допустимая скорость движения подъемного сосуда - более 4 м/с) и подъемных лебедок (максимальная скорость движения подъемного сосуда - до 4 м/с) должны входить:
приводные электродвигатели и редукторы (привод);
органы навивки каната (барабан, шкив трения);
посты управления;
управляющие, регулирующие устройства;
тормозные устройства;
подъемные канаты.
320. Подъемные установки, имеющие асинхронный подъемный электродвигатель, должны быть оснащены системой электродинамического торможения. Система электродинамического торможения в случае нарушения ее схемы должна включать предохранительный тормоз.
321. Отношение наименьшего диаметра органа навивки подъемной машины, канатоведущего или копрового шкива к диаметру каната должно быть не менее:
120 - для одноканатных подъемных машин со шкивом трения;
90 - для многоканатных подъемных машин с отклоняющими шкивами;
79 - для направляющих шкивов и барабанов подъемных установок на поверхности и многоканатных установок без отклоняющих шкивов;
60 - для направляющих шкивов и барабанов подъемных машин и лебедок, а также для машин и лебедок, используемых при проходке выработок;
50 - для передвижных подъемных машин, направляющих шкивов и барабанов лебедок породных отвалов и откаточных лебедок;
20 - для направляющих шкивов и барабанов проходческих грузовых лебедок, предназначенных для подвески полков, подвесных насосов, трубопроводов, спасательных лестниц и опалубок.
Для передвижных, вспомогательных и маневровых лебедок, а также для направляющих шкивов наклонных подъемных установок с углом обхвата шкива канатов до 15° указанное отношение не ограничивается.
322. Подъемные машины и лебедки должны быть снабжены аппаратом (индикатором), показывающим машинисту положение сосудов в стволе.
При работе подъемной машины на проходке или углубке ствола на реборде барабана должна наноситься отметка верхнего среза раструба проходческого подвесного полка.
На лебедках, предназначенных для навески оборудования, при проходке вертикальных стволов индикатор глубины не требуется.
Каждая подъемная машина должна иметь исправно действующие:
приборы, регистрирующие все циклы работы машины и позволяющие анализировать скорость и направление движения (информация хранится один месяц);
приборы для измерения тока и напряжения в цепи главного тока и электродинамического торможения;
приборы, показывающие избыточное давление сжатого воздуха или масла в тормозной системе.
323. Каждая подъемная машина и лебедка должны иметь рабочий и предохранительный тормоза с независимым включением привода. Тормоз должен воздействовать на орган навивки.
В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость движения каната не более соответственно 0,2 и 0,35 м/с) должны быть предусмотрены: маневровый тормоз на валу двигателя или на промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное устройство на барабане (храповичный останов) и блокировка, исключающая пуск электродвигателя в направлении спуска груза при включенных предохранительном тормозе и стопорном устройстве.
324. В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины (лебедки) отношение момента, создаваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее 3.
Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен обеспечивать момент, не менее создаваемого предохранительным тормозом.
При перестановке холостого барабана тормозное устройство должно развивать на одном тормозном шкиве (ободе) момент, равный не менее 1,2 статического момента, создаваемого весом порожнего сосуда и весом головного и уравновешивающего канатов.
У проходческих лебедок и лебедок для спасательных лестниц тормозные моменты, создаваемые отдельно как маневровым, так и предохранительным тормозом, должны быть не менее 2-кратного по отношению к наибольшему статическому моменту нагрузки, причем включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим срабатыванием маневрового тормоза.
Кроме тормоза, на случай регулировки положения барабанов или ремонта тормозного устройства в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство. При применении барабанов, допускающих дистанционное отсоединение их от вала (с целью регулирования взаимного положения подъемных сосудов), должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая предварительное застопоривание освобождаемого барабана.
325. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза (с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилия в исполнительном органе тормоза) действующих подъемных машин не должна превышать:
0,5 с - при пневмогрузовом приводе, а также при пневмопружинном приводе с угловым перемещением колодок;
0,6 с - при гидрогрузовом приводе;
0,3 с - при пневмопружинном и гидропружинном приводах, а также для всех вновь создаваемых конструкций тормозных устройств.
Время срабатывания тормоза (с момента разрыва цепи защиты до момента появления тормозного усилия, равного статическому) независимо от типа привода тормоза не должно превышать 0,8 с.
Для проходческих лебедок продолжительность холостого хода не должна превышать 1,5 с.
326. После замены элементов тормозной системы (тормозных колодок, тяги, цилиндров и другого) необходимо производить ее испытание. Результаты испытания оформляются актом произвольной формы, утверждаемым главным механиком рудника.
327. На вертикальных грузолюдских и людских подъемах навивка канатов на барабаны машин должна быть однослойной.
На подъемных машинах грузовых вертикальных подъемов, установленных на поверхности, допускается двухслойная навивка канатов на барабан.
Трехслойная навивка допускается на всех остальных эксплуатационных грузовых подъемах и при проходке вертикальных и наклонных выработок.
Навивочная поверхность барабана или его футеровка должна иметь нарезные канавки независимо от числа слоев навивки.
На аварийно-ремонтных и вспомогательных грузовых подъемных установках (породные стволы, подъем грузов на эстакады, спуск и подъем грузов и вспомогательных материалов по вертикальным и наклонным выработкам с количеством циклов не более 10 в смену), а также на проходческих лебедках со скоростью не выше 0,4 м/с и лебедках для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) допускается многослойная навивка, определяемая канатоемкостью барабана.
При наличии более одного слоя навивки канатов на барабан должны соблюдаться следующие условия:
реборды барабана должны выступать над верхним слоем на 2,5 диаметра каната;
барабаны должны быть оснащены устройством для обеспечения плавного перехода каната с одного слоя на другой и равномерной навивки каната на барабан;
за критическим участком каната в местах перехода его с одного слоя на другой должно вестись дополнительное наблюдение. Канат в месте перехода с одного слоя на другой должен осматриваться в неподвижном состоянии, и результаты осмотра должны регистрироваться в журнале записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода.
Барабаны проходческих лебедок должны иметь реборды с двух сторон, выступающие над верхним слоем навивки не менее чем на 2,5 диаметра каната.
На проходческих лебедках, имеющих скорость не выше 0,2 м/с, допускается иметь высоту реборды над верхним слоем навивки не менее 1,5 диаметра каната.
Наличие футеровки и нарезанных канавок на барабане проходческих лебедок (скорость не выше 0,2 м/с) и лебедок для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) не обязательно.
При строительстве и реконструкции рудников, а также при необходимости проведения выработок околоствольного двора через скиповой ствол разрешается двухслойная или трехслойная навивка канатов на барабан грузолюдских подъемов на указанных стволах в период проведения горизонтальных и наклонных выработок. При этом, кроме соблюдения условий, указанных выше, должны разрабатываться и утверждаться главным инженером шахтостроительной организации дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность спуска и подъема работников, занятых на этих работах.
328. Для ослабления натяжения каната в месте его прикрепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения на барабанах, футерованных деревом или прессмассой, и не менее пяти витков трения на барабанах, не футерованных фрикционными материалами.
Кроме витков трения должны быть запасные витки для периодических испытаний канатов, которые могут располагаться как на поверхности барабана, так и внутри него. Бобины, предназначенные для размещения запасных витков каната, должны иметь специальное устройство, позволяющее фиксировать их относительно барабана машины.
329. Проходческие лебедки, предназначенные для подвески полков, должны быть оснащены защитными средствами от перенапряжения канатов.
330. Всякое размыкание цепи защиты независимо от длительности его действия должно вызывать предохранительное торможение подъемной машины с отключением подъемного двигателя от сети. Действие предохранительного торможения может быть прекращено только машинистом подъемной машины или обслуживающим персоналом.
ГЛАВА 32