Сравнительная характеристика форм функционирования внутреннего механизма предприятия
1.Прямое плановое регулирование деятельности. Сфера применения: средние и крупные государственные предприятия, акционерные общества. Цель: выполнение плановых показателей. Преимущества: простота; каждый подчиненный знает, чего от него хотят; высокая степень координации и контроля. Недостатки: низкая адаптивность к изменениям; низкая степень самостоятельности подразделений; высокая зависимость от аппарата управления.
2.Договорная форма регулирования деятельности. Сфера применения: предприятия частной форм собственности. Цель: получение прибыли на основе налаживания конструктивных отношений между подразделениями. Преимущества: наличие реального экономического интереса; большая степень самостоятельности подразделений; большая ответственность подразделений за результаты труда. Недостатки: функциональная обособленность может привести к нарушению тех. системы; сложность взаимоотношения подразделений и аппарата управления.
3.Синтезированное (смешанное) регулирование деятельности.
Аппарат управления
Ц.дохода Ц.затрат Ц.прибыли Ц.инвестиций
21. Организация договорных отношений на предприятии
Система договорных отношений предполагает широкое использование предприятием в производственной и коммерческой деятельности различных хозяйственных договоров. Договором признается добровольное соглашение двух или более лиц (экономических субъектов), заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых на себя обязательств по отношению к другим участникам. Очевидно, что договор – это соглашение сторон, в котором выражено взаимное согласие действовать совместно в интересах выгоды. Если взаимное согласие сторон отсутствует, то нет и договора.
Поскольку договор представляет собой компромисс сторон, то и форма, в которой он заключается, носит произвольный характер. Поэтому при заключении договоров широко используются существующие типовые формы договоров, которые не носят обязательного характера и содержат лишь основные и специфические условия договора.
К наиболее распространенным видам договоров относятся: купли-продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия, мены (бартерной сделки), аренды, проката, лизинга, подряда, на выполнение НИОКР, перевозки грузов, на посреднические услуги, о совместном производстве, на проведение аудита, на формирование и управление портфелем ценных бумаг, на рекламу продукции (работ, услуг), об оказание услуг эмитенту по ведению реестра акционеров, об участии в коммерческой выставке.
Система внутрифирменных договорных отношений предусматривает заключение договоров на аренду, подряд, поставку сырья и материалов, поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг. В таких договорах указываются объем и номенклатура поставок продукции и материально-технических ресурсов, сроки поставок, нормы расхода, нормативы, лимиты, внутризаводские планово-расчетные цены, перечень претензий и размер санкций по ним.
Заключенные между структурными подразделениями договора организационно оформляют между ними прямые связи и создают организационные условия для нормального функционирования экономического механизма. Более того, организация договорных отношений может предусматривать предоставление производственным подразделениям права выбора партнеров как по внутрифирменным, так и по внешним кооперированным поставкам, что создает альтернативную конкуренцию в области обеспечения и обслуживания производства.
22. Трансфертное ценообразование: сущность, предпосылки возникновения, сферы применения, структурные элементы
История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-мигодами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной в последствии трансфертной ценой.
В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.
Трансфертное ценообразование - это процесс определения трансфертной цены, совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе определения трансфертной цены на любой объект торговли (товары, услуги или факторы производства) между связанными компаниями или структурными подразделениями одной компании, если объект торговли пересекает таможенную границу [62].
Трансфертные цены играют важную роль в экономическом механизме ТНК и глобальной экономике в целом. Это обусловлено прежде всего тем, что значительную долю глобального экспорта составляет внутренний оборот ТНК между филиалами в разных странах. Внутренний оборот ТНК опосредуется внутри-корпоративным ценам, которые имеют название "трансфертные".
Основные принципы что лежат в основе трансфертного ценообразования следующие:
- максимизация прибыли для корпорации в целом ;
- минимизация налогов, выплачиваемый корпорацией в целом ;
- минимизация таможенных платежей ;
- совершенствование системы контроля материнской компанией финансовых потоков филиалов ;
- предоставление менеджменту всех уровней (как национального, так и международного) одинаковых условий для установления и поддержания таких цен, которые бы обеспечивали рентабельность филиалов и доброжелательное отношение потребителей.
