Направления реализации долгосрочной региональной
Экономической политики
Приоритеты долгосрочной государственной экономической политики в Российской Федерации и ее регионах, как известно, определены в Указе Президента России от 7 мая 2012 года № 596. В администрации Владимирской области выполнение мероприятий данного Указа находится на постоянном контроле. Постановлением Губернатора области от 13 марта 2013 года № 266 утверждена соответствующая «дорожная карта». В центре внимания сотрудников реализация приоритетных направлений деятельности:
- разработка и реализация документов стратегического планирования;
- создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
- увеличение доли объема инвестиций в ВРП;
- рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте;
- повышение производительности труда;
- совершенствование бюджетной и налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов и государственных закупок;
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
- реализация комплексных инвестиционных планов модернизации монотерриторий.
Обозначенные приоритеты экономической политики коррелируют с положениями Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года.
Основные направления инновационного сценария Стратегии нашли свое отражение в Комплексном плане мероприятий социально-экономического развития области до 2016 года. Мониторинг его выполнения осуществляется ежегодно.
Постоянно совершенствуется работа по прогнозированию социально-экономического развития региона. Разработаны прогноз на 2016-2018 годы и параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития области до 2027 года.
В целях реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» утверждены порядок разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Владимирской области и порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации долгосрочной стратегии и среднесрочного плана мероприятий по ее реализации. К 2030 году планируется обеспечить валовой региональный продукт свыше 700 млрд рублей, долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП – 35 %, количество вновь созданных и модернизированных рабочих мест нарастающим итогом до 112 тысяч.
Достигнутые темпы роста экономики региона позволяют быть уверенными в достижимости этих результатов. По итогам 2015 года валовой региональный продукт увеличился на 2 % (в сопоставимых ценах), его объем достиг 376 млрд рублей.
По итогам минувшего года объем отгруженной продукции составил 113,5 % к соответствующему периоду 2014 года. Индекс промышленного производства – 101,6 %. Ввод в действие жилых домов увеличился на 6,7 %. Среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась на 6,4 % и составила 23,45 тыс. рублей (информация об итогах 2015 года приведена в приложении 1).
О результативности мероприятий, направленных на совершенствование бюджетной политики и повышение эффективности бюджетных расходов, свидетельствует оценка Минфина России, по которой Владимирская область заняла 1-е место среди субъектов РФ за 2014 год по качеству управления государственными финансами. В области внедрено программно-целевое бюджетирование. В настоящее время реализуются 32 госпрограммы Владимирской области; 95 % расходной части бюджета администрируется программно-целевым методом, который доказал свою эффективность.
Привлечению в регион дополнительных федеральных средств способствует участие в госпрограммах Российской Федерации и федеральных целевых программах. В 2015 году на территории региона велась реализация проектов и мероприятий по 22 государственным программам РФ (с 14 ФЦП), а также проекта, входящего в непрограммную часть ФАИП «Агропромышленный комплекс». Общий объем финансирования программ за счет всех источников составил 28,4 млрд рублей (рост в 3,3 раза).
Из федерального бюджета в область привлечено 9,8 млрд рублей межбюджетных трансфертов, что на 9 % больше, чем в 2014 году. Предприятия области активно участвуют в федеральных программах по развитию ОПК, атомного энергопромышленного комплекса, фармацевтической и медицинской промышленности, науки и технологий.
Реализуется региональный план первоочередных антикризисных мероприятий по направлениям:
- активизации экономического роста, стабилизационным мерам, поддержки системообразующих предприятий, а также малого и среднего бизнеса;
- поддержки отраслей экономики;
- обеспечения социальной стабильности – в том числе мониторинг цен на социально значимые товары, лекарства, услуги жилищно-коммунального хозяйства, дополнительные шаги на рынке труда, поддержка незащищенных групп населения – инвалидов, пожилых лиц и многодетных семей;
- мониторинга и контроля ситуации в экономике и социальной сфере.
