Некоторые прогнозы на XXI век

В предыдущих разделах главы 11 показано, что традиционная мудрость не обеспечивает решения проблемы «пределов роста», но население может быть стабилизировано, хотя и не скоро, при удовлетворительном уровне благосостояния. Кратко обсудив центральный фактор системной динамики Мидоузов — численность населения, -мы можем теперь обратиться к вопросу о том, существуют ли варианты, выходящие за рамки чисто гипотетического сценария, в который заложено начало политики устойчивости в 1975 г. Существует ли основанный на реальности сценарий устойчивого будущего?

Мы обсудим этот вопрос в рамках усовершенствованной модели системной динамики «World3/91», любезно предоставленной нам Деннисом Мидоузом. Рис. 42 дает представление о сложности этой модели. На нем показана только подсистема объема промышленного производства. Полная модель, естественно, содержит и объединяет множество других подсистем.

Главная мысль состоит в том, чтобы включить динамику революционного подъема эффективности в существующую модель двумя простыми основными способами. Мы предполагаем, что можно получить прирост эффективности в 2—4% в год (обе цифры представляют собой достаточно скромные оценки, согласующиеся с историческим опытом; ежегодный прирост на 2%, скажем, в производительности энергии был достигнут во многих обществах практически без вмешательства политики и без целенаправленных усилий). Исходя из параметров благосостояния и образования, мы ожидаем уменьшения размера семьи, т.е. сокращения рождаемости на 40% в период с 2000 по 2100 г. В результате мы получаем при условии ежегодного прироста эффективности на 2% умеренно оптимистическое развитие (рис. 43), а для прироста на 4% получается действительно привлекательный сценарий (рис. 44).

XXI век вовсе не должен быть тягостным и унылым. Если наше видение «нового рога изобилия» окажется верным, даже самые серьезные проблемы распределения в мировом масштабе будут решены без нанесения значительного ущерба уровню благосостояния в какой-либо части мира. Чего не могут учесть глобальные компьютерные модели, так это эпидемии, войны и другие конфликты. Кроме того, невозможно учесть нерациональное поведение при постоянной напряженности, возникающей в результате международной экономической конкуренции. Мы обсудим некоторые из этих нерешенных проблем в части IV.

ЧАСТЬ IV.
Более разумная цивилизация

Мы уже рассмотрели:

q удивительный потенциал повышения производительности ресурсов (часть I);

q способы и средства для начала революции в эффективности (часть II);

q экологические проблемы, стоящие перед человечеством (часть III).

Где мы сейчас находимся?

Эффективность можно без сомнения назвать стратегией, которая не заставит нас сожалеть о ее выборе. Если многие страны и компании во всем мире сделают ее первоочередной задачей, она даст значительный выигрыш во времени. Но сама по себе она не решает стоящих перед нами проблем. Если продолжится неконтролируемый рост и наиболее выгодные возможности эффективного использования ресурсов будут в конце концов исчерпаны, наступит день, когда некоторые из экологических и социальных катаклизмов, которых мы опасаемся, обрушатся на нас. Рано или поздно нам не обойтись без установления цивилизованных пределов для роста. Сюда входят прекращение роста народонаселения и потребления материальных ресурсов.

Однако речь не идет о навязывании рецептов для цивилизации диктаторским путем. Скорее идея состоит в том, чтобы прийти к лучшему пониманию благосостояния и удовлетворения потребностей. Лучшее понимание и переход от понимания к действию — именно такую цивилизацию мы охарактеризовали бы как более разумную.

К целям такой цивилизации относятся:

q лучшее понимание экономического роста по сравнению с зеленой экономикой, т. е. правильное представление о «реальном богатстве» или благосостоянии. Некоторые элементы того, что сегодня называется ростом, не имеют ничего общего с повышением благосостояния, а сводятся лишь к ускорению товарооборота;

q более эффективное управление мировой торговлей. Трагично, что торговая конкуренция мешает странам во всем мире претворять в жизнь их внутренние экологические и социальные стратегии, которые в противном случае они бы с готовностью избрали;

q лучшее понимание неэкономических и нематериальных ценностей, которые являются неотъемлемыми элементами удовлетворения потребностей человека.

Эти задачи рассмотрены в четвертой части нашей книги. Мы ограничились тремя главами, хотя осознаем, что каждая из затронутых тем заслуживает систематического рассмотрения в отдельной книге.

Глава 12.
Зеленая экономика

Наши рекомендации