Башенные краны с поворотной башней

Башня крана крепится к по­воротной платформе, которая через опорно-поворотное устройствоопира­ется на ходовую часть. На поворотной платформе размещаются: противовес, грузовая, стреловаялебедки и меха­низм вращения поворотной платформы. Стрелакрепится шарнирно к башне и удерживается канатными тягами, кото­рые через направляющие блоки соеди­нены с подвижной обоймой стрелового полиспаста. Подъем и опускание груза выполняются грузовым полиспастом с помощью грузовой лебедки и крюковой подвески. Управление краном ведется из кабины. В башенных кранах для меха­низма подъема груза в зависимости от грузоподъемности применяют одиночные и сдвоенные полиспасты двух, трех, четы­рех и большей кратности.

Крюковые подвески состоят из грузо­вого крюка, траверсы, двух боковых щек, осей с установленными на них блоками. Грузовой крюк крепится в траверсе на упорном подшипнике, благодаря чему он может свободно поворачиваться и пре­дохранять грузовой канат от закручива­ния. Число блоков в подвеске определя­ется кратностью полиспаста, а также не­обходимостью изменения ее для повыше­ния грузоподъемности крана без увеличе­ния мощности грузовой лебедки. В неко­торых конструкциях кранов с большой высотой подъема груза применяют под­вески с разнесенными блокамидля предотвращения каната от закручивания. Изменение вы­лета груза осуществляется наклоном стрелы или перемещением каретки с грузом вдоль горизонтальной стрелы.

31.Мачтовые и мачтово-стреловые краны являются стационарными кранами, что ограничивает область их применения. Их используют главным образом для мон­тажа сборных конструкций и технологи­ческого оборудования крупных строитель­ных объектов.

Мачтовые краны.У мачтового крана поворотная мачта опирается на раму-фундамент и дополнительно прикрепляет­ся к зданию или расчаливается вантами. На мачте устанавливается поворотная стрела — укосина. Для подъема груза используют имеющуюся в распоряжении лебедку, к которой в зависимости от требуемой грузоподъемности подбирают по­лиспаст.

Мачтово-стреловые краны по виду крепления мачты делятся на вантовые и подкосные. Вантовые мачтово-стреловые краны.Такой кран состоит из мачты, стрелы, грузовогои стрело­вогополиспастов, опорной рамы, ле­бедоки вант. Стрела крепится шарнирно к мачте у ее нижнего основания и вместе с ней может поворачиваться вокруг вертикальной оси с помощью пово­ротного круга 10 на 360°. Механизм вра­щения мачты и стрелы — канатный. Мач­та опирается внизу на специальную ша­ровую пяту, а вверху мачту через не­подвижную опору раскрепляют че­тырьмя—восемью вантами (в зависимости от грузоподъемности), расположенными обычно под углом 30° к горизонту. Ван­ты натягивают и удерживают в натяже­нии в процессе эксплуатации ручными ле­бедками или стяжными муфтами, при­крепляемыми к якорям. Стрела стрело-подъемным полиспастом связана с ого­ловком мачты. Концевые ветви стрелового и грузового полиспастов через отводные блокивводятся внутрь мачты и через отверстие в пяте стрелы выводятся на барабаны электрореверсивных лебе­док. Для увеличения вылета основной стрелы и высоты подъема груза ее обо­рудуют управляемым с помощью полис­паста гуськоми вторым механизмом подъема груза и полиспастомменьшей грузоподъемности.

32.Башенный кран — это грузоподъемная машина со стрелой, закрепленной в верх­ней части вертикальной башни и выпол­няющая работу по перемещению и монта­жу конструкций за счет сочетания рабо­чих движений: подъема и опускания гру­за, изменения вылета, передвижения са­мого крана по рельсам и поворота стрелы с грузом. Большая обслуживаемая рабо­чая зона, определяемая длиной подкра­новых рельсовых путей и двойным выле­том груза, в сочетании с большим подстреловым пространством обусловили ши­рокое использование башенных кранов как основной грузоподъемной машины для выполнения строительно-монтажных работ в гражданском, промышленном и энергетическом строительстве. Башенные краны разделяются на передвижные по рельсовым путям, ста­ционарные (приставные), прикреп­ленные к возводимому сооружению, и самоподъемные, устанавливаемые на каркасные конструкции зданий и пере­мещаемые по нему в вертикальном на­правлении. По способу изменения вылета крюка различают башенные краны с подъемной стрелой и краны с го­ризонтальной балочной стре­лой. По типу башен башенные краны выпускают с поворотной и непо­воротной башней.