Механизм трансфертных цен основывается на возможности их отклонения от рыночных. Относительное снижение трансфертных цен на импортируемые филиалом комплектующие и сырье от других филиалов ТНК означает фактически ее дополнительное финансирование и увеличение прибыли. Относительное повышение трансфертных цен на импортируемые от корпоративной структуры ТНК товары приводит к фактическому трансферта финансовых ресурсов материнской компании. Если рассмотреть это с точки зрения экспорта, зависимость будет обратной.
23. Функции трансфертного ценообразования
Система трансфертного ценообразования обеспечивает такие функции.
1. Предоставляет информацию, которая стимулирует менеджеров подразделений принимать обоснованные экономические решения.
2. Предоставляет информацию, которая полезна для оценки управленческих и экономических показателей деятельности подразделений.
3. Целенаправленно перемещает часть прибыли между подразделениями предприятия или местам их расположения.
4. Гарантирует, что не нарушается автономность деятельности подразделений.
Итак, из функций ценообразования и из базовых функций транснациональных корпораций понятно, что система трансфертного ценообразования может формироваться как система ориентирована на рынок или как система ориентирована на внутренние расходы.
24. Методы трансфертного ценообразования: сущность, достоинства и недостатки
Для формирования трансфертных цен ТНК используют различные методы ценообразования. Их делят на три группы:
1. Затратные методы, когда в качестве основы формирования трансфертных цен принимаются издержки:
– метод полных затрат;
– метод маржинальных затрат;
– метод полной стоимости.
2. Рыночные методы, использующие в качестве базы трансфертных цен уже сложившийся уровень рыночных цен:
– метод текущих рыночных цен;
– регрессивный метод;
– метод договорных цен.
3. Комбинированные методы, сочетающие преимущества затратных и рыночных методов:
– метод технической цепочки;
– метод распределения прибыли;
– договорно-индексный метод;
– метод математического программирования.
25. Затратные методы трансфертного ценообразования
К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования следует отнести простоту, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри предприятия, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность в правильном учете).
В качестве недостатков можно выделить то, что:
1)этот метод включает учет постоянных затрат, не зависящих непосредственно от работы того или иного подразделения, то он не дает достаточно объективной основы для оценки работы этих подразделений, что может привести к принятию неэффективных решений.
2)этот метод не может служить достаточно надежным ориентиром для принятия решений о расширении производства, ибо включает постоянные затраты, мало-изменяющиеся при увеличении объема выпуска. Это также может помешать принятию эффективных решений в компании;
3)«передающий» центр ответственности (подразделение компании) не заинтересован в снижении издержек, ибо трансфертная цена не только покрывает их, но и приносит прибыль в соответствии с заложенным в нее нормативом рентабельности;
4)«принимающее» подразделение может в этих условиях быть заинтересовано в снижении объема выпуска данной продукции ниже оптимального объема, необходимого для компании в целом;
5)зависимость ценообразования от корпоративной культуры.
Разновидностью метода затратного трансфертного ценообразования является метод нормативных затрат — издержки на каждом этапе производства и распределения продукции моделируются самой компанией. Полученные модели служат основой для установления трансфертных цен.
26. Рыночные и фактические методы формирования внутренних цен
Второй метод, ориентирующийся на рыночную цену товара, используют в том случае, когда эту цену можно рассматривать как верхний предел цены (цену спроса) на такой же полуфабрикат, выпускаемый компанией, то есть это цены определяются исходя из рыночной цены. В этом случае при передаче полуфабриката от одного центра ответственности к другому учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия. При этом рыночные цены, которые берутся в расчет, снижаются на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке.
Очевидно, что преимущества этого метода связаны с объективным характером рыночных цен, которые не зависят от квалификации менеджеров подразделений компании, производящих расчеты затрат. Трансфертные цены на основе рыночных цен устанавливаются, когда для промежуточного продукта имеется высококонкурентный рынок, т. е. продукт является однородным и ни один из покупателей или продавцов не может сильно влиять на рыночные цены. Тогда показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в общую прибыль, а прибыли подразделений похожи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компаний. При методе фактического трансфертного ценообразования — определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. Данный метод обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.5
Преимущества метода — возможность получения прибыли каждым подразделением и высокая заинтересованность подразделений в достижении конечного результата.
Основным недостатком метода является сложность распределения прибыли между подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них. Существует несколько методов определения нормы прибыли для подразделений ТНК, которые используют при фактическом трансфертном ценообразовании:
- Согласно отраслевым нормам.
- По товарообороту (определение прибыли для каждого подразделения предприятия по товарообороту, который обеспечивает это подразделение). При использовании данного метода возникает проблема: какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения предприятия ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними.
