Тема 7.1. Основы учёта и отчётности

Студен должен

уметь:

- оформлять и заполнять все реквизиты документов первичного, учёта в лесничестве и лесопарке;

- вести журналы и книги учёта работ, реализации продукции, табель учёта использования рабочего времени;

знать:

- задачи и значение учёта;

- виды учёта и документацию хозяйственных операций;

- реквизиты документов, документооборот;

- учёт денежных средств, лесных платежей, основных средств;

- учёт материалов, выполненных работ и продукции;

- учёт выходов на работу и расчётов с работниками;

- порядок инвентаризации.

Понятие о хозяйственном учёте и его виды. Международная система учёта. Документация хозяйственных операций. Виды документов, документооборот. Реквизиты документов и требования, предъявляемые к их составлению. Учёт основных средств, материалов, производственных запасов. Учёт труда и его оплаты. Учёт законченных лесных объектов, работ и готовой продукции, работы транспортных средств. Учёт и хранение денежных средств.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, её виды, задачи и порядок проведения.

Методические рекомендации

Каждое предприятие в процессе материального производства совершает различные хозяйственные операции. Чтобы контролировать выполнение плана, следить за правильным использованием средств производства, обеспечивать высокую эффективность производства, необходимо вести постоянный хозяйственный учет.

Хозяйственный учет – это наблюдение и контроль за ходом производственного процесса, измерение его результатов и отражение этого процесса в документах.

Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно по окончании операции.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Ответственность за своевременное и качественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

Статистический учет отражает и контролирует массовые явления в области лесных отношений, выявляет закономерности их развития.

В статистическом учете используются все виды учетных измерителей.

Необходимо обратить внимание на статистическую отчетность хозяйствующих субъектов и лесничества.

Литература [1, 2, 3, 4]

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения понятий: «хозяйственный учет», «бухгалтерский учет», «статистический учет».

2. Что предоставляет собой первичный учетный документ?

3. Назовите первичную учетную документацию движения основных средств и укажите назначение инвентарной карточки.

4. Назовите первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов.

5. Перечислите и охарактеризуйте назначение первичных документов по учету денежных средств.

6. Перечислите формы первичных документов по учёту денежных средств.

Тема 7.2. Анализ производственно - хозяйственной

Деятельности предприятия

Студен должен

знать:

- задачи, цели и значение анализа производственной, хозяйственной и финансовой деятельности;

- методы и виды анализа текущей деятельности;

- анализ выполнения лесных планов и регламентов.

Задачи, методы и виды анализа производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Анализ использования производственных средств, лесных и трудовых ресурсов. Анализ выполнения производственных заданий и лесных платежей. Анализ основных технико-экономических показателей.

Методические рекомендации

Анализ хозяйственной деятельности предприятия является необходимым условием грамотного принятия управленческих и предпринимательских решений.

Под экономическим анализом понимают получение необходимой информации в виде отдельных показателей, характеризующих успешность работы предприятия или отдельного производства.

Основная задача экономического анализа заключается в выявлении внутренних резервов предприятия и определении путей улучшения его работы.

В организации экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности важно установить, какие показатели на данный отрезок времени являются ведущими, по которым должна производиться оценка результатов.

Важнейшим экономическим результатом рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал.

Основным итоговым финансовым документом предприятия является бухгалтерский баланс. Он позволяет оценить финансовое состояние предприятия, проанализировать наличие, размещение и пользование ресурсов, определить уровень финансовой устойчивости предприятия и ликвидность баланса.

Для анализа производственного и финансового состояния предприятия применяют различные методы и показатели.

Прежде всего, эта система показателей, характеризующая эффективность использования ресурсов, их отдачу; показатели рентабельности; показатели, отражающие рыночную, предпринимательскую активность предприятия; система показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Литература [1, 2, 3]

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные задачи и методы анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

2. В чем состоят цели и задачи анализа финансового состояния предприятия?

3. Укажите показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов.

4. Назовите группу показателей, характеризующих платежеспособность предприятия.

5. Назовите группу показателей, характеризующих финансовую устойчивости предприятия.

Раздел 8. Менеджмент

Наши рекомендации