Тема 7.1. Основы учёта и отчётности
Студен должен
уметь:
- оформлять и заполнять все реквизиты документов первичного, учёта в лесничестве и лесопарке;
- вести журналы и книги учёта работ, реализации продукции, табель учёта использования рабочего времени;
знать:
- задачи и значение учёта;
- виды учёта и документацию хозяйственных операций;
- реквизиты документов, документооборот;
- учёт денежных средств, лесных платежей, основных средств;
- учёт материалов, выполненных работ и продукции;
- учёт выходов на работу и расчётов с работниками;
- порядок инвентаризации.
Понятие о хозяйственном учёте и его виды. Международная система учёта. Документация хозяйственных операций. Виды документов, документооборот. Реквизиты документов и требования, предъявляемые к их составлению. Учёт основных средств, материалов, производственных запасов. Учёт труда и его оплаты. Учёт законченных лесных объектов, работ и готовой продукции, работы транспортных средств. Учёт и хранение денежных средств.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, её виды, задачи и порядок проведения.
Методические рекомендации
Каждое предприятие в процессе материального производства совершает различные хозяйственные операции. Чтобы контролировать выполнение плана, следить за правильным использованием средств производства, обеспечивать высокую эффективность производства, необходимо вести постоянный хозяйственный учет.
Хозяйственный учет – это наблюдение и контроль за ходом производственного процесса, измерение его результатов и отражение этого процесса в документах.
Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно по окончании операции.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Ответственность за своевременное и качественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным графиком документооборота.
Статистический учет отражает и контролирует массовые явления в области лесных отношений, выявляет закономерности их развития.
В статистическом учете используются все виды учетных измерителей.
Необходимо обратить внимание на статистическую отчетность хозяйствующих субъектов и лесничества.
Литература [1, 2, 3, 4]
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определения понятий: «хозяйственный учет», «бухгалтерский учет», «статистический учет».
2. Что предоставляет собой первичный учетный документ?
3. Назовите первичную учетную документацию движения основных средств и укажите назначение инвентарной карточки.
4. Назовите первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов.
5. Перечислите и охарактеризуйте назначение первичных документов по учету денежных средств.
6. Перечислите формы первичных документов по учёту денежных средств.
Тема 7.2. Анализ производственно - хозяйственной
Деятельности предприятия
Студен должен
знать:
- задачи, цели и значение анализа производственной, хозяйственной и финансовой деятельности;
- методы и виды анализа текущей деятельности;
- анализ выполнения лесных планов и регламентов.
Задачи, методы и виды анализа производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Анализ использования производственных средств, лесных и трудовых ресурсов. Анализ выполнения производственных заданий и лесных платежей. Анализ основных технико-экономических показателей.
Методические рекомендации
Анализ хозяйственной деятельности предприятия является необходимым условием грамотного принятия управленческих и предпринимательских решений.
Под экономическим анализом понимают получение необходимой информации в виде отдельных показателей, характеризующих успешность работы предприятия или отдельного производства.
Основная задача экономического анализа заключается в выявлении внутренних резервов предприятия и определении путей улучшения его работы.
В организации экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности важно установить, какие показатели на данный отрезок времени являются ведущими, по которым должна производиться оценка результатов.
Важнейшим экономическим результатом рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал.
Основным итоговым финансовым документом предприятия является бухгалтерский баланс. Он позволяет оценить финансовое состояние предприятия, проанализировать наличие, размещение и пользование ресурсов, определить уровень финансовой устойчивости предприятия и ликвидность баланса.
Для анализа производственного и финансового состояния предприятия применяют различные методы и показатели.
Прежде всего, эта система показателей, характеризующая эффективность использования ресурсов, их отдачу; показатели рентабельности; показатели, отражающие рыночную, предпринимательскую активность предприятия; система показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Литература [1, 2, 3]
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные задачи и методы анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
2. В чем состоят цели и задачи анализа финансового состояния предприятия?
3. Укажите показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов.
4. Назовите группу показателей, характеризующих платежеспособность предприятия.
5. Назовите группу показателей, характеризующих финансовую устойчивости предприятия.
Раздел 8. Менеджмент