35.Приставные (стационарные) башенные краны. Их применяют при строительстве высотных сооружений (вы­сотой 150 м и более). Они выполняются с поворотной головкой, горизонтальной стрелой и перемещающейся по ней гру­зовой кареткой. Приставные краны мон­тируют на фундаменте, который может быть специальным или являться частью фундамента здания. Увеличение высоты башни кранов осуществляется методом подращивания снизу или методом нара­щивания ее сверху промежуточными сек­циями, длина которых составляет 2,5...7 м. У приставных кранов и кранов с непово­ротной башней, имеющих значительную высоту подъема крюка, наращивание ведется методом сверху. При наращивании башни две крайние верхние секции крепят к монтажной стойкеи расстыковывают между собой. Предварительно промежу­точная секцияподнимается крюковой подвеской и навешивается на выдвижную раму.Самоподъемные краны.Их изготовляют грузоподъемностью до 15 т с грузовым моментом до 3300 кН-м. Вертикальное перемещение крана, осуществляется сле­дующим образом. Башня кра­на опирается на опорные балки с от­кидными упорамии охвачена верти­кально подвижной обоймой, также снабженной откидными упорами, но в другой плоскости. Специальной лебедкойобойма снимается с упоров и подни­мается на высоту двух этажей и вновь устанавливается на упоры. После этого башня и опорные балки снимаются со своих упоров, подтягиваются на высоту двух этажей и устанавливаются на кар­кас здания. Демонтаж крана ведется в обратной последовательности. При такой конструкции крана не требуется большая длина башни. Самоподъемные краны при­меняются на строительстве зданий с ме­таллическим каркасом.

При возведении крупных промышлен­ных объектов — доменных печей, главных корпусов мартеновских цехов, тепловых, атомных и гидроэлектрических станций — используется блочный метод монтажа, при котором значительная часть работ ведется на площадках укрупнительной сборки. Это позволяет при монтаже ме­таллических и сборных конструкций и оборудования перейти к схемам, близким к работе поточных линий. При блочном методе последовательно ведутся разгруз­ка и сортировка строительных конструкций, укрупнительная сборка их и уста­новка блоков и оборудования в проект­ное положение. Для выполнения монтаж­ных работ используются монтажные гусе­ничные, козловые, а также специальные монтажные башенные краны большой грузоподъемности.

39.Гусеничные краны.Применение для стреловых кранов гусеничного ходового оборудования привело к созданию монтаж­ных гусеничных кранов с большой номен­клатурой их по грузоподъемности — 16, 25, 40, 63, 100, 160, 250 т. Гусеничные краны работают без выносных опор и могут передвигаться в пределах строительной площадки в любом направлении со ско­ростью 0,5...1,0 км/ч. Высокая маневрен­ность, а также большая грузоподъемность обусловили их широкое применение в различных отраслях строительства на объектах с большими и в том числе с рассредоточенными объемами работ для монтажа укрупненных конструкции и технологического оборудования. Эти качества создали гусеничным кранам вы­сокую конкурентную способность по отно­шению к специальным башенным кранам, требующим устройства подкрановых путей.

36.Стреловые самоходные краны широко используются при производстве строи­тельно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Основным достоинством стреловых самоходных кранов является автономность их привода, способность быстрого перебазирования с одного объек­та на другой, большое разнообразие сменного оборудования.

