Обслуживание подъемных установок

331. Подъемные сосуды, парашюты, стопоры, кулаки, качающиеся площадки, подвесные и прицепные устройства, направляющие устройства, проводники, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровка и подшипники, тормозная система и все другие элементы подъемной машины, аппаратура защиты, стволовая сигнализация и система управления должны осматриваться и проверяться ежесуточно механиком (электромехаником) подъема или работниками, имеющими соответствующую квалификацию и назначенными распоряжением по руднику для этой цели. Этими же работниками ежесуточно должны осматриваться армировка при скорости движения сосудов до 1 м/с и не реже одного раза в неделю производиться детальный ее осмотр при скорости 0,3 м/с. Участки стволов, находящиеся в ремонте, должны детально осматриваться ежесуточно также при скорости 0,3 м/с.

Сегменты футеровки ведущих шкивов подъемных установок со шкивами трения и футерованных отклоняющих шкивов, а также на копровых шкивах должны прикрепляться так, чтобы на кромках желоба футеровки не было никаких соединительных частей, которые при нарушении их крепления могли бы попасть в желоб под канат. Болты, закрепляющие футеровку, подлежат осмотру еженедельно. Обнаруженные при этом негодные болты подлежат немедленно замене новыми. Реборды направляющих шкивов и шкивов трения вновь изготовляемых машин должны выступать над верхней частью каната не менее чем на 1,5 его диаметра.

Сегменты футеровки шкивов должны заменяться новыми при изношенности их в глубину на один диаметр (без учета первоначального углубления), на сторону - на половину диаметра каната.

Сегменты футеровки шкивов должны заменяться новыми также и в том случае, если остаточная высота ее в результате износа окажется равной 0,75 диаметра каната.

Шкивы с литыми или штампованными ободами, не предусматривающие применение футеровки, подлежат замене новыми или восстановлению наплавкой по технологической карте, разработанной специализированной организацией, при износе толщины обода или реборды до 50% их начальной толщины.

Перед навеской нового каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал шкивы подлежат осмотру главным механиком рудника или его заместителем; при этом измеряется сечение канавки. Результаты осмотра записываются в журнал записи результатов осмотра подъемной установки с зарисовкой сечения канавки шкива наиболее изношенного места.

Главный механик и главный энергетик рудника не реже одного раза в 15 дней должны производить проверку правильности работы предохранительного тормоза и защитных устройств и не реже одного раза в месяц исправность всех остальных вышеперечисленных элементов подъемной установки. Результаты осмотра должны заноситься в журнал записи результатов осмотра подъемной установки.

Копры должны осматриваться комиссией под председательством главного инженера рудника.

Осмотр металлических и железобетонных копров должен производиться один раз в год, а проходческих - два раза в год.

332. Ремонт и осмотр в стволе производятся, стоя на крыше незагруженного скипа или клети.

Работники должны быть прикреплены к канату или элементам подвесного устройства предохранительными поясами и защищены от случайно падающих предметов съемными зонтами из листовой стали.

Не допускается прикрепление предохранительными поясами к армировке ствола, к конструктивным элементам, заделанным в крепь ствола, забитым в крепь крючьям и другим.

333. Каждая подъемная машина должна обслуживаться машинистом, прошедшим обучение в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих) по данной специальности.

(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)

Машинистами подъемных машин могут назначаться работники не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право обслуживания потенциально опасных объектов, выданное в соответствии с постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. N 13 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2013, 8/27147). Эти работники должны пройти предварительный медицинский осмотр, обучение в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих) по соответствующей специальности и сдать квалификационной комиссии экзамены на право управления подъемными машинами и иметь месячный стаж по управлению подъемной машиной под руководством опытного машиниста после окончания обучения.

