Формы отчетности по производственной практике
Для прохождения производственной практики обучающийся получает в учебно-методическом отделе:
-- образец договора, который подписывается со стороны Челябинского филиала АНО ВПО «РАП» – директором филиала, со стороны предприятия – его руководителем (заместителем). Подписи заверяются печатями организаций.
-- дневник практики, подлежащий заполнению по мере прохождения практики с отметками о выполнении заданий руководителя от организации и отзывом этого руководителя, заверенный печатью организации (структурного подразделения).
После окончания производственной практики обучающийся составляет отчет, который в комплекте с вышеуказанными документами в течение одного месяца со дня окончания практики – до начала очередной сессии – представляет на проверку руководителю производственной практики от выпускающей кафедры.
При получении положительного отзыва от руководителей практики студент допускается к защите отчета . Защита проводится в очередную сессию согласно расписания.
Обязанности обучающегося и руководителей практики от кафедры и организации
Обучающийся должен:
- Своевременно и качественно пройти производственную практику, посещать место практики, выполнять все указания руководителей практики от кафедры и организации
- Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации
- Своевременно подготовить и защитить отчет по практике
Руководитель практики от выпускающей кафедры должен:
- Взаимодействовать с заведующим кафедрой по проблемным вопросам организации практики
- Распределить студентов по местам практики
- Провести со студентами организационное собрание
- Обеспечить своевременную выдачу заданий на практику
- Осуществлять контроль хода прохождения практики
- Организовать защиту отчетов по практике
- Провести итоговую конференцию по результатам практики
Руководитель практики от организации должен:
- Согласовать программу прохождения практики
- Распределить студентов-практикантов на рабочие места
- Познакомить студентов с правилами внутреннего трудового распорядка
- Обеспечить студентам сбор необходимого материала
- Оказывать помощь при составлении отчета, оценить и подписать отзыв в дневнике практики
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть набором компетенций, которые позволят ему исполнять конкретные профессиональные функции, указанные в разделе IV Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) – Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата.
Часть компетенций начала формироваться в процессе учебной практики и в условиях производственной эти компетенции получают развитие (*), а часть компетенций вновь формируется в процессе прохождения производственной практики (табл. 1)
Таблица 1 – Структура компетенций, формируемых в результате прохождения производственной практики
ФГОС ВО | Характеристика трудовых функций выпускников, освоивших программу бакалавриата | |
Код компетенции | Наименование компетенции | |
ОК 4* | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; |
ОК- 5* | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | участие в организации внутренних коммуникаций в рамках коммуникативной деятельности |
ОК- 6* | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях; участие в организации внутренних коммуникаций |
ОК-7* | способностью к самоорганизации и самообразованию | Участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности |
ОПК-1* | владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; участие в обеспечении разработки социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития; |
ОПК-4* | способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | организация взаимодействия с внешними организациями и гражданами; участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами |
ПК-6 | владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций | участие в составлении планов и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; участие в осуществлении контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов; сбор, обработка информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций; |
ПК-8 | способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования | участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений; информационно-методическая поддержка, подготовка информационно-методических материалов и сопровождение управленческих решений; |
ПК-9* | способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации | организация взаимодействия с внешними организациями и гражданами; |
ПК-10* | способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению | участие в организации внутренних коммуникаций в рамках коммуникативной деятельности |
ПК-15 | умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях | документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности РФ, замещающих государственные должности субъектов, замещающих должности муниципальной службы, лиц на должностях в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; |
ПК-17* | владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями | планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях |
ПК-18 | способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности | |
ПК-19 | способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды | участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях; участие в организации внутренних коммуникаций |
ПК-20* | способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права | разработка и реализация управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций |
ПК-26 | владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций | участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений; информационно-методическая поддержка, подготовка информационно-методических материалов и сопровождение управленческих решений; сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1 Общая характеристика индивидуального задания на производственную практику
Индивидуальные задания обучающимся на производственную практику определяются и конкретизируются совместно с руководителем практики от выпускающей кафедры.
Состав и объем задания определяется с учетом специфики места практики. Руководитель практики от выпускающей кафедры может уточнять индивидуальные задания, а также увеличивать или уменьшать объем выполняемых по ним работ.
В ходе прохождения производственной практики согласно составленному плану по выполнению индивидуального задания студент должен:
− ознакомиться с объектом практики, его структурой, делопроизводством, организационно-правовой формой предприятия, его отличительными особенностями, видами деятельности;
− изучить условия труда, нормативно-правовую и информационую базу предприятия;
− провести анализ основных показателей операционной деятельности организации (при наличии возможностей, прежде всего необходимой и достоверной информации);
− выделить типовые процессы в органах ГМУ и дать им краткую характеристику;
− сделать выводы по проделанной работе.
Таким образом, для проведения текущей аттестации по производственной практике, обучающийся должен самостоятельно выполнить следующие работы:
− найти проблемную область в государственном и муниципальном управлении;
− подобрать список источников по теме и проблеме;
− подготовить промежуточные результаты для обсуждения с руководителем;
− заполнить дневник прохождения производственной практики;
− составить отчет с учетом замечаний руководителя.
4.2 Методические рекомендации обучающемуся по прохождению практики и подготовке отчета
Перед прохождением практики обучающийся должен изучить ее программу и совместно с руководителем от организации разработать план прохождения практики и отразить его в дневнике практики.
Организационно-содержательные этапы прохождения производственной практики могут быть такими.
Разработка графика практики, включающего виды работ и сроки их выполнения. Этот график в виде развёрнутого плана должен быть представлен на первой странице дневника практики. Виды работ, предусмотренные графиком производственной практики, должны обеспечивать написание отчета по практике, указания, по содержанию которого приведены в разделе 4.3 данной программы.
