Основы разработки систем управления качеством на предприятиях
СМК должна быть разработана в соответствии с основными целями и задачами, стоящими перед предприятием пищевой промышленности.
Как правило, выделяют четыре этапа разработки и внедрения СМК на предприятиях пищевой промышленности.
На первом этапе высшее руководство предприятия определяет цели, задает направление для реализации этих целей и создает организационные предпосылки для разработки и внедрения СМК. При определении целей необходимо изучить и проанализировать спрос потенциальных потребителей продукции, ситуацию на рынке и провести оценку конкурентов, а также определить стратегию внедрения системы менеджмента качества.
Цели создания СМК:
- обеспечение качества и безопасности продукции;
- достижение более высокой эффективности и рентабельности;
- обеспечение стабильности и надежности производства и достижение
удовлетворенности потребителей;
- сохранение и увеличение доли предприятия на рынке;
- улучшение взаимодействия между сотрудниками и корпоративной культуры в организации;
- снижение затрат и повышение ответственности всех сотрудников предприятия за качество;
- совершенствование организационной структуры предприятия и системы
управления документацией.
После принятия решения руководства о создании СМК издается приказ о назначении представителя руководства по качеству на предприятии. Организационная структура предприятия по качеству должна инициировать проведение следующих работ:
- анализ целей и задач в области качества;
- анализ требований и норм СТБ ИСО 9001 применительно к предприятию, на котором создается СМК;
- сбор информации, относящейся к качеству, разделение ее на внутреннюю
и внешнюю;
- классификация имеющейся на предприятии документации, исходя из требований стандарта;
- распределение полномочий и ответственности между подразделениями
и службами предприятия по элементам СМК.
После формирования организационной структуры СМК проводится сравнительный анализ документации по СМК, который включает разработку методических материалов и экспертизу документов предприятия для определения соответствия требованиям СМК.
Далее осуществляется анализ фактического состояния производства, определяются «узкие места» и оценивается степень их влияния на стабильность качества процессов и продукции.
При изучении состояния производства необходимо:
- разработать методические материалы;
- проанализировать и оценить состояние элементов производства по технологической цепочке изготовления продукции;
- проанализировать и оценить соответствие фактических результатов целям в области качества и требованиям к качеству продукции на всех этапах жизненного цикла.
По результатам анализа документации и комплексного обследования предприятия разрабатывается план создания СМК. Высшее руководство разрабатывает и знакомит персонал с политикой предприятия в области качества и организует обучение персонала на основе разработанных учебных программ.
На втором этапе создания СМК разрабатывают комплекс документации и внедряют ее. В рамках этого этапа следует:
- разработать проект Руководства по качеству - основного документа
СМК;
- определить исходные требования к документам СМК;
- разработать документированные процедуры или стандарты предприятия
в соответствии с утвержденным планом;
- разработать рабочие процедуры СМК;
- провести экспертизу комплексной документации СМК;
- доработать документы СМК, согласовать и утвердить их.
В рамках данного этапа проводится также обучение персонала.
Задача третьего этапа - внедрение комплекса документации, анализ работы СМК как по подразделениям, так и в целом по предприятию, организация системы внутреннего аудита.
На этом этапе предусматривается:
- проведение учебных занятий по вопросам внедрения в производство документации СМК;
- апробация в производстве документов СМК;
- установление порядка и сроков внедрения элементов СМК в структурные
подразделения предприятия;
- внедрение СМК;
- создание группы экспертов-аудиторов;
- подготовка экспертов по внутреннему аудиту СМК;
- проведение аудита СМК;
- анализ результатов аудита и работы СМК предприятия в целом;
- устранение несоответствий, обнаруженных в результате аудита.
На заключительном этапе выполняются работы, связанные с подготовкой и сертификацией СМК. Этот этап включает:
- поэлементную проверку соответствия СМК предприятия требованиям СТБ ИСО 9001на основе разработанных чек-листов;
- проведение предсертификационного внутреннего аудита СМК;
- оценку результатов внутреннего аудита и подготовку рекомендаций по доработке отдельных элементов разработанной СМК;
- выбор органа по сертификации;
- принятие решения о сроках проведения сертификации и подачу заявки на
проведение сертификации;
- оформление договора на сертификацию системы менеджмента качества; подготовку персонала к работе с внешними аудиторами;
- представление СМК к сертификации;
- проведение сертификации СМК.