(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)

Машинисты подъемных машин назначаются приказом (распоряжением) руководства рудника и обязаны ежегодно проходить периодический медицинский осмотр и проверку знаний по специальности. Проверка знаний по специальности проводится также во всех случаях при нарушении ими настоящих Правил. После перерыва в работе более одного месяца (отпуск, болезнь и другое), а также при переходе на работу на другую подъемную установку одного или другого типа машинист должен пройти инструктаж и проверку практических навыков работы (стажировку) под руководством другого машиниста. К самостоятельному управлению машиной он может быть допущен только после письменного разрешения начальника участка рудничного подъема или работника, его замещающего.

334. Способы управления подъемными машинами могут быть следующими:

для скиповых подъемных установок:

автоматический - при котором весь цикл подъема руды выполняется автоматически после получения сигнала готовности от верхнего разгрузочного и нижнего загрузочного устройств, при этом присутствие машиниста подъемной машины необязательно;

полуавтоматический - при котором включение подъемной машины осуществляет машинист после получения сигнала (команды) на отправку скипов, а цикл подъема завершается автоматически;

ручной - при котором управление подъемной машиной осуществляется машинистом после получения сигнала (команды) на отправку скипа;

для клетевых подъемных установок:

полуавтоматический - при котором сигнал (команда) на отправку клети (клетей) формируется посредством аппаратуры стволовой сигнализации, включение подъемной машины осуществляет машинист, а цикл подъема выполняется автоматически;

ручной - при котором после получения сигнала (команды) на отправку клети (клетей) машинист осуществляет включение и управление подъемной машиной до завершения цикла подъема.

Часть исключена с 1 мая 2014 года. - Постановление МЧС от 10.04.2014 N 10.

335. Во время спуска и подъема смены рабочих должен быть второй машинист, имеющий право на управление этой машиной, в обязанности которого входит наблюдение за процессом подъема и спуска и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы подъемной машины и неправильных действий сменного машиниста. Допускается отсутствие второго машиниста, если система автоматизированного управления подъемной машиной позволяет завершить цикл подъема (спуска) клети до нулевой отметки (горизонта) без присутствия машиниста подъемной машины.

336. Машинист, принимающий смену, перед началом работы обязан проверить исправность машины согласно технологической инструкции по проверке защит и блокировок, утвержденной организацией. Производить спуск и подъем работников разрешается после предварительного перегона обоих подъемных сосудов вниз-вверх вхолостую. Результаты проверки машинист обязан занести в журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин.

Во время проведения ремонтных работ проверка исправности подъемной установки производится после окончания ремонта.

О всех замеченных повреждениях машинист подъемной машины обязан сообщить руководителю смены, специалистам участка рудничного подъема, находящимся на смене, и диспетчеру рудника. Причины повреждения и меры, принятые для их устранения, должны заноситься в журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин.

337. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания и в околоствольных дворах действующих горизонтов должны находиться поверхностные и подземные стволовые.

При разносторонней посадке в клеть и выходе из клети стволовые должны иметь помощников, находящихся по другую сторону клети.

Если одновременно происходит посадка работников в двухэтажную клеть или выход из нее, то на приемных площадках должно находиться не менее двух стволовых. Не допускаются посадка и выход работников из клети после сигнала на отправку клети.

На промежуточных горизонтах, на которых не производятся прием и выдача грузов и имеется рабочая сигнализация поверхностному стволовому и машинисту, а также прямая телефонная связь с ними, допускается спуск (подъем) работников при отсутствии на них стволовых при следующих условиях:

в клети находится стволовой (лифтер);

в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации поверхностному стволовому и машинисту, а также речевой канал связи с машинистом подъемной установки.

При управлении подъемной установки стволовым (лифтером) из клети наличие поверхностных и подземных стволовых не обязательно.

338. У всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны быть сведения с указанием:

фамилии работника, ответственного за безопасную организацию спуска и подъема работников;

графика подъема и спуска работников;

применяемых сигналов в случае применения кодово-импульсных сигналов;

числа работников, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети или бадье.

