Договорное регулирование оплаты труда.
Социальное партнерство – это совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социальной и производственной деятельности людей. Предметом договоров являются вопросы оплаты труда, механизм ее регулирования, занятость, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия труда, социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определенной отрасли или территории.
В настоящее время сложилась многоуровневая система социального партнерства: ведутся переговоры на национальном, отраслевом, территориальном уровнях и на предприятиях (в организациях). В условиях интернационализации производства появляется новый вид переговоров – в транснациональной корпорации.
Равноправными субъектами социального партнерства признаются представители:
¾ наемных работников – органы профессиональных союзов и их объединений;
¾ работодателей (объединений работодателей) – руководители организаций или другие полномочные представители в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами;
¾ органов государственной власти – правительство государства или соответствующие органы исполнительной власти, орган местного самоуправления.
На уровне генерального соглашения стороны могут договариваться:
- о совершенствовании нормативных и правовых актов по заработной плате;
- о повышении минимального размера оплаты труда;
- о приближении минимального размера оплаты труда к минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму);
- об установлении нижней границы доли заработной платы в ВВП на период действия соглашения;
- о соотношении между темпами роста цен на потребительские товары и услуги и темпами роста среднемесячной заработной платы по экономике государства в целом;
- о перечне надбавок и доплат, носящих компенсационный характер, величина которых устанавливается на государственном уровне;
- о сроках и объемах выделения бюджетных средств на финансирование отраслей социальной сферы и предприятий, выполняющих государственный заказ;
- о порядке компенсации трудящимся потерь от несвоевременной выплаты заработной платы.
На уровне отраслевых соглашений стороны договариваются о минимальном размере тарифных ставок (окладов) по основным категориям работников (работ) отрасли; об отраслевой тарифной сетке; формах и системах оплаты труда; о минимально гарантируемых работникам доплатах и надбавках, определяемых специфическими условиями труда в отрасли.
На уровне региональных (территориальных) соглашений могут определяться условия оплаты руда, отражающие специфику территории (региональный минимум заработной платы и его соотношение с размером регионального минимального потребительского бюджета); устанавливаются за счет средств местных бюджетов повышенные по сравнению с законодательством гарантии и льготы в оплату труда, доплаты компенсационного характера.
На уровне соглашений ТНК договоренности сторон носят в своем большинстве относительный характер и касаются дополнительных гарантий по оплате труда в виде размера ставки 1-го разряда в сравнении с минимумом, установленным в государстве, на территории которого находится предприятие – участник ТНК; повышение уровня средней зарплаты в зависимости от эффективной работы ТНК в целом и др.
На уровне коллективного договора предприятия (организации) конкретизируются и дополняются обязательства, принятые в соглашениях более высокого уровня. С учетом финансовых возможностей предприятия в договоре фиксируются тарифные ставки и оклады; формы и системы оплаты труда; порядок нормирования труда; размеры надбавок, доплат, денежных вознаграждений и компенсаций; порядок индексации зарплаты; сроки ее выплаты; размеры социальных выплат и льгот; системы участия наемных работников в прибыли т др.
-5-
Фонд оплаты труда
Фонд оплаты труда – ФОТ – сумма всех расходов предприятия на оплату труда, как в денежной, так и в натуральной форме независимо от источников финансирования выплат.
В соответствии с Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду в состав фонда заработной платы входят:
1. заработная плата за выполненную работу и отработанное время;
2. выплаты стимулирующего характера;
3. выплаты компенсирующего характера;
4. оплата за неотработанное время;
5. другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы.
Учет и планирование фонда оплаты труда имеет очень важное значение для определения издержек производства и начисления отдельных видов налогов.
Плановая величина фонда заработной платы может быть определена следующими методами:
1. По методу прямого счета:
ФЗП = ЗПср * Чсп
где:
ЗПср – средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде в доплатами и начислениями, руб.;
Чсп – среднесписочная плановая численность работающих, чел.
2. По нормативному методу:
ФЗП = ОП * Нзп
где:
ОП – объем выпускаемой продукции в плановом периоде в натуральном или стоимостном выражении;
Нзп – норматив заработной платы на 1 руб выпускаемой продукции (либо на 1 натур.единицу измерения)
где:
ФЗПб – фонд заработной платы базисного периода, руб.;
ОПб – объем выпускаемой продукции в базовом периоде;
DПТ – плановый прирост производительности труда, %;
DЗПср – плановый прирост средней заработной платы, %;
3. По приростному методу:
ФЗП = ФЗПб * КQ – Эч * ЗПср
где:
ФЗПб – фонд заработной платы базисного периода, руб.;
КQ - коэффициент увеличения объемов производства в плановом периоде по сравнению с базисным;
Эч - экономия численности, чел.;
ЗПср – средняя заработная плата одного рабочего в отчетном периоде, руб.
-5-