Повторное использование материалов от снесенных зданий

Что происходит с материалами, когда здание сносится, а не реконструируется? Большая их часть в виде строительных отходов попадает в места захоронения, которые быстро заполняются. Например, район Большого Ванкувера в Британской Колумбии (Канада) производит в год 1,4 миллиона тонн общегородских отходов. Отходы от строительства и сноса зданий добавляют примерно поровну, еще 0,3— 0,6 миллиона тонн в год, большая часть которых подлежит захоронению. В ситуации, когда к 2000 г. ожидается закрытие 60% мест захоронения в Британской Колумбии, Министерство охраны окружающей среды призвало к сокращению к этому времени городских твердых отходов по меньшей мере на 50%. Плата за свалку отходов в связи с этим с 1989 по 1992 г. возросла вдвое, а к концу 1995 г. увеличится еще в 2 с лишним раза. В Торонто за последний пятилетний период плата выросла в 5 раз.

Столь резкое увеличение затрат на устранение отходов заставило строителей хорошенько пошевелить мозгами. В результате появился экспериментальный проект строительной корпорации Британской Колумбии — знаменитой «Краун корпорэйшн», проектирующей и эксплуатирующей здания в основном для государственного сектора. Цель проекта состояла в проверке новой концепции: снос зданий без ущерба окружающей среде. В качестве испытательного полигона было выбрано построенное в 1963 г. здание «Вест-Гейт Аннекс» старого тюремного комплекса «Оакалла». Размером 24 х 46 м, оно имело бетонный пол, стены из бетонных блоков, деревянные балки и настил крыши, внутреннюю отделку из дерева и сухой штукатурки и решетки на окнах.

После того, как был удален асбест, подрядчики получили четкое техническое задание: направить отходы не в места захоронения, а на повторное использование и переработку. При этом проект должен был быть экономически сравнимым с обычным методом сноса зданий. В предложениях для каждого типа материалов необходимо было указать количество отходов, стоимость их удаления, стоимость альтернативного использования, а также те компании, которые возьмут материалы на повторное использование и переработку. Кроме того, предложения должны были включать в себя два показателя: цену обычного сноса и цену, которая бы максимально расширяла возможности утилизации материалов. Выиграло предложение, в котором было подсчитано, что схема «утилизация — повторное использование — переработка» на 24% дешевле, чем обычный снос.

Проведенный в 1991 г. демонтаж оказался весьма успешным; там, где необходимо, применялись трудоемкие методы. Три четверти бетонных стенных блоков были использованы повторно юношеским клубом для строительства новых сооружений, остальная часть дробилась для получения заполнителя. Деревянные балки, настил и другие пиломатериалы были на 97% утилизированы и перепроданы, так же как и металл, разнообразное оборудование, стена из сухой кладки (отправлена на гипсовый завод на переработку), окна, решетки и другие изделия. Сыпучий гравий был перемещен к одному концу крыши с помощью пожарного рукава и убран бульдозером для пешеходной дорожки. Фундамент и опоры, содержащие большое количество проволоки и поэтому непригодные для переработки в наполнитель, отправлялись для повторного использования на участок засыпки дороги в качестве подложки. Единственными материалами, отправленными на захоронение, оказались 60 кубических метров крошащегося кровельного материала (его стекловолокно было пропитано горячей смолой, что делало восстановление без повреждений невозможным) и 46 кубических метров обрезков древесины, слишком обломанных для повторного использования (хотя это дерево все же могло бы найти применение, по крайней мере, в качестве топлива).

Согласно оценкам, после сноса в общем объеме материалов 64% составляло дерево, 30% — цемент, 2% — металл и 3% — кровля из смолы и гравия. При обычном сносе 92% этого объема было бы отправлено на свалку. Но в экспериментальном проекте захоронено только 5%, а остальные 95% использованы повторно либо переработаны. Полтора месяца дополнительного труда для команды, занимавшейся сносом, компенсировались продажей материалов. Подрядчик полагает, что, хотя в этом здании и содержалось много ценной древесины, подход, основанный на утилизации материалов, если создать для них рынок, вероятно, окажется выгодным и для других зданий. Необходимо только, заключил он, поставить задачу, спланировать ее выполнение и предоставить время.

Многолетняя поликультура

Наши рекомендации