О всех запрещениях или ограничениях пользования подъемной установкой для спуска и подъема работники должны быть своевременно оповещены. Машинисты подъема, поверхностные и подземные стволовые должны быть проинструктированы о причинах запрещения и ограничений пользования подъемной установкой с записью в журнале приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин.

339. На всех приемных площадках должны быть вывешены таблицы с указанием допустимой загрузки клетей, а для подъемных установок со шкивами трения - указания об одновременной загрузке обеих клетей для предотвращения опасности скольжения. Стволовые не реже одного раза в 6 месяцев должны быть проинструктированы о правилах и нормах загрузки.

340. Перед вводом в эксплуатацию и в дальнейшем один раз в год специализированная наладочная бригада с участием работников участка рудничного подъема и энергомеханической службой рудника должна производить технический контроль и наладку шахтной подъемной установки в установленном организацией порядке.

Сроки проведения наладочных работ определяются графиком, утвержденным главным инженером организации.

После выполнения работ по техническому контролю и наладке шахтной подъемной установки главный механик и главный энергетик рудника совместно с руководителем наладочной бригады производят контрольные испытания ее. О проведении контрольных испытаний составляется протокол, который утверждается главным механиком рудоуправления. Отчет о проведении ревизии и наладки передается в установленном порядке главному энергетику и главному механику рудника не позднее 10 рабочих дней после контрольных испытаний.

При техническом контроле вновь вводимых в эксплуатацию тормозных устройств, копровых шкивов и валов подъемных установок необходимо производить их дефектоскопию. В дальнейшем дефектоскопия должна производиться не реже одного раза в 3 года.

Не реже одного раза в год маркшейдерская служба рудника (рудоуправления, организации) или специализированная сторонняя организация выполняют полную проверку геометрических связей шахтного подъема, копра и шкивов в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ. По результатам проверки главный маркшейдер рудника совместно с начальником подъема оформляет акт с указанием измеренных и допустимых отклонений параметров геометрических элементов, который утверждается главным инженером рудника. В случае выявленных недопустимых отклонений разрабатываются мероприятия по их устранению с указанием срока выполнения.

Через 6 месяцев после технического контроля и наладки каждая эксплуатационная и проходческая подъемная установка должна подвергаться техническому осмотру и испытанию комиссией под руководством главного механика (главного энергетика) рудника.

Объем технического осмотра и испытаний определяется инструкцией по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок.

О проведении осмотра и испытаний составляется акт произвольной формы и утверждается главным инженером рудника.

341. На каждой подъемной установке должны быть:

график работы подъема, утвержденный главным инженером рудника, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;

паспорт подъемной машины, редуктора и подъемного электродвигателя (место хранения паспорта определяет главный механик рудника);

детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров;

исполнительные электрические схемы (принципиальные, монтажные);

схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;

инструкция по охране труда для машинистов подъемных установок;

прошнурованные журналы: журнал записи результатов осмотра подъемной установки, журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода, журнал записи результатов осмотра тормозных и амортизационных канатов подъемной установки, журнал записи результатов осмотра резинотросовых уравновешивающих канатов, журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин, журнал записи результатов осмотра состояния стволов рудника, журнал сдачи в ремонт и приема из ремонта подъемной установки;

график работы подъема, утвержденный главным инженером рудника, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров подъемной установки;

регламентные карты по техническому осмотру и ремонту подъемной установки.

Схема тормозного устройства, исполнительная электрическая схема, схема парашютных устройств и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном отделении.

В здании подъемной машины должно быть кроме рабочего освещения еще и аварийное, независимое от рабочей осветительной сети. Не допускается для аварийного освещения применение индивидуальных светильников всех типов.

По истечении нормативного срока эксплуатации оборудование подъемных установок (шахтные подъемные машины, клети, скипы, копровые шкивы, подвесные и прицепные устройства) должно подвергаться техническому диагностированию на предмет продления срока его эксплуатации.