В течение 2015 года принимались первоочередные стабилизационные меры – уточнялся бюджет, государственные программы, стабилизировалась банковская система, а также разрабатывались долговременные шаги, связанные с новыми направлениями роста и структурными преобразованиями в отраслях экономики. Они, в первую очередь, были связаны с реализацией политики импортозамещения и технологического обновления производств. Это главный вызов сегодняшнего времени.
По итогам третьего экономического форума «Владимирская область – территориальный центр импортозамещения», состоявшегося в мае 2015 года, были подписаны трехсторонние соглашения о создании и функционировании пяти отраслевых Центров импортозамещения.
Осуществлялось продвижение продукции, производимой предприятиями на базе центров импортозамещения для нужд госкорпораций, потребности которых оцениваются в 3,5 трлн рублей. Реализуются «дорожные карты», направленные на встраивание продукции предприятий в их планы закупок (приложение 2). Общая численность работающих в центрах импортозамещения составляет свыше 34 тыс. человек; годовой оборот импортозамещающей продукции уже превышает 70 млрд рублей. Именно за счет этого в 2015 году прирост поступлений налогов в областной бюджет от предприятий центров составил более 1 млрд рублей.
В рамках «дорожной карты» с «Газпромом» якорным предприятием центра импортозамещения по производству оборудования для нефтегазового комплекса является «Гусевский арматурный завод "ГУСАР"». Ведутся поставки регулирующей запорной арматуры, комплектующих для газовых турбин, криогенных установок и другого оборудования. Уровень локализации достигает 90 %. В соответствии с инвестиционной программой «Газпрома» на 2016 год объем потенциального рынка составляет 800 млрд рублей. Продукция предприятий региона будет использоваться при строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири» и других объектов газотранспортной системы.
В рамках работы центра импортозамещения компонентов транспортной инфраструктуры и путевой техники реализуется «дорожная карта» с «РЖД». Уже сейчас 39 предприятиями области, общей численностью 7,6 тыс. человек, поставляется продукция на сумму 6,4 млрд рублей. Инвестиционная программа «РЖД» на 2016 год составит 486 млрд рублей. Предприятиями центра запланированы поставки продукции на 10 млрд рублей. Доля локализации сейчас по большинству номенклатурных позиций от 70 до 100 %.
В рамках «дорожной карты» с Ростехом развивается центр высокоточного машиностроения, станкостроения и робототехники. В области работает ряд крупных современных предприятий, общей численностью 18,4 тысячи человек. Среди них: «Ковровский электромеханический завод» (гидравлическое оборудование, станкостроение и робототехника), «Завод им. В. А. Дегтярева» (стрелковое оружие, мототехника), ВНИИ «Сигнал» (высокоточные комплексы и системы управления) и другие. В соответствии с инвестиционной программой Ростеха на 2016 год потенциальный объем рынка составляет 332,6 млрд рублей. Суммарный объем производства продукции центра может составить до 50 млрд рублей.
В рамках развития центра микробиологии и фармацевтики, общей численностью 1,5 тыс. человек, созданного на базе МБЦ «Генериум», в настоящее время разрабатывается 40 инновационных препаратов, половина из которых не имеют мировых аналогов. В соответствии со стратегиями «Фарма-2020» и «Медпром-2020» в следующем году объем рынка производства инновационных лекарственных средств за счет коммерциализации созданных передовых технологий в России составит 250 млрд рублей. К 2020 году во Владимирской области будет производиться порядка 50 % биотехнологических препаратов России, а объем выручки составит 25 млрд рублей.
При губернаторе области работает Экспертный совет по импортозамещению в сфере промышленности, который является экспертно-консультативным органом, созданным с целью реализации государственной политики, координации работы по разработке, корректировке регионального плана по импортозамещению.
К функциям совета относятся разработка мероприятий, направленных на снижение зависимости промышленности от импорта продукции, оборудования, комплектующих и запасных частей иностранных компаний, проведение технологической экспертизы инвестиционных проектов по импортозамещению в сфере промышленности.