По мере выполнения работ, предусмотренных графиком практики, заполняется дневник производственной практики (страницы 2 и 3). В дневнике руководитель практики от организации напротив каждого вида выполненных работ ставит свою подпись.
При прохождении практики обучающиеся имеют право:
- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
- пользоваться библиотекой организации и, с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений, информационными фондами и техническими архивами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
- с разрешения руководителя практики от организации и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;
За время прохождения практики на предприятии студент обязан:
- подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия;
- изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и за ее результаты;
- внешний вид студента должен соответствовать рабочей обстановке предприятия;
- полностью самостоятельно выполнить задание, предусмотренное программой практики;
- систематически отчитываться перед руководителем практики от ЧФ РАП о проделанной работе;
- в течение всего периода практики вести дневник практики, в котором ежедневно записывается место, время и характер выполненной работы;
- по окончании срока практики представить письменный отчет.
В ходе производственной практики, а также работы над отчётом для наиболее полного раскрытия вопросов целесообразно приводить фрагменты планов, статистические данные в виде таблиц, графики, диаграммы, отражающие динамику операционной деятельности, производительности труда, заработной платы и т.д.
По окончанию производственной практики обучающийся должен получить отзыв-характеристику со стороны руководителя практики от организации. Отзыв-характеристика должен быть записан на странице 5 дневника практики (страница 4 дневника практики остается незаполненной). Подпись руководителя практики от организации на отзыве-характеристике должна быть заверена печатью.
Сдача всех материалов по производственной практике производится на выпускающую кафедру для регистрации.
Для защиты отчета рекомендуется подготовить небольшое сообщение (на пять…семь минут). В нём необходимо кратко отразить содержание представленного отчёта, особо уделив внимание предлагаемому инструментарию и сделанным выводам.
4.3 Структура отчёта по производственной практике и общие правила его оформления
Примерный объем отчета 30 - 40 страниц желательно машинописного текста. Отчет оформляется в сброшюрованном виде на листах формата А4 с полями и сквозной нумерацией в специальные папки-скоросшиватели с заполнением титульного листа (приложение 2).
Отчет по производственной практике включает:
− титульный лист;
− оглавление;
− введение;
− аналитическую часть с разбивкой на разделы;
− заключение;
− перечень использованной литературы;
− приложение.
Оглавление помещается сразу за титульным листом.
Оглавление отражает содержание и структуру работы и помещается после титульного листа. В оглавлении приводятся все разделы и подразделы (параграфы), пронумерованные арабскими цифрами. В случае использования подразделов оглавление считается сложным, без них – простым. Использование подразделов должно быть логически обоснованным. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
Во введении предметно указывается объект исследования, цель и задачи производственной практики (формулируются 3…5 задач).
Аналитическая часть содержит ответы на сформулированные задачи по структурным подразделениям.
Вначале следует привести общую характеристику деятельности объекта исследования на основе изучения уставных документов. Далее необходимо проанализировать оргструктуру, указать её тип, описать систему целеполагания, отразить функции подразделений, выполнить SWOT-анализ, привести количественные и качественные показатели работы подразделений за отчётный период. Подробно рассмотреть деятельность двух-трёх подразделений, в том числе и подразделения, в котором проходила практика. При этом используется табличная и графическая подача информации.
Заключение, содержит выводы о текущем положении дел в организации, о перспективах развития, в том числе предложения по совершенствованию объекта исследования (структурного подразделения или организации в целом).
Приложения (если есть необходимость). В разделе «Приложения» могут быть помещены выдержки из уставных документов, должностная инструкция, блок-схема протекания процессов, нормативные документы по системе менеджмента качества, графики, диаграммы, статистическая информация, отражающая технико-экономические показатели развития структурного подразделения / предприятия.
В конце отчёта приводится список использованной литературы, в том числе и нормативных положений, применяемых на предприятии.
Список использованных источников и литературы составляет одну из существенных частей любой работы. Включенные в такой список источники должны иметь отражение в тексте отчёта. Рекомендуемые способы построения библиографического списка в работах алфавитный или по видам издания.
При алфавитном способе построения источники располагаются в алфавитном порядке по начальным буквам фамилий авторов и заглавий.
При способе построения списка по видам изданий источники разбиваются на разделы:
- Нормативно-правовые акты (располагаются в порядке субординации, а внутри каждого из разделов - в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания).
- Справочно-статистические материалы (помещаются в алфавитном порядке).
- Архивные материалы (помещаются в алфавитном порядке).
- Монографии, сборники, брошюры, статьи, выступления и т.д. (помещаются в алфавитном порядке).
- Периодические издания (помещаются в хронологическом порядке).
- Литература на иностранных языках (по алфавиту).
- Интернет-ресурсы (помещаются в алфавитном порядке).
Допускается формирование списка, состоящего только из трёх основных разделов:
1 Нормативно-правовые акты.
2. Литература.
3. Интернет-ресурсы.
В этом случае вся литература из раздела 2 располагается в списке в алфавитном порядке без подразделения на виды изданий.
Ссылки на использованные источники (нормативно-правовые акты) и литературу следует приводить в квадратных скобках непосредственно после приведения информации, полученной из этих источников. При этом указывается сначала номер источника в списке, зачем через запятую после «с.» номер страницы. Пример – [1, c. 50 – 55].
Правила библиографического описания приведены в ГОСТ Р 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а также в ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
Для сбора материала при прохождении практики могут использоваться следующие методы:
- методы сбора информации для диагностики: изучение и анализ документации, анкетирование, беседа, самообследование, фотография рабочего дня, активное наблюдение в течение рабочего дня, моментальные наблюдения;
- методы анализа собранной информации: анализ проблем, сравнения, системный анализ, экономический анализ.