- По издержкам (недостатки те же, что и метода затратного трансфертного ценообразования).
- По трудовым затратам (к недостаткам этого метода можно отнести заинтересованность подразделения предприятия в завышении стоимости трудовых затрат).
В этом случае трансфертная цена — это фактическая цена, по которой поставляющее подразделение продает или может продать промежуточную продукцию внешним заказчикам, или цена, которую предлагает конкурент.
Этот метод получил особую популярность в странах с рыночной экономикой.
Если руководство компании хочет стимулировать развитие того или иного бизнес-направления, цена может как снижаться, так и увеличиваться.
Трансфертная цена устанавливается ниже рыночной, когда руководство хочет стимулировать потребление той или иной услуги внутри компании.
Во многих случаях внутреннее ценообразование на предприятии является его коммерческой тайной. Вообще предприятия практикуют дифференцированный выбор базы расчета внутренней цены в зависимости от конкретной ситуации.
С целью объединения преимуществ различных методов ценообразования предприятия стремятся использовать комбинированные методы, методы внутреннего ценообразования в корпоративном механизме управления.
Во всех существующих методах внутренних расчетов нижней границей цены являются затраты (полные, производственные, прямые, прибавочные) - подразделения поставщики, а верхней границей – рыночная цена.
С точки зрения партнеров внутренних соглашений такой диапазон внутренних цен полностью оправдан. Подразделению-поставщику нет смысла реализовывать свою продукцию по цене меньше чем производственные затраты, а подразделению-потребителю нет смысла покупать внутреннюю продукцию по цене выше рыночной. Существование подразделений у вертикально-интегральной компании предусматривает активное использование внутренних цен как инструмента управления с целью определения расчетной прибыли подразделений.
28. Методика расчета прибыли подразделений на базе трансфертных цен
При определении трансфертной цены по методу «издержки плюс прибыль» чаще всего используется нормативный уровень себестоимости продукции, и к ней прибавляется прибыль пропорционально одному из показателей: заработной плате либо себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений. В этом случае общая прибыль компании в расчете на единицу продукции умножается на показатель доли соответствующего показателя (например, суммы заработной платы или величины себестоимости) подразделения в общей величине заработной платы на производство всего объема конечной продукции или в себестоимости конечной продукции компании. Например, если за базу распределения прибыли берется себестоимость (Ci), а πi – прибыль компании на единицу конечной продукции, то формула трансфертной цены будет иметь вид:
Этот метод обычно используется в компаниях, которые не имеют рынка полуфабрикатов
2. Метод распределения экономии затрат.
Внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката:
Данный метод не дает полного учета вклада подразделений в стоимостной результат деятельности компании и не позволяет учесть качественные параметры подразделений.
3. Метод распределения суммы покрытия.
В отличие от первого метода, вместо себестоимости первым слагаемым трансфертной цены выступают переменные затраты, а вместо прибыли – величина покрытия.
II. Рыночный подход
1. Метод расчета трансфертных цен на основе текущей рыночной цены товара.
Данный метод используется в том случае, когда рыночную цену можно рассматривать как верхний предел трансфертной цены, скорректированной на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке.
2. Регрессивный метод.
В качестве конкурентной ценовой информации здесь используются фактические цены, по которым корпорация ранее продавала свою готовую продукцию на открытом рынке.
3. Метод расчета трансфертных цен, ориентированный на договорные цены
Трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения - поставщика и принимающего подразделения на основе, как рыночных цен, так и на основе маржинальных или полных расходов.
III. Комбинированный подход.
Большая часть комбинированных методов основана на сложных формализованных подходах, что сдерживает их широкое использование. К комбинированным методам относятся метод технологической цепочки, разработанный американскими экономистами Д. Дирденом и Р. Энтони, метод распределения прибыли, разработанный американский экономистом У.Комптоном, договрно - индексный метод, а также метод математического программирования.
29. Система и содержание внутренних планов предприятия
Система внутренних планов- особый механизм формирования плановых заданий для производственных подразделений на всех уровнях управления, который объединяется с организацией их выполнения и направлен на достижение системы целей, которую должны достичь определенные подразделения предприятия за определенный период, включая средства, пути и условия их достижения. В пределах такой системы осуществляется детальная разработка планов отдельных производств, цехов, участков, бригад, даже рабочих мест на короткие промежутки времени - месяц, декаду, рабочую неделю, сутки, на изделие.