Нормативный срок эксплуатации оборудования определяется согласно паспортным данным завода-изготовителя или других ТНПА.

Техническое диагностирование оборудования проводится ОАО "Белгорхимпром" по согласованным и утвержденным в установленном порядке методикам диагностирования с выдачей заключения о техническом состоянии оборудования и возможности продления сроков его эксплуатации.

(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)

Документально оформленные результаты и выводы по техническому диагностированию являются одним из оснований для продления срока эксплуатации оборудования. Решение о продлении срока эксплуатации оборудования принимается комиссией под председательством главного механика (энергетика) организации. Решение о продлении срока эксплуатации оформляется соответствующим актом.

ГЛАВА 33

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУДНИЧНЫМ КАНАТАМ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК

342. Стальные канаты, применяемые на подъемных установках рудников, должны отвечать требованиям действующих ТНПА.

Для подъема со шкивами трения должны применяться канаты из оцинкованной проволоки или имеющие специальные покрытия, обеспечивающие антикоррозионную устойчивость.

Применение стальных канатов допускается при:

наличии заключения ОАО "Белгорхимпром" о соответствии конструкции канатов действующим ТНПА;

(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)

наличии подтверждения соответствия ТР ТС 010/2011 на каждый вид стальных канатов;

(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)

положительных результатах испытаний стальных канатов в лаборатории разрушающего контроля, аккредитованной в установленном порядке.

(в ред. постановления МЧС от 10.04.2014 N 10)

Конструкции канатов должны выбираться в соответствии с требованиями по эксплуатации стальных канатов для конкретных подъемных установок.

343. К навеске на многоканатной подъемной установке допускаются канаты одной и той же конструкции, одного и того же диаметра, изготовленные на одном и том же заводе, с одинаковой маркой проволок, одной партии.

На каждой многоканатной подъемной установке количество канатов левой и правой свивки должно быть одинаковым.

Разница значений разрывных усилий отдельных канатов не должна превышать 5% по отношению к наибольшему разрывному усилию.

При выходе из строя одного из головных подъемных канатов заменяются все головные канаты.

При выходе из строя 1 - 2 канатов в результате нарушения их конструктивной целостности в процессе навески или в начальный период эксплуатации (не более двух месяцев) допускается замена только вышедших из строя канатов.

344. Подъемные канаты людских и грузолюдских подъемных установок должны быть грузолюдскими марки ВК, В, а остальные - не ниже марки I. В качестве тормозных, а также амортизационных канатов парашютов должны применяться нераскручивающиеся круглопрядные канаты с органическим сердечником. Диаметр наружных проволочек тормозных канатов должен быть не менее 2 мм.

345. Подъемные канаты для подъемных сосудов и противовесов рудничных подъемных установок должны иметь при навеске запас прочности по максимальной статической нагрузке не ниже:

9,5-0,001L (L - длина отвеса каната, м) - для людских, грузолюдских (при расчете по людям) одноканатных подъемных установок, не оборудованных парашютами;

9-кратного - для людских и аварийно-ремонтных подъемных установок, людских и грузолюдских (при расчете по людям) двухканатных подъемных установок со шкивами трения, не оборудованных парашютами;

8-кратного - для подъемных установок со шкивами трения одноканатных (людских, грузолюдских и грузовых) и многоканатных (людских и грузолюдских) подъемных установок;

7,5-кратного - для грузолюдских подъемных установок (при расчете по грузу), для подвески механических грузчиков (грейферов) в стволе, проходческих люлек, используемых для ремонта ствола;

7-кратного - для грузовых многоканатных подъемных установок;

6,5-кратного - для грузовых подъемных установок;

6-кратного - для передвижных аварийных подъемных установок, спасательных лестниц, проводниковых канатов, канатов для подвески полков, насосов труб водоотлива, проходческих агрегатов;

