Основы разработки систем управления качеством на предприятиях

СМК должна быть разработана в соответствии с основными целями и задача­ми, стоящими перед предприятием пищевой промышленности.

Как правило, выделяют четыре этапа разработки и внедрения СМК на предприятиях пищевой промышленности.

На первом этапе высшее руководство предприятия определяет цели, задает направление для реализации этих целей и создает организационные предпо­сылки для разработки и внедрения СМК. При определении целей необходимо изучить и проанализировать спрос потенциальных потребителей продукции, ситуацию на рынке и провести оценку конкурентов, а также определить стратегию внедрения системы менеджмента качества.

Цели создания СМК:

- обеспечение качества и безопасности продукции;

- достижение более высокой эффективности и рентабельности;

- обеспечение стабильности и надежности производства и достижение
удовлетворенности потребителей;

- сохранение и увеличение доли предприятия на рынке;

- улучшение взаимодействия между сотрудниками и корпоративной культу­ры в организации;

- снижение затрат и повышение ответственности всех сотрудников пред­приятия за качество;

- совершенствование организационной структуры предприятия и системы
управления документацией.

После принятия решения руководства о создании СМК издается приказ о на­значении представителя руководства по качеству на предприятии. Организационная структура предприятия по качеству должна инициировать проведе­ние следующих работ:

- анализ целей и задач в области качества;

- анализ требований и норм СТБ ИСО 9001 применительно к пред­приятию, на котором создается СМК;

- сбор информации, относящейся к качеству, разделение ее на внутреннюю
и внешнюю;

- классификация имеющейся на предприятии документации, исходя из требований стандарта;

- распределение полномочий и ответственности между подразделениями
и службами предприятия по элементам СМК.

После формирования организационной структуры СМК проводится сравнительный анализ документации по СМК, который включает разработку мето­дических материалов и экспертизу документов предприятия для определения соответствия требованиям СМК.

Далее осуществляется анализ фактического состояния производства, определяются «узкие места» и оценивается степень их влияния на стабильность качества процессов и продукции.

При изучении состояния производства необходимо:

- разработать методические материалы;

- проанализировать и оценить состояние элементов производства по техно­логической цепочке изготовления продукции;

- проанализировать и оценить соответствие фактических результатов целям в области качества и требованиям к качеству продукции на всех этапах жизненного цикла.

По результатам анализа документации и комплексного обследования предпри­ятия разрабатывается план создания СМК. Высшее руководство разрабатыва­ет и знакомит персонал с политикой предприятия в области качества и органи­зует обучение персонала на основе разработанных учебных программ.

На втором этапе создания СМК разрабатывают комплекс документации и внедряют ее. В рамках этого этапа следует:

- разработать проект Руководства по качеству - основного документа
СМК;

- определить исходные требования к документам СМК;

- разработать документированные процедуры или стандарты предприятия
в соответствии с утвержденным планом;

- разработать рабочие процедуры СМК;

- провести экспертизу комплексной документации СМК;

- доработать документы СМК, согласовать и утвердить их.

В рамках данного этапа проводится также обучение персонала.

Задача третьего этапа - внедрение комплекса документации, анализ работы СМК как по подразделениям, так и в целом по предприятию, организация сис­темы внутреннего аудита.

На этом этапе предусматривается:

- проведение учебных занятий по вопросам внедрения в производство доку­ментации СМК;

- апробация в производстве документов СМК;

- установление порядка и сроков внедрения элементов СМК в структурные
подразделения предприятия;

- внедрение СМК;

- создание группы экспертов-аудиторов;

- подготовка экспертов по внутреннему аудиту СМК;

- проведение аудита СМК;

- анализ результатов аудита и работы СМК предприятия в целом;

- устранение несоответствий, обнаруженных в результате аудита.

На заключительном этапе выполняются работы, связанные с подготовкой и сертификацией СМК. Этот этап включает:

- поэлементную проверку соответствия СМК предприятия требованиям СТБ ИСО 9001на основе разработанных чек-листов;

- проведение предсертификационного внутреннего аудита СМК;

- оценку результатов внутреннего аудита и подготовку рекомендаций по доработке отдельных элементов разработанной СМК;

- выбор органа по сертификации;

- принятие решения о сроках проведения сертификации и подачу заявки на
проведение сертификации;

- оформление договора на сертификацию системы менеджмента качества; подготовку персонала к работе с внешними аудиторами;

- представление СМК к сертификации;

- проведение сертификации СМК.

Наши рекомендации