Система внутреннего планирования сочетает в себе два важных направления работы - календарное планирование и диспетчеризацию. В рамках первого разрабатываются оперативные планы и графики изготовления и выпуска продукции соответствующими подразделениями, второго - выполнение работ, необходимых для оперативного учета, контроля и регулирования осуществления оперативных планов и самого хода производства. Кроме этого, такая система может действовать как на межцеховом, так и на внутреннем цеховом уровне.
Межцеховое планирование – должно иметь цель обеспечить координированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия согласно последовательности технологических процессов и с учетом их функций. Но главной задачей его должно быть согласование номенклатуры заготовок, деталей, узлов и сроков их передвижения между цехами.
Внутрицеховое планирование - включает в себя разработку календарных планов производства для участков и контроль их выполнения, распределение работ по участкам, доведение конкретных заданий к рабочим местам, оперативное регулирование производственных процессов.
Внутренние планы предприятия, как правило, сориентированы на разрешение тактических задач. Это объясняется тем, что они:
- конкретизируют и дополняют стратегический план;
- имеют воздействие на работу конкретных подразделений;
- определяют практические средства, необходимые для осуществления намеченных целей.
Внутренние планы включают в себя (содержание планов):
- порядок разработки производственной программы подразделений основного производства;
- обоснование производственной программы производственной мощностью подразделений;
- разработку планов производства вспомогательных подразделений;
- планирование себестоимости отдельных изделий в подразделениях;
- планирование прибыли подразделений, включая особенности его распределения.
Определяя содержание планов, следует обосновать логику разделов и состав показателей, на которых базируются внутренние плановые задания. Показатели характеризуют содержание внутренних планов, условия их выполнения.
30. Принципы и методы разработки планов подразделений предприятия
Принцип системности (единства): объект планирования рассматривается как система, которая складывается из структурных элементов с определенными взаимосвязями и единым направлением развития. То есть все элементы системы ориентированы на общую цель. Все элементы системы взаимосвязаны. Поэтому изменение в планах одного элемента, приведет к изменению планов других элементов.
2. Принцип участия: в процесс планирования привлекаются работники, которые со временем реализуют планы. Это повышает их ответственность за выполнения плана, компетентность, самооценку, стимулирует к эффективной деятельности.
3. Принцип оптимальности: весь комплекс решений, предусмотренных в плане, должен быть наилучшим с точки зрения оптимального использования сырья, материалов, трудовых ресурсов, оборудования.
4. Принцип беспрерывности: поддержка беспрерывной плановой перспективы; взаимосвязь разных временных отрезков (перспективных, годовых, квартальных, месячных); своевременная разработка планов и доведение их до исполнителей в сроки, которые дают возможность подготовиться к нормальной работе в плановом периоде.
5. Принцип гибкости: процесс планирования и сами планы должны иметь возможность оперативно реагировать на изменения внешней среды, на необходимость изменять свою направленность. Для обеспечения гибкости планов, они должны иметь ресурсный запас, который, конечно, имеет ограничения.
Методы планирования:
1. Методы, касающиеся порядка разработки планов:
· синхронное планирование: одновременная разработка и координация всех этапов и разделов планов, что обеспечивает его оптимальность и достижение максимального эффекта. Используется редко.
· последовательное планирование: оптимизируется не весь план, а первоочередное задание. например, первоочередное задание – удержаться на рынке. Для этого нужно обеспечить определенный выпуск продукции. и уже под этот выпуск продукции (план продаж) последовательно разрабатываются планы: план производства, план ресурсного обеспечения и т.д.
Для данной группы методов существует три подхода разработки планов:
ü «сверху – вниз»;
ü «снизу – вверх»;
ü комбинированный («снизу – вверх / сверху – вниз».
Подход «сверху – вниз» означает, что высшее руководство полностью осуществляет процесс планирования с минимальным привлечением менеджеров низших звеньев.
Подход «снизу – вверх» означает, что сначала руководители раздельных подразделений составляют планы деятельности, за которую они несут ответственность.
31. Нормы и нормативы являются материальными носителями информации, а также исходной основой всех планов предприятия как стратегических и тактических, так и оперативных.