Стреловые самоходные краны класси­фицируют по типу ходового оборудования и привода, по исполнению и виду стрело­вого оборудования. По типу ходово­го оборудования их разделяют на краны автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничные, на короткобазовом шасси, на тракторах и прицепные. По типу при­вода краны бывают с одно- и многомотор­ным (индивидуальным) приводом. Чаще применяют многомоторный привод — электрический, дизель-электрический, гид­равлический или комбинированный (с раз­личными типами привода отдельных меха­низмов).По исполнению и виду стрелового оборудования

стреловые самоходные краны выпускаются с невыдвижными (постоянной длины), выдвижными и телескопическими стре­лами. Длина выдвижных стрел изменя­ется без нагрузки, телескопических — с на­грузкой на крюке. Телескопические стрелы в сочетании с гидроприводом преимущест­венно применяют в конструкциях автомо­бильных кранов и кранов на специальном шасси автомобильного типа, так как благо­даря взаимному перемещению секций относительно друг друга обеспечивается наводка монтажного элемента на место установки, в том числе и в труднодоступ­ных местах. Длину стрел изменяют встав­кой дополнительных секций или установ­кой управляемых гуськов. На стреловых кранах широко используется башенно-стреловое оборудование.

37.Автомобильные краны.Автомобильные краны выпускаются грузоподъемностью 4; 6,3; 10 и 16 т. Их монтируют на двух- или трехосном шасси серийно выпускаемых гру­зовых автомобилей. Привод всех механиз­мов автомобильных кранов осуществля­ется от двигателя автомобиля. По типу привода различают автомобильные краны с механическим (преимущественно малых типоразмеров), гидравлическим и электри­ческим приводом.

Кроме основной стрелы краны оснаща­ются удлиненными стрелами, стрелами с гуськами, башенно-стреловым оборудова­нием, а гидравлические краны — телеско­пическими выдвижными стрелами.

В зависимости от массы поднимаемого груза и вылета стрелы, краны могут рабо­тать на выносных опорах или без них, перемещаться с грузом в пределах строи­тельной площадки, масса которого мень­ше номинального на соответствующем вылете, со скоростью до 5 км/ч при поло­жении груза вдоль оси крана («стрела назад») и поднятом на высоту не более 0,5 м.

При механическом приводе движение от двигателя рабочим механизмам пере­дается через систему промежуточных передач. При этом скорость рабочих дви­жений регулируют частотой вращения двигателя и коробками перемены передач, а направление вращения — коническими и цилиндрическими реверсами. Для управления механизмами (муфтами, тормозами) применяют пневматическую систему уп­равления, действующую от компрессора, приводимого в работу от двигателя авто­мобиля.

38.Пневмоколесные краны.Они имеют гру­зоподъемность 25, 40, 63 и 100 т. Большая грузоподъемность пневмоколесных кранов в сочетании со значительными высотой подъема (до 55 м) и вылетом крюка (до 38 м) обусловили их широкое использова­ние на строительстве промышленных пред­приятий, сооружений, тепловых электро­станций и установке технологического обо­рудования.

Пневмоколесный кран состоит из двух основных частей: поворотной и ходовой, соединенных между собой опорно-поворот­ным устройством. На поворотной части крана располагаются рабочее оборудова­ние, силовая установка, механизм главного и вспомогательного подъема груза, меха­низм изменения вылета стрелы, механизм вращения поворотной части и кабина управления. Рабочим оборудованием кра­на служит основная решетчатая стрела, удлиненные вставками стрелы с управ­ляемыми и неуправляемыми гуськами различных размеров, а также башенно-стреловое оборудование. Все механизмы крана имеют индивидуальный электриче­ский привод постоянного тока. Силовая установка обеспечивает глубокое регулирование рабочих скоростей в широком диапазоне путем изменения напряжения генератора, питающего якори двигателей, что особенно существенно для механизмов подъема груза и передвижения крана при выполнении монтажных опе­раций.