В состав Экспертного совета включены руководители ряда структурных подразделений областной администрации, Владимирского государственного университета и предприятий региона: ООО «ГУСАР», ОАО «Муромский стрелочный завод», ОАО «Ковровский электромеханический завод», ЗАО «Генериум» и АО «ВНИИ "Сигнал"».
Кроме центров импортозамещения в области имеется ряд региональных отраслевых объединений, которые предстоит реструктурировать под работу по кластерному типу.
Применение кластерного подхода связано с необходимостью развития перспективных отраслей промышленности – химической, стекольной, деревообрабатывающей; текстильной и легкой, инженерных, климатических систем и электроники и ряда других.
Проводится работа по увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП. Данный показатель по Владимирской области составляет 27,2 %, что превышает средний показатель по ЦФО (21,4 %) и России (19,8 %) за 2015 год.
Активно используются федеральные и региональные меры поддержки предприятий региона. Это и субсидии Минпромторга России, и программы поддержки индустриальных и технопарков, и взаимодействие с ключевыми банками в сфере проектного финансирования, например, с «Внешэкономбанком», и ряд других. В целом по России в 2016 году их объем на развитие национальной экономики ориентировочно составит 1,5 трлн рублей.
Проводится активная работа с Фондом развития промышленности. В Фонд направлено 16 проектов, и 4 из них уже получили финансирование на общую сумму 1,2 млрд рублей («НИПТИЭМ», «Генериум», «ТермоЛазер», «КЭМЗ»). В 2016 году размер Фонда составит 20 млрд рублей. Часть этих средств будет направлена на софинансирование филиалов фондов развития промышленности.
В целях развития инновационного и научного потенциала региона предприятия области участвуют в конкурсах по линии Министерства образования и науки РФ. В 2015 году победителями стали 2 проекта предприятий области по созданию высокотехнологичных производств – «НПО «Магнетон» и «Баромембранная технология». В предстоящие три года они получат 340 млн рублей на разработку и внедрение своей инновационной продукции. На 2016 год Минобрнауки России на данный конкурс запланировано 6,5 млрд рублей. От области в нём примут участие свыше 10 предприятий.
Предприятия области также приняли участие в конкурсе проектов, проводимом Российским фондом фундаментальных исследований. Советом РФФИ поддержан 21 проект на сумму 10 млн рублей. В 2016 году общий объем средств к распределению составит 200 млн рублей.
В области осуществляется планомерная работа по созданию инфраструктуры инновационного развития, поддержка малого инновационного предпринимательства через бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры. Областным Фондом содействия развитию МСП образованы Владимирский инновационно-технологический центр и Центр прототипирования, основной целью которого является разработка полной системы производства изделий – от компьютерного проектирования до технологического оснащения производства, повышение конкурентоспособности и экономического потенциала его участников за счет эффективного взаимодействия, расширения доступа к инновациям, новым технологиям, высококвалифицированным кадрам, а также кооперации в научно-технической, образовательной и производственной сферах.
.
Важным инструментом улучшения условий ведения предпринимательской деятельности является региональная госпрограмма развития малого и среднего бизнеса, в рамках которой ежегодно реальную поддержку получают около 400 организаций. Финансирование программы в 2015 году составило 217,6 млн рублей (из них федеральная субсидия – 195,4 млн рублей).
В минувшем году областным Фондом содействия развитию МСП выдано 99 микрозаймов на сумму 87,8 млн рублей, предоставлено 41 поручительство на сумму 352,3 млн рублей, привлечено кредитных ресурсов в объеме 813,7 млн рублей. Фондом содействия развитию инвестиций в субъекты МСП заключено 15 договоров лизинга оборудования на сумму более 83 млн рублей.
В минувшем году приняты областные законы о предоставлении двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей; о патентной системе налогообложения и ряд других.
В области реализуются «дорожные карты», направленные на сокращение административных барьеров (по подключению к энергоресурсам, получению разрешений на строительство, инструментам господдержки, качеству и доступности трудовых ресурсов и т.д.).