5,5-кратного - для резинотросовых уравновешивающих канатов;

5-кратного - для отбойных канатов, канатных проводников проходческого оборудования (за исключением грузолюдских подъемных установок, проходческих люлек, используемых для ремонта ствола; передвижных аварийных подъемных установок), для подъемных канатов при разовом спуске под подъемным сосудом негабаритных грузов и при навеске (замене) подъемных сосудов на многоканатных подъемных установках;

3-кратного от максимальной динамической нагрузки - для тормозных и амортизационных канатов парашютов;

6,5-кратного - для стропов многократного использования при спуске негабаритных и длинномерных грузов под подъемным сосудом.

Стыковые соединения резинотросовых уравновешивающих канатов должны иметь запасы прочности в соответствии с требованиями действующей инструкции по эксплуатации огнестойких резинотросовых уравновешивающих канатов в стволах рудников, утвержденной организацией.

346. Подъемные канаты для вертикальных стволов при максимальной длине отвеса более 600 м могут навешиваться, если отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к концевому грузу (без учета массы подъемного каната) не менее:

13-кратного - для людских подъемных установок;

10-кратного - для грузолюдских подъемных установок;

8,5-кратного - для грузовых подъемных установок;

11,5-кратного - для подъемных установок со шкивами трения, одноканатных (людских, грузолюдских и грузовых) и многоканатных людских и грузолюдских установок, кроме двухканатных подъемов, не оборудованных парашютами;

9,5-кратного - для многоканатных грузовых подъемных установок.

Запас прочности с учетом массы каната должен быть: не ниже 4,5-кратного - для грузовых подъемов и 5-кратного - для людских и грузолюдских подъемных установок.

347. На одноканатных подъемных установках с канатными проводниками для обоих подъемных сосудов должны навешиваться головные канаты одного диаметра, конструкции и направления свивки.

348. На каждом многоканатном подъеме, независимо от его назначения, должно быть не менее 2 уравновешивающих канатов.

349. В качестве канатных проводников и отбойных канатов эксплуатационных стволов должны применяться канаты закрытой конструкции, имеющие в наружном слое проволоки фасонного профиля высотой не менее 5 мм. Для этих целей допускается применение круглопрядных нераскручивающихся однослойных канатов крестовой свивки с металлическим сердечником и диаметром наружных проволок не менее 2 мм. Рекомендуется применение оцинкованных канатов. В качестве канатных проводников проходческих подъемов должны применяться такие же однослойные круглопрядные канаты, как с металлическим, так и с органическим сердечником, а также многопрядные канаты, имеющие наружные проволоки диаметром не менее 1,5 мм.

350. Запас прочности каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к расчетной статической нагрузке на канат. Проволоки, не выдержавшие испытания на разрыв или перегиб, а также оборванные, в расчет суммарного разрывного усилия каната не принимаются.

Расчетная статическая нагрузка подъемного каната складывается из массы клети или скипа с прицепными устройствами, массы максимального груза, массы каната от точек схода его со шкива до точки прикрепления к клети или скипу, находящихся на приемной площадке нижнего горизонта.

На установках с тяжелым нижним уравновешивающим канатом (большей линейной массой, чем у подъемного каната) при расчете статической нагрузки вместо массы подъемного каната должна приниматься масса нижнего уравновешивающего каната при положении подъемного сосуда на верхней приемной площадке.

Запас прочности нижнего уравновешивающегося каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия каната к статической нагрузке на канат.

ГЛАВА 34

НАДЗОР ЗА КАНАТАМИ

351. Не допускается навешивать или продолжать работу счаленными стальными канатами с порванными, выпученными или запавшими прядями, узлами, "жучками", а также с утонением более 10% номинального диаметра.