Ходовая часть крана состоит из сварной ходовой рамы, опирающейся на веду­щие и управляемые мосты автомобильно­го типа, и выносных опор. Количество мостов (2...5) зависит от грузоподъем­ности крана. При большой грузоподъем­ности мосты крана объединяются в балан-сирные тележки с жесткой подвеской к ходовой раме. Управление передвиже­нием из кабины машиниста и жесткая подвеска мостов ограничивают скорость передвижения крана до 18 км/ч. В рабочем положении кран опирается на выносные опоры. Допускается работа крана без выносных опор и передвижение его с гру­зом на крюке в соответствии с грузовой характеристикой крана.

40.Козловые, мостовые и кабельные краны принадлежат к кранам пролетного типа. По сравнению со стреловыми кранами они имеют постоянную грузоподъемность по всей площади обслуживаемой зоны, большую устойчивость, меньшую массу, но менее маневренны и сложнее в монтаже.

Козловые краны.Их широко используют для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах и полигонах заво­дов строительных изделий, на площадках укрупнительной сборки, монтаже строи­тельных конструкций и технологического оборудования, при строительстве главных корпусов тепловых и атомных электростан­ций, укладке бетона в плотину гидро­станций, монтаже оборудования доменных и цементных обжиговых печей и другого тяжелого промышленного оборудования. Козловые краны разделяют на монтажные и общего назначения. Краны общего назначения имеют грузо­подъемность до 5 т, монтажные — до 500 т. Размеры пролета и высоты подъема груза устанавливают в зависимости от техноло­гического назначения.

Несущей конструкцией козлового крана является мостс двумя опора­ми. По мосту крана перемещается гру­зовая тележкас грузозахватным устрой­ством. Опоры крана устанавливаются на ходовые тележки, каждая из которых перемещается по двурельсовому пути. Мосты кранов малой (до 5 т) грузоподъем­ности изготовляют в виде пространствен­ной трехпоясной фермы и ездовой балки двутаврового профиля, по которой пере­двигается электроталь. Мосты кранов средней и большой грузоподъемности вы­полняются в виде четырехпоясной решет­чатой фермы прямоугольного или трапе­цеидального сечения. Грузовая тележка этих кранов может перемещаться по нижнему или верхнему поясу моста. Рас­пространены комбинированные конструк­ции кранов, у которых по верхнему поясу перемещается грузовая тележка основ­ного, а по нижнему — вспомогательного механизмаменьшей грузоподъемности. Мосты кранов выполняются с консолями и без них. Длина консолей достигает 25...30% от длины пролета. В этом случае тележка вспомогательного подъема пере­мещается по всей длине пролетного строе­ния. При больших пролетах одна из опор крана обычно жестко соединяется с мос­том, а другая — шарнирно. Шарнирная опора устраняет опасность заклинивания ходовых тележек при температурных изме­нениях или изменении положения подкра­новых путей. При небольших пролетах обе опоры могут быть жесткими.

Передвижение грузовой тележки вдоль моста осуществляется с помощью канатов и электрореверсивной лебедки. Механизм подъема имеет два полиспаста, расположенных симметрично с обеих сторон моста и работаю­щих на общую траверсу. Верхние блоки полиспастов установлены в подшипниках тележки, а нижние — на траверсе. У тя­желых монтажных кранов для достиже­ния малых скоростей посадки груза для механизма подъема применяют четыре лебедки.

*.Производительность строительных кранов.Среднечасовая эксплуатационная производительность, (т/ч) строительных кранов характеризуется массой поднятых грузов за один машино-час:

Пэ.ч.=QKгKв / tц

где Q — грузоподъемность, т; Kг— коэф­фициент использования крана по грузо­подъемности; Kв— то же, по времени (значения Кги Кв принимают в зависимости от типа рабочего оборудования: при крю­ковом оборудовании Кг = 0,8...0,9, Кв = = 0,75...0,9; при грейферном £,=0,8...0,9, Кв = 0,85...0,95); tц — продолжительность рабочего цикла, мин; tц =tм + tр.о, где tм — средняя продолжительность машинного времени цикла, приведенная к конкретным условиям эксплуатации (высота подъема груза, угол поворота крана, длина гори­зонтального перемещения проекции груза при изменении вылета, расстояние пере­движения крана в течение цикла и др.), определяемая с учетом совмещенных дви­жений механизмов, мин; tр.о — средняя продолжительность ручных операций по строповке, наводке и установке груза в проектное положение, определяемая видом грузозахватных устройств, типом монтаж­ных элементов и квалификацией монтаж­ников, мин.

