Факторы, резервы и пути снижения себестоимости продукции.
К основным путям снижения себестоимости относятся:
1. Совершенствование конструктивно-технологических характеристик изделий за счёт:
- снижения их фондоёмкости (показывает количество основных производственных фондов приходящихся на единицу годового объёма произведённой продукции в стоимостном или натуральном выражении. Величина обратная показателю фондоотдачи).
- материалоёмкости (отношение материальных затрат (сырья материалов и др.) использованных на изготовление продукции (выполнение работ), к её стоимости.
- трудоёмкости (затрат живого труда на производство натуральной единицы продукции).
2. Улучшений использования основных средств и оборотных средств;
3. Рост ПТ;
4. Совершенствование организации производства и труда.
Выбор путей снижения себестоимости основывается на классификации резервов и знании факторов, обеспечивающих условия для снижения отдельных видов затрат и себестоимости в целом.
Под резервами снижения себестоимости промышленной продукции понимают объективную возможность её снижения на предприятии, в отрасли.
Резервы снижения себестоимости в промышленности делятся
на внутрипроизводственные, отраслевые, народнохозяйственные.
Внутрипроизводственные резервы определяются технико-экономическими и организационными условиями работы предприятия. К ним относятся:
1. Повышение ПТ.
2. Улучшение использования оборудования, инструмента.
3. Применение экономичных видов сырья, материалов, топлива, энергии.
4. Сокращение норм расхода материалов.
5. Механизация и автоматизация производства-
6. Совершенствование технологии и организации производства.
7. Сокращение расходов на управление и обслуживание, народнохозяйственные и отраслевые резервы зависят от решения вопросов управления производством на уровне отрасли и народного хозяйства в целом.
Отраслевые резервы включают:
1. Совершенствование системы управления в отрасли.
2. Совершенствование конструкций машин.
3. Повышение технологичности, уровня специализации, кооперирования, комбинирования машиностроительного производства .
4. Повышение уровня стандартизации и унификации изделий.
К народнохозяйственным резервам относятся:
1. Установление более прогрессивных народнохозяйственных пропорций в структуре промышленного производства.
2. Развитие науки и техники.
3. Рациональное размещение машиностроительных предприятий.
4. Снижение стоимости транспортировки грузов и сокращение встречных перевозок.
Под факторами снижения себестоимости машиностроительной продукции понимают условия, обеспечивающие это снижение.
Факторы, позволяющие использовать резервы делятся на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные.
К народнохозяйственным и отраслевым факторам относятся:
1. Улучшение использования природных ресурсов.
2. Изменение состава и качества природного сырья.
3. Ввод в действие и освоение новых предприятий и производств.
4. Подготовка и освоение производства на действующих предприятиях.
5. Изменение размещения производства.
К внутрипроизводственным относятся:
1. Повышение технического уровня производства за счёт:
- внедрения новой техники и технологии;
- изменение конструкции и технических характеристик изделий.
2. Улучшение организации производства и труда за счёт:
совершенствования управления производством;
улучшения материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов.
3. Изменение объёма и структуры продукции за счёт:
- относительного уменьшения условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений в результате роста объёма производства;
- изменение структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции;
- повышение качества продукции.
Раздел IV. Развитие предприятия.
Тема 4.1 Инновации и инновационная деятельность предприятий
1. Сущность и виды инноваций
2. Инновационная деятельность предприятий
-1-
Сущность и виды инноваций
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Нововведением называют
♦ неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);
♦ неизвестный метод производства продукции или услуг;
♦ разработку новых материалов и элементов;
♦ получение нового источника сырья и энергии;
♦ организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.
Инновации можно разделить на два основных вида:
1. технические
2. организационные.
К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и кодификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом оказывают базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.
Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются соответствующие модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и странах указывает на то, что новая потребность играет более важную роль в развитии инновационных процессов на предприятии, чем новые технические возможности. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать обе первопричины и использовать соответствующие инновационные модели.
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических нововведений и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят нововведения в организацию производства, новые методы осуществления маркетинговой деятельности, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и др.
Инновации бывают двух основных форм:
1) эволюционная форма, воплощающаяся в насыщении промышленности традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;
2) революционная форма, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.
Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации– это те научные достижения и разработки, которые были от начала и до конца разработаны на данном конкретном предприятии. Приобретенные инновации(внешние) разработаны в других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходит путем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеют свои плюсы: использование собственных инноваций придает большую конкурентоспособность организации, так как эти инновации в отличие от приобретаемых не становятся длительное время достоянием всего рынка, других предприятий-конкурентов.
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи конкретного нововведения до его практической реализации и включает:
♦ научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;
♦ научные исследования и разработку новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки;
♦ создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.
-2-