Модели изучения затрат на качество
Экономика качества – часть экономики предприятия, которая изучает экономические аспекты качества продукции, в том числе затраты предприятия, связанные с качеством продукции, экономические эффекты от управления качеством.
Важнейшей составляющей экономики качества является затраты на качество.
Затраты на качество во многом обуславливают его уровень. Обоснованное формирование затрат на качество и эффективное управление ими являются важнейшими факторами, от которых зависит результативность деятельности по управлению качеством, ее отдача, а также экономическая эффективность производства в целом. Управление затратами на качество играет важную роль в ценообразовании, материально-техническом снабжении пищевых производств, рациональном использовании сырьевых ресурсов, позволяет достичь ценовых и качественных преимуществ.
Общие принципы затрат на качество впервые были сформулированы в «Справочнике по контролю качества» доктором Дж. Джураном в 1951 г. Во втором издании справочника Джурана (1962) была приведена классификация по двум категориям:
1) затраты на обеспечение качества проекта;
2) затраты на обеспечение качества изготовления продукции.
В 1998 г. экономика качества становится предметом международной стандартизации. ИСО публикует стандарт ИСО/ТО 10014:1998 «Руководящие принципы управления экономикой качества». Стандарт был издан в виде технического отчета, т. е. для опытного применения, с целью сбора информации о возможностях практического использования.
В нем деятельность организации рассматривалась как совокупность процессов и для определения затрат на качество рекомендовалось использовать процессную модель. Одновременно с этим предлагалось вести мониторинг удовлетворенности потребителя и оценивать затраты по соотношению затраты/прибыль. Фактически в этом стандарте представлен метод оценивания целесообразности вложений инвестиций в улучшении качества.
Традиционно выделяют три модели изучения затрат на качество:
1 совокупные потери для общества;
2 стоимость процесса;
3 предотвращение, оценка, отказ.
1Концепция совокупных потерь для общества была разработана японскими специалистами и сформулирована Г. Тагучи. Ее суть в том, что качество продукции измеряется уроном, которое понесло бы общество при ненадлежащем изготовлении данной продукции. По определению Г. Тагучи, качество – это потери, наносимые обществу с момента, когда продукт или услуга отправлены потребителю.
Такой подход необычен, поскольку представляет качество через его отсутствие. Для наглядности Тагучи использовал ситуацию с услугами прачечной. Стирка рубашки в прачечной обходится клиенту в 250 йен. Обычная рубашка стирается 80 раз за свой срок службы, следовательно суммарно прачечная возьмет с ее владельца 20000 йен (80*250). Если изобрести ткань, которая загрязняется и сминается в два раза медленнее, то покупатель будет в два раза меньше обращаться в прачечную и сэкономит 10 000 йен. Но производство новой рубашки обойдется производителю на 1000 йен дороже, а продаваться она будет на 2000 йен дороже. Соответственно выгода производителя составит 1000 йен (2-1), а потребителя – 8000 йен (20-10-2). Таким образом, для общества в целом экономия составит 9000 йен. В дополнение сокращение стирки в прачечной имеет благоприятные экологические последствия: реальное сбережение энергии, сокращение использования моющих средств, снижение шумности.
Данная модель трудно применима на практике.
2Концепция стоимости процесса приложима как к производству товара, так и к оказанию услуг. На рисунке 1 изображен процесс в представлении теории всеобщего управления качеством.
управление |
ресурсы |
Рисунок 1 – Схема стоимости процесса
Стоимость процесса обусловлена затратами на следующие элементы:
– люди;
– оборудование;
– материалы;
– окружающая среда.
3 Концепция предотвращения, оценки, отказа позволяет рассчитать стоимость качества на основе изучения информации о затратах, связанных с обеспечение качества. Наличие такой информации дает возможность предпринять ряд операций:
– сравнить характеристики затрат, связанных с качеством;
– соизмерить величины затрат на обеспечение качества продукции при использовании различных процессов;
– сопоставить характеристики затрат на качество собственные и конкурентов;
– проанализировать тенденции, наметившиеся в затратах на качество;
– планировать величину затрат на качество;
– устанавливать целевые пределы будущих затрат на качество;
– принимать решения о снижении и оптимизации расходов.