tц=2[H/vг+L1/v1+L2/v2+a/(360n)]K+tр.о

где H=H1+h — высота подъема груза, м; Н1 — высота монтажного здания, м; h — расстояние от верхней отметки здания до низа груза, м; vг — скорость подъема (опускания) груза, м/мин; L1— средний путь каретки, стрелы (при изменении выле­та), м; L2— средний путь крана, м; v1— скорость изменения вылета, м/мин; v2 — скорость передвижения крана, м; а — угол поворота крана (стрелы), град; K— ко­эффициент, учитывающий совмещение операций; п — частота вращения крана (стрелы), мин-1.

Годовую эксплуатационную производи­тельность можно определить через средне­часовую по формуле

Пэ.г=Пэ.чTKв

где Т — рабочее время крана в году, ч; Kв— коэффициент использования внутри-сменного времени, принимаемый на осно­вании статистических данных; усредненное значение Kв = 0,86.

41.Устойчивость кранов.Степень устойчи-вости свободно стоящих кранов, определя­емая коэффициентами устойчивости, пред­ставляет собой отношение удерживающего момента, к опрокидывающему. Нагрузки, создающие опрокидывающий момент в этих кранах, как правило, приложены за пределами опорного контура, а сила тяжести крана, приложенная внутри опор­ного контура, создает соответственно удерживающий момент. При разных поло-женияхрабочегооборудования изменяют­ся координаты его центра тяжести, зна­чения действующих сил и их плечи, а следовательно, значения опрокидывающих и удерживающих моментов. При проверке грузовой ус­тойчивости считают, что кран стоит на наклонной площадке, подвержен действию ветра, поворачивается, одновременно тормозится опускаемый груз и движущий­ся кран.

Коэффициент грузовой устойчивости

Kг=(Мg-EMин-Мв)/Mq>=1.15

где Мg=Gg[(b+c)cosa-h1sina]—мо­мент, создаваемый силой тяжести частей крана относительно ребра опрокидывания; EМин=Мин.гр+Мин.кр.гр+Мц — суммар­ный момент сил инерции и груза, возника­ющих в процессе торможения крана и груза, и центробежной силы при вращении крана с грузом- Мв=Wкрa+WгрL—мо­мент, создаваемый ветровой нагрузкой рабочего состояния на кран и груз, дейст­вующий параллельно плоскости, на кото­рой установлен кран; Mq=Qg(A-b) — момент создаваемый номинальным весом груза относительно ребра опрокидывания. При проверке собственной устойчивости считают, что кран стоит на наклонной площадке, стрела установлена вдоль пути, вылет — минимальный, кран подвержен действию только ветра нерабочего состояния. Коэф­фициент собственной устойчивости

Kc=M'g/M'в>=1.15

где M'g— момент, создаваемый массой крана относительно ребра опрокидывания; M'в— момент ветровой нагрузки нерабо­чего состояния.

Для стреловых самоходных кранов авто­мобильных, пневмоколесных, гусеничных, кроме того, проверяется устойчивость при движении на участках пути с продоль-ным и поперечным уклонами.

42.Устройства безопасности.Строительные краны оборудуются устройствами безопас­ности, к которым относятся ограничители грузоподъемности, ограничители рабочих движений, указатели наклона, анемомет­ры, упоры, противоугонные захваты и др. В стреловых кранах применяют в ос­новном ограничители грузоподъемности электромеханического типа. Огра­ничитель состоит из релейного блока с датчиками фактической и предельной нагрузок.