352. Канаты рудничных подъемных установок подлежат осмотру работниками, специально назначенными распоряжением по руднику, в следующие сроки:

ежесуточно - подъемные канаты сосудов и противовесов вертикальных подъемных установок, уравновешивающие канаты подъемных установок со шкивами трения;

еженедельно - подъемные и уравновешивающие канаты подъемных установок, тормозные и проводниковые канаты с участием электромеханика или механика подъема (старшего механика);

ежемесячно - амортизационные, тормозные и отбойные канаты, подъемные и уравновешивающие канаты, включая участки каната в запанцировке, с участием главного механика рудника или его заместителя.

353. Все канаты должны осматриваться по всей рабочей длине при скорости движения не более 0,3 м/с.

Поврежденные участки канатов, а также стыковые соединения резинотросовых канатов должны осматриваться при неподвижном канате.

Для осмотра подъемных и нижних уравновешивающих канатов должны быть оборудованы специальные площадки, обеспечивающие безопасность при осмотре и позволяющие осуществлять контроль за состоянием канатов по всей их длине.

На подъемных установках ежесуточный осмотр канатов, у которых число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок каната на длине одного шага свивки, допускается производить при скорости движения не более 1 м/с при условии, что один работник осматривает не более двух канатов одновременно на многоканатных установках.

354. Не допускается эксплуатация стальных прядевых канатов рудничных подъемных установок, если при их осмотре установлено наличие на каком-либо участке обрывов проволок, число которых на шаге свивки от общего их числа в канате достигает:

2% - для подъемных канатов сосудов и противовесов одноканатных людских и грузолюдских подъемных установок, не оборудованных парашютами;

5% - для подъемных канатов сосудов и противовесов, канатов для подвески полков и механических грузчиков (грейферов);

10% - для уравновешивающих, амортизационных, проводниковых и отбойных канатов.

Если этот участок находится в месте крепления каната к прицепному устройству, то разрешается этот конец каната с оборванными проволоками отрубить и снова прикрепить канат к ковшу.

Тормозной канат парашютов подлежит замене: при износе, а также коррозии наружных проволок на 50% площади их сечения или когда на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 10% общего их числа в канате.

В журнале записей результатов осмотра подъемных канатов и их расхода должен быть отмечен наиболее поврежденный участок (шаг), на котором число оборванных проволок превышает 2% общего числа проволок каната.

355. Не допускается эксплуатация подъемных канатов закрытой конструкции:

при износе более половины высоты проволок наружного слоя;

при нарушении замка наружных проволок фасонного профиля (расслоение проволок);

при выходе проволоки из замка на поверхность каната, если она не поддается заделке в канат или запайке;

при наличии трех оборванных проволок (включая и запаянные) фасонного профиля наружного слоя на длине участка, равной трем шагам их свивки, или двенадцати оборванных проволок на всей рабочей длине каната.

Допускается эксплуатация канатов, имеющих волнообразные участки без нарушения замка наружных проволок и сохраняющих гладкую поверхность до явного нарушения замка (расслоение) наружных проволок или выхода одной проволоки из замка на указанном участке.

356. Проводниковые канаты подлежат замене:

при износе на 15% номинального диаметра, но не более половины высоты наружных проволок;

если на 100 м длины каната закрытой конструкции обнаружено два обрыва наружных проволок.

Если при обрыве наружные проволоки в канате закрытой конструкции выходят из замка, то их необходимо запаять.

357. Замене по предельному сроку службы подлежат канаты, если истек предельный срок эксплуатации канатов согласно приложению 4, при условии, если они не подвергаются инструментальной проверке.

358. На многоканатных подъемных установках должен еженедельно осуществляться контроль распределения нагрузки между головными канатами в соответствии с установленным порядком по контролю и регулировке распределения нагрузки между головными канатами. Если относительная перегрузка одного из канатов многоканатной подъемной установки в нижнем положении подъемных сосудов превышает 15% или в верхнем - 25%, то подъемная установка должна быть остановлена для регулировки распределения нагрузки на канаты.

