Организация закупочной деятельности на предприятиях
В современных условиях закупочная деятельность должна носить стратегический характер, то есть осуществляться в соответствии с общей стратегией развития предприятия, способствовать достижению долгосрочных целей, учитывая комплексное влияние производственных затрат на общую эффективность деятельности предприятия.
С этих позиций основными элементами стратегии материально-технического обеспечения промышленного предприятия (этапами закупочной работы) являются:
– исследование рынка материальных ресурсов данного вида;
– определение потребности в ресурсе на период;
– принятие решения о закупке (задача «сделать или купить»);
– выбор поставщика;
– расчет параметров поставки.
В условиях перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерческая деятельность, одним из основных аспектов которой является материально-техническое обеспечение. Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое.
Задачи и функции службы закупок предприятия.
Функция материально-технического снабжения направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы промышленного производства.
К задачам, которые должны решаться для реализации функции по организации МТС, можно отнести следующие:
— Определение потребности, расхода и завоза сырья, топлива, материалов, комплектующих, оборудование, других материально-технических ресурсов;
— Исследование рынка сырья и материалов;
— Организация хозяйственных связей с поставщиками;
— Составление плана закупок материально-технических ресурсов;
— Организация закупок материально-технических ресурсов;
— Ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
— Стоимостный анализ заготовительной сферы.
Влияние характера деятельности предприятия на выбор организационной структуры службы закупок.
На предприятиях существуют разные схемы организационного построения отделов МТО.
В основе формирования службы МТО и ее структуры лежат три основные принципа:
— функциональный;
— материальный (продуктовый);
— матричный (смешанный).
Оптимальной особенностью первой схемы организационного построения является функциональная специализация подразделений, входящих в отдел МТО. Для этой схемы характерно выделение функций планирования потребностей в материально-технических ресурсах, оперативно-заготовительной работы, складирование и другое. Плановая группа изучает рынок сырья и материалов, определяет потребности предприятия в материально-технических ресурсах, оперативно-заготовительная группа осуществляет закупку сырья, материалов, других материально-технических ресурсов. Склады принимают, хранят и передают материальные ресурсы в производственные подразделения.
Требования к специалисту - логистику службы закупок. Квалификационная характеристика логистика службы закупок. Оплата труда и материальное стимулирование логистика службы закупок.
Сфера логистики - одна из самых стабильных на рынке труда, у многих компаний уровень заказов не снизился даже в кризисный период. Сегодня спрос на специалистов в области логистики остается стабильно высоким, равно как и уровень компенсаций, предлагаемый работодателями.
Требования к логисту зависят от компании и нюансов позиции, но основные можно выделить следующие:
• высшее образование — чаще всего требуется логистическое, экономическое или техническое (законченное, но иногда компании готовы рассматривать студентов старших курсов)
• хорошие аналитические навыки
• отличные коммуникативные навыки
• свободное владение английским языком (часто знание иностранного языка необходимо или является преимуществом, т. к. он нужен для работы на большинстве позиций в иностранных компаниях и в российских компаниях на позициях, связанных с внешнеэкономической деятельностью)
• владение компьютером
• минимальный опыт работы (например, в формате учебной практики или стажировки в отделе логистики или опыт работы на административной должности).