Датчик фактической нагрузки представ­ляет собой динамометрв виде упругого кольца, деформация которого передается на рычажный потенциометр. Динамо­метр включают в систему канатов стре­лового полиспаста и стержней, так как усилие в нем зависит от веса груза, стрелы и вылета крюка. башенные краны, а также краны с несу­щими канатами имеют ветровую защиту в виде анемометров, которые при дости­жении скорости ветра нерабочего состоя­ния включают звуковую сигнализацию, а в отдельных конструкциях кранов — противоугонные захваты с одновременным отключением крана. Стреловые самоход­ные краны снабжаются также прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находя­щимся под напряжением проводам электрической сети. Кабины кранов и гру­зопассажирских подъемников оборуду­ются электрической блокировкой двери, исключающей движение крана при откры­той двери. Техническое освидетельствование кранов.До пуска в работу строительные краны должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора. Краны, находящиеся в эксплуатации, подвергают полному техни­ческому освидетельствованию, которое проводится не реже одного раза в три года. После монтажа на новом месте, ремонта его металлических конструкций, замены лебедок, смены крюка или крюковой подвески краны также подвергают полно­му техническому освидетельствованию, которое предусматривает осмотр машины и проведение статического и динамиче­ского испытаний.

Статическое испытание крана прово­дится под нагрузкой, превышающей на 25 % его грузоподъемность, с целью проверки прочности крана и его отдель­ных элементов, а у стреловых кранов — для проверки грузовой устойчивости. Стре­лу крана устанавливают в положение наименьшей устойчивости, а груз подни­мают на высоту 100...200 мм и выдержи­вают в таком положении 10 мин. Кран считают выдержавшим испытание, если груз не опустился на землю, а также не обнаружено трещин, остаточных деформа­ций и повреждений.

Динамическое испытание (проверка в работе механизмов, приборов безопас­ности, тормозов и аппаратов управления) проводится под нагрузкой, превышающей на 10 % грузоподъемность. На основе технического освидетельствования выда­ется разрешение на эксплуатацию крана. Сменные грузозахватные устройства при техническом освидетельствовании подвер­гают осмотру и испытанию под нагруз­кой, превышающей на 25 % их номиналь­ную грузоподъемность. Осмотр траверс — через каждые 6 мес, захватов — 1 мес, строп — 10 дн.

43.Машины для земляных работ класси­фицируют по назначению, режиму рабо­ты, степени подвижности и другим призна­кам. Классификация по назначению условна, поскольку приводы, ходовые устройства и другие структурные элемен­ты современных машин позволяют исполь­зовать одну и ту же их базовую часть для работы с различными видами сменного рабочего оборудования, нередко различ­ного по назначению. Универсальность машин существенно расширяет область их применения, способствует их лучшему использованию по времени, особенно в условиях небольших объемов однотип­ных работ, выполняемых строительной организацией, более эффективной орга­низации технического обслуживания. Уни­версальные машины классифицируют по основным видам выполняемых ими работ, определяемым по технико-эксплуатацион­ным, экономическим и другим соображе­ниям. Различают землеройные машины для отрывки и перемещения грунта в пре­делах зоны досягаемости рабочего обо­рудования (одно- и многоковшовые эк­скаваторы), землеройно-транспортные ма­шины для послойной разработки грунта и перемещения его на большие расстоя­ния (бульдозеры, скреперы, грейдеры, грейдер-элеваторы), машины для подгото­вительных работ, машины и оборудова­ние для уплотнения грунтов, для бурения скважин, в том числе в прочных и мерзлых грунтах при их разрушении взрывом, оборудование для гидромеханической разработки, а также машины и оборудо­вание для разработки грунтов в особых условиях. Машины для планировочных работ относятся к группе землеройно-транспортных машин и частично к экска­ваторам (экскаваторы-планировщики).

По режиму работы рассматри­ваемые машины бывают цикличного и не­прерывного действия. К последним отно­сятся многоковшовые экскаваторы, неко­торые виды землеройно-транспортных ма­шин, оборудование для гидромеханиче­ской разработки грунтов, а также неко­торые виды машин для работы в особых условиях. Остальные машины работают в цикличном режиме, выполняя операции рабочего цикла последовательно или с их частичным совмещением во времени.