359. На каждую подъемную установку для спуска и подъема работников должен быть испытанный и годный для навески запасной канат (для многоканатных подъемов - полный комплект головных канатов на одну подъемную установку). Допускается для группы подъемных установок рудника иметь один канат, пригодный для навески на каждую подъемную установку.

При хранении перед навеской канаты должны промазываться бескислотной смазкой и должны храниться на деревянном настиле под навесом, предотвращающем попадание на них атмосферных осадков.

Канаты неоцинкованные или не имеющие специального покрытия во время эксплуатации должны смазываться специальной канатной смазкой не реже двух раз в месяц.

При изготовлении головных канатов для подъемных машин со шкивами трения на проволоки в процессе свивки прядей должна наноситься антикоррозионная фрикционная канатная смазка. В процессе эксплуатации эти канаты могут смазываться только антикоррозионной фрикционной смазкой.

ГЛАВА 35

ИСПЫТАНИЯ КАНАТОВ

360. Рудничные канаты должны испытываться в соответствии с инструкцией по испытанию рудничных канатов в аккредитованной лаборатории разрушающего контроля.

361. Все подъемные и уравновешивающие канаты вертикальных рудничных подъемов должны быть испытаны перед навеской.

Резервный ранее испытанный подъемный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 2 года после проведения испытаний.

362. Канаты, испытанные перед навеской, должны повторно испытываться (за исключением канатов подъемных установок со шкивами трения, канатов для подвески полков) в следующие сроки:

через каждые 6 месяцев - на людских и грузолюдских подъемных установках, а также для проходческих люлек;

через 12 месяцев - после навески и затем через каждые 6 месяцев на грузовых, аварийно-ремонтных и передвижных подъемных установках, а также спасательных лестницах;

через 6 месяцев - после навески, а затем через каждые 3 месяца - подъемные многопрядные неоцинкованные малокрутящиеся канаты (грузовые и грузолюдские).

Срок повторных испытаний канатов исчисляется с момента их навески.

Канаты, используемые для спасательных лестниц и проходческих люлек, могут повторно не испытываться, если они подвергались инструментальному контролю согласно приложению 5.

Круглопрядные подъемные канаты барабанных людских, грузовых и грузолюдских подъемных установок с посадкой сосудов под загрузку на жесткие посадочные устройства подлежат перепанцировке в прицепных устройствах не реже одного раза в 6 месяцев.

Каждая проволока вновь навешенного каната должна быть испытана на разрыв и перегиб в соответствии с инструкцией по испытанию рудничных канатов. Канат должен быть забракован, если при испытании перед его навеской суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, составляет:

для канатов, служащих для подъема и спуска работников (марки ВК, B), - 6%;

для грузовых канатов (марка I) - 10%.

363. Канат должен быть снят и заменен другим, если при повторном испытании:

запас его прочности окажется ниже 7-кратного - для людских и грузолюдских одноканатных подъемных установок, не оборудованных парашютами, для людских и аварийно-ремонтных подъемов; 6-кратного - для грузолюдских подъемов и проходческих люлек; 5-кратного - для грузовых, передвижных подъемных установок и спасательных лестниц;

суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната. Для канатов в вертикальных стволах с максимальной длиной отвеса более 600 м, рассчитанных по переменному запасу прочности, распространяется только это условие.

364. Для испытания каната отрезается его конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний каната отрезается кусок его такой же длины над последним жимком запанцировки.

Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен: копией сертификата (заводского паспорта), заверенной главным механиком рудника; дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой. На ярлыке должны быть указаны: организация, номер и назначение подъема, канат правый или левый, заводской номер каната, нормативные документы, диаметр каната, конструкция каната, даты навески, отрубки и отправки каната на испытание. Оба конца образца каната должны быть надежно обвязаны проволокой.

При положительных результатах испытаний образца каната дальнейшая его эксплуатация производится по разрешению главного механика рудника.

ГЛАВА 36

Наши рекомендации