Норма – максимально допустимая величина абсолютных затрат ресурсов на единицу продукции, выражается в днях. Норматив – характеристика режима использования ресурсов, выражается в натуральных единицах. |
Основными методами разработки норм и нормативов являются:
Метод научного обоснования норм и нормативов позволяет учитывать при их установлении комплекс технических, организационных, экономических, социальных и других факторов. Сущностью научного обоснования нормы трудовых затрат является выбор ее оптимального значения и определяющих характеристик технологического процесса и других производственных ограничений, основными из которых являются затраты различных ресурсов.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и расходуемых ресурсов на составные элементы, анализе условий и состава работ и ресурсов, проектировании рациональных вариантов использования предметов труда, средств производства и рабочей силы и расчете потребности соответствующих ресурсов для конкретных условий предприятия.
Аналитически-исследовательский метод применяется для обоснования необходимых норм в условиях действующего производства на основе проведения наблюдений и экспериментов. Согласно полученным данным, разрабатываются соответствующие нормы. Из-за большой сложности сбора первичных результатов метод используется в основном для разработки различных нормативных материалов.
Экспериментальный, или опытный, метод разработки норм заключается в определении затрат труда, сырья и материалов на основе данных замеров полезного их расхода, потерь и отходов, определяемых в лабораторных или производственных условиях. На производстве опытными считаются такие нормы, установленные по опыту мастеров, менеджеров, технологов или других специалистов.
Отчетно-статистический метод заключается в том, что нормы затрат производственных ресурсов устанавливаются на основе отчетных или статистических данных за прошедший период. Основой таких норм обычно служат сложившиеся за отчетный период средние фактические затраты ресурсов.
32. Производственная программа подразделений предприятия – план производства и реализации продукции по объему, ассортименту и качеству.
Разработка производственной программы включает следующие этапы:
1) расчет производственной мощности. Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования всех имеющихся на предприятии ресурсов;
2) расчет численности персонала. Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу;
3) расчет фактической заработной платы персонала;
4) расчет сметы затрат на производство. Затраты группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, амортизационные отчисления, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие затраты;
5) расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг).
Расчет себестоимости продукции рассчитывается как сумма затрат на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели и определяются умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов за вычетом возвратных отходов;
6) расчет цены
7) расчет валовой, товарной и реализованной продукции.
33. Планово-учетная единицапредставляет собой конкретный объем работ или материалов, которые являются объектом планирования и учета производства.
В условиях одного и того же типа производства могут применяться различные планово - учетные единицы продукции:
производственный заказ- комплекс работ, которые выполняются на договорных началах с заказчиком;
угловой комплект- узел или сборочная единица изделия;
групповой комплект - технологически и конструктивно однородная группа деталей, которые имеют общие планово - организационные признаки: очередность подачи на составление, которая повторяется; одинаковая периодичность запуска - выпуска;
машинокомплект - полный комплект всех узлов и деталей, которые входят в изделие;
условный машинокомплект- формируется путем сведения всей номенклатуры продукции к условному изделию, в которое входят детали, узлы и изделия, которые необходимо изготовить к определенному моменту;
деталь-применяется при стойкости изготовления продукции.
Изделие той или другой планово - учетной единицы практически предопределяет организацию системы оперативного планирования производства на предприятии. К наиболее распространенным из них принадлежат:
· машинокомплектная;
· комплектно - узловая;
· комплектно - групповая;
· подетально - складская;
· по уровню обеспеченности;
· стандартно - плановая и другие.
34. нет
35. Инструментальное хозяйство – это совокупность подразделений внутри предприятия, которые занимаются изготовлением, приобретением, проектированием, ремонтом и восстановлением различных видов инструментов, необходимых для производства, а так же его учетом, хранением и обеспечением на рабочих местах.
Объем работ и задачи по организации инструментального хозяйства определяются следующими факторами:
· особенности производства;
· сложность выпускаемого продукта;
· используемое оборудование;
· масштабы производства однотипной продукции и степень ее новизны.
При планировании производства инструментального хозяйства расчитываются такие показатели как: потребность в инструментах, расход инструмента, нормы запаса, а также осуществляется контроль запаса инструментов.
Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Служба ремонтного хозяйства в системе управления предприятием подчинена главному инженеру. В ее состав входят: ремонтно-восстановительная база предприятия, склады, цехи и общезаводские отделы ремонтного хозяйства (технологический, оборудования, диспетчерский).
Характерными работами для ремонтного хозяйства предприятия являются:
§ паспортизация и аттестация оборудования;
§ разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
§ планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
§ модернизация оборудования.
36. Основной задачей энергетического хозяйства является надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии установленных параметров при минимальных затратах.