По степени подвижности ма­шины для земляных работ относятся большей частью к передвижным самоход­ным или прицепным, за исключением не­которых видов оборудования для уплот­нения грунтов, бурения скважин под взрыв, оборудования гидромеханизации, а также некоторых машин и оборудова­ния для работы в особых условиях. Эти машины длительное время работают на одной строительной площадке, они не имеют собственных ходовых устройств и по этим признакам относятся к полуста­ционарным. По другим признакам на ма­шины для земляных работ распростра­няются положения, приведенные ранее в общей классификации строительных ма­шин.

44.Рабочие органы, с помощью которых грунт отделяется от массива (зубья ков­шей, бульдозерных отвалов, рыхлите­лей), называют землеройны­ми. В конструкциях землеройных и землеройно-транспортных машин, рабочий про­цесс которых состоит из последовательно выполняемых операций отделения грунта от массива, его перемещения и отсыпки, землеройные рабочие органы совмещают с транспортирующими — ковшами (экска­ваторы, скреперы) или отвалами (буль­дозеры, грейдеры), называя первые ков­шовыми, а вторые — отвальными. Ковшо­вый рабочий орган представляет собой емкость с режущей кромкой, оснащенной зубьямиили без них. Ковши с режущими кромками без зубьев чаще применяют для разработки малосвязных песков и супе­сей, а ковши с зубьями — в основном для разработки суглинков, глин и прочных скальных грунтов. В режиме разработки грунта ковш перемещается так, что его режущая кромка или зубья внедряются в грунт, отделяя его от массива. Разрых­ленный грунт поступает в ковш для после­дующего перемещения в нем к месту раз­грузки. Отвальные рабочие органы обору­дуют в нижней части ножами, в этом случае их называют ножевыми. Для разрушения более прочных грунтов на ножи дополнительно устанавливают зубья. В процессе эксплуатации землеройные рабочие орга­ны (зубья, режущие кромки ковшей, ножи бульдозерных отвалов и т. п.), взаимодей­ствуя с грунтом, обладающим абразив­ными свойствами, изнашиваются и за­тупляются. При этом между передней и задней гранями режущего рабочего орга­на образуется поверхность, близкая к ци­линдрической, без явно выраженной ре­жущей кромки. При разработке грунта таким рабочим органом в зоне поверх­ности затупления образуется грунтовый нарост — ядро, которое пере­мещается вместе с рабочим органом, как бы восполняя его изношенную часть. Пе­ремещаемая вверх по передней грани ре­жущего рабочего органа стружка будет отделяться от массива по поверхности, расположенной несколько выше следа ра­бочего органа в соответствии с формой и размерами грунтового ядра. Часть грун­тамежду поверхностью раздела и сле­дом рабочего органа при проходке послед­него уплотнится в оставшийся массив грунта. Из сравнения взаимодействия с грунтом острого и затупленного рабочих органов следует, что в последнем случае возникают дополнительные сопротивления уплотнению грунта и повышенных сил трения между грунтом и уплотненным яд­ром, а также между ядром и отделяемой стружкой. С увеличением затупления ре­жущего рабочего органа энергоемкость процесса разработки грунта возрастает. Для повышения износостойкости режу­щих рабочих органов переднюю грань упрочняют твердым сплавом в виде напла­вок износостойкими электродами или на­паек из металлокерамических твердо­сплавных пластин. Последние более эф­фективны по сравнению с наплавками. Они обладают высокой твердостью (не­сколько выше твердости оксида кремния, содержащегося в песчаных грунтах), но подвержены хрупкому разрушению при встрече с валунами. Упрочненные по передней грани землеройные рабочие ор­ганы обладают эффектом самозатачива­ния, который проявляется в том, что дер­жавка рабочего органа, имеющая более низкую твердость по срав­нению с упрочняющим слоем, изнаши­вается быстрее последнего, так что рабочий орган во все время работы остается практически острым с затуплени­ем лишь по толщине упрочняющего слоя.

Наши рекомендации