К числу важнейших долгосрочных задач, поставленных Президентом России, относятся создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест. За 2014 год прирост высокопроизводительных рабочих мест во Владимирской области составил 10,6 %, что выше среднего показателя по ЦФО (0,6 %) и России (3,9 %). За 2015 год только в секторе обрабатывающих производств создано 1217 рабочих мест.
Работа ведется за счет реализации новых инвестиционных проектов. В 2014 году в области введено 16 новых крупных производств, общим объемом инвестиций свыше 10 млрд рублей и созданием 2 тысяч новых рабочих мест. Дан старт более чем десяти крупным проектам с общим объемом инвестиций более 25 млрд рублей (реализация которых продолжена в текущем году). Наиболее значимые:
- строительство завода газомоторной техники и логистического парка «ГК «ВОЛГАБАС» (2 млрд руб., 1000 чел.);
- строительство завода по производству окрашенного стального листа «Центральный металлокомбинат» (1,2 млрд руб., 100 чел.).
Вышли на вторую очередь компании «БауТекс» (6,8 млрд рублей, 800 новых рабочих мест); «Генериум» (4,5 млрд руб., 100 чел.); «Ютекс» (1,5 млрд рублей, 100 чел.) и ряд других.
В 2015 году дан старт реализации новых крупнейших проектов:
- создание системы корпоративных центров обработки данных компании «Яндекс» (4,5 млрд рублей);
- строительство депо по обслуживанию скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка» компанией «Siemens» (5 млрд рублей);
- завода по производству древесно-стружечных плит компанией «Муром» совместно с немецкой компанией «Зимпелькамп» (2,7 млрд рублей);
- тепличного комплекса в Петушинском районе «Царский пир» (2,5 млрд рублей).
Планируется, что к 2017 году в регионе будет создано порядка 9,5 тыс. новых рабочих мест. Все, что делается в области, призвано системно решать задачу по повышению производительности труда. К 2018 году необходимо увеличить производительность труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. В 2014 году индекс производительности труда по обрабатывающим производствам области составил 112,3 %. В 2015 году разработана региональная программа «Повышение производительности труда», которая предусматривает субсидирование внедрения новейших технологий и оборудования, возмещение расходов предприятий на подготовку и переподготовку кадров.
Создаются независимые центры сертификации квалификаций. Проводятся конкурсы профессионального мастерства, организуется обучение инструментам «бережливого производства», распространяется практика рационализаторских работ.
В области реализуется система формирования отраслевого заказа на подготовку кадров для предприятий. На 2015 год объем предусмотренных средств на данное направление составил более 5 млрд рублей. Утверждена региональная программа «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2015 году». Предусматривается поддержка предприятий, реализующих программы модернизации, повышения производительности труда и развития персонала. Общий объем финансирования составляет 194,7 млн рублей. Основной акцент делается на опережающее профессиональное обучение работников. В 2015 году повысят профессиональный уровень более 2 тысяч человек.
Разработаны комплекс мер по кадровому обеспечению предприятий области и программа «Повышения мобильности трудовых ресурсов на 2016-2017 годы».
Ведется согласованная и взаимодополняющая работа по подготовке кадров систем среднего профессионального и высшего образования, которая учитывает производственные потребности предприятий, что обеспечивает целевое практико-ориентированное образование. В рамках реализации Федеральной целевой программы по развитию образования заключено более 2,5 тысячи договоров с конкретными работодателями и предприятиями области. Значительно увеличено число выпускников учреждений, имеющих повышенные квалификационные разряды (на 43,2 %) и дипломы с отличием (на 6,4 %).
Эффективно развивается социальное партнерство. Реализуется региональное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений. Активизирована работа по заключению коллективных договоров. При этом обеспечивается баланс интересов работодателей, работников и государства.
Резервы в экономике региона весьма значительные, что позволяет в целом развиваться и показывать хорошую динамику. Предстоит и дальше решать задачи по дальнейшему повышению производительности труда, освоению новых рынков сбыта, выполнению государственного оборонного заказа, внедрению новых технологий и развитию выпуска гражданской продукции.
В этой связи системная работа по дальнейшему развитию отраслей экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня жизни жителей области будет продолжена.