Перекомпоновка отечественных танков с применением АЗ в автономном модуле за башней.
КП ХКБМ имени А.А. Морозова разработало вариант модернизации серийных танков отечественного и зарубежного производства (Т-54/55, Т-62, Т-72, М60 и пр.) а также при создании новых танков «Ятаган». Возможна установка пушек калибра 120-140 мм без внесений существенных конструктивных изменений.
Автомат заряжения расположен в кормовой части башни и выполнен в виде автономного бронированного модуля. Модуль крепится на башне с возможностью вращения вокруг горизонтальной, вертикальной, или наклонной оси. Для доступа к проворно силовой установке достаточно вернуть модуль автомату заряжения вокруг оси на достаточный угол и зафиксировать его в этом состоянии. В случае поражения боекомплекта автомата заряжения уменьшается опасность распространения огня.
Боекомплект к пушке составляет сорок выстрелов (22 выстрела размещены в конвейере автомата заряжания в башне, 16 выстрелов размещены во вспомогательной боеукладке - корпусном конвейере, 2 выстрела находятся в боевом отделении).
Подобное размещение боекомплекта является существенным приемуществом, значительно снижающим вероятность поражения боекомплекта как по сравнению с отечественными танками, так и зарубежными («Леопард-2», «Леклерк» и пр.)
Применение автомата заряжения данной позволит повысить ремонтопригодность, уменьшить безвозвратные потери на поле боя и обеспечить возможность переоборудования под снаряды разных калибров.
В одной из емкостей размещаются гидроцилиндр с помощью которого осуществляют подъем и поворот относительно верхней кромки листа башни. В другой бронированной емкости размешиваются электрооборудования.
Защита бронированного модуля обеспечена с возможностью обеспечения рикошета при обстреле в пределах курсового угла ± 25°, что соответствует стандарту НАТО. Уровень бронирования автономного отсека автомата заряжания аналогичен уровню основных боевых танков зарубежных стран («Абрамс», Леопард-2», Леклерк»).
Дополнительным преимуществом технического решения является удобство эксплуатации. Это оговорено, во-первых, тем, что при необходимости проведения ремонтных работ МТВ (ремонт двигателя, трансмиссии и т. д).
бронированный тулуп поднимается и возвращается на петлях относительно кромки броневого листа, открывая при этом свободный доступ к блокам и агрегатам МТО.
Тяжелая боевая машина пехоты БТМП-84. Разработан в 2001 г. Представляет собой не имеющий аналогов в мире гибрид полноценного основного танка «Оплот» с сохранением его полного вооружения с десантным отделением. Особенностью конструкции машины является наличие в кормовой части корпуса десантного отделения, предназначенного для размещения 5 пехотинцев. Имеющаяся в корме корпуса машины дверца открывается налево, вниз выдвигается лесенка, а люк в крыше шасси над дверцей поднимается вверх, что позволяет пехотинцам быстро покинуть машину. БТМП-84 предназначена для ведения всех видов боевых действий совместно с танками. Считается, что машина обеспечивает подразделениям мобильность, защищенность и огневую мощь аналогично танковым частям. Недостатком созданных в Харькове БМП на базе танка считается малая вместимость десантного отделения, недостаточный обзор из него и трудность покидания машины под огнем (в случае БМТ-72, о которой будет сказано ниже).
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-84. Создана в 1997 г. на базе танка Т-84 и предназначена для эвакуации поврежденных и застрявших бронированных и других машин, их полевого ремонта, выполнения саперных работ и перевозки грузов на поле боя.
Основной танк «Аль Халид». После поставки партии украинских Т-80УД пакистанские военные продолжили разработку своего национального танка «Аль-Халид». За основу был взят китайский танк Тип-85, который выпускался в Пакистане серийно, но уже не мог удовлетворять современным требованиям. Китай не производил двигатель требуемой мощности и поэтому для танка планировалось установить дизель мощностью 1200 л.с. отечественного или западного производства. Наряду с украинским двигателем 6ТД-1 в Пакистане испытывали еще три прототипа танка с различными силовыми установками. Среди которых было МТО с английским дизелем Perkins Condor мощностью 1200 л.с., немецкие MTU-871/MTU-396 и TCM AVDS-1790. Все вышеперечисленные зарубежные двигатели не выдержали испытаний сурового жаркого климата юга Пакистана. Однако предпочтение было отдано украинскому МТО с двигателем 6ТД-1 (далее 6ТД-2). Пакистанские военные были давольны надежностью силовой установки Т-80УД, в которой был введен ряд усовершенствований. Силовая установка танка показала превосходную надежность в условиях экстремального пустынного климата восточного Пакистана.
МТО с двигателем 6ТД-2
Производство установочной партии танков "Аль-Халид" осуществлялось на предприятии "Хэви Индастриз Тэксила" в Пакистане. Первая из машин установочной партии была собрана в марте 2001 года, а остальные - к июлю того же года. На танках следующих серий применяется моторно-трансмиссионное отделение с двигателем 6ТД-2, мощностью 1200 л.с. К 2007 году планируется изготовить 300 танков «Аль-Халид». Таким образом, весь парк современных пакистанских танков (Т-80УД и «Аль-Халид») унифицированы по МТО. За поставку двигателей украинские танкостроители получили еще 150 млн. долларов США.
В апреле 2006 года начались испытания танка "Аль-Халид" с целью возможной закупки для ВС Саудовской Аравии партии из 150 единиц. Ориентировочная стоимость поставки 600 млн. долларов США. Естественно при удачном исходе испытаний заказы на двигатели получит Украина. Отличительной чертой МТО с двигателем 6ТД-2 по сравнению с другими российскими и украинскими разработками является то, что трансмиссия обеспечивает 7 передних и 5 задних передач (БП обеспечивают дополнительно четыре передачи заднего хода и могут устанавливаться и в ходе модернизации МТО других танков). Это обеспечивает высокую скорость движения задним ходом со скоростью до 35 км/ч.
Предложения по модернизации