Экономические аспекты управления качеством
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Модели изучения затрат на качество
Состав и классификация затрат на качество
Управление затратами на качество
Методы анализа затрат на качество
Анализ брака
Состав и классификация затрат на качество
Изучение затрат на качество необходимо начать с определения их состава. В составе общих затрат на качество определяют три основные группы затрат: превентивные (предупредительные); затраты на контроль; внутренние и внешние затраты и потери от дефектов.
1 Превентивные затраты – затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения.
1.1 Управление качеством:
· Затраты на планирование СМК;
· Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.
1.2 Управление процессом:
· Затраты на установление средств управления процессом;
· Затраты на изучение возможностей процесса;
· Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
1.3 Планирование качества другими подразделениями:
Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству.
1.4 Контрольное и измерительное оборудование:
· Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);
· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);
· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки. Приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
Ни в коем случае не включаются в эту категорию затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.
1.5 Обеспечение качества поставок:
· Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;
· Затраты, связанные технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;
· Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества.
1.6 Аудит СМК:
· Затраты на внутренний аудит СМК;
· Затраты на аудит СМК потребителем;
· Затраты на аудит СМК третьей стороной (сертификация).
Программа улучшения качества
· Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
1.8 Обучение вопросам качества:
· Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
1.9 Затраты, не учтенные где-либо еще:
· Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
Предупредительные мероприятия могут осуществляться как собственными силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций.
2 Затраты на контроль– затраты на определение фактического уровня качества.
2.1 Проверки и испытания:
· Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций;
· Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается.
Проверки и испытания поставляемых материалов
· Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалов, включая инспекторов и служащих различного уровня;
· Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;
· Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
Материалы для тестирования и проверок
· Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;
· Стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю;
· Стоимость испытательного оборудования не включается.
Контроль процесса
· Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
Прием продукции заказчика
· Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;
· Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.
Аудит продукта
· Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;
· Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях;
· Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.
3 Внутренние затраты, потеривыявляются на предприятии до реализации продукции потребителю.
3.1 Отходы:
· Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз;
· Ликвидационная стоимость отходов производства не включается
· Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика.
Переделки и ремонт
· Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству по средствам либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим;
· Затраты ан повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.
Анализ потерь
· Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.
Взаимные уступки
· Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.
Снижение сорта
· Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.
Гарантийные обязательства
· Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода;
· Затраты на вовлечение в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя.
Жалобы
· Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;
· Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя;
· Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.
Между величиной общих затрат на качество, их структурой и уровнем качества существует взаимосвязь. Чем выше предупредительные затраты, тем более высокий уровень качества может быть достигнут. Чем выше уровень качества, тем ниже затраты и потери производителя, связанные с дефектами, и потребителя, связанные с эксплуатацией и обслуживанием, ремонтом изделия. Таким образом, величина и структура затрат на качество позволяют в целом судить о потенциально возможном его уровне. Взаимосвязь между затратами на качество и его уровнем можно отобразить на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классическая схема затрат и уровня качества.
1 – затраты на предупредительные мероприятия;
2 – затраты на контроль;
3 – затраты и потери от дефектов;
4 – общие затраты на качество.
Низкий уровень качества характеризуется большой величиной общих затрат, основную долю в которых занимают затраты и потери от дефектов. Высокое число дефектов во многом является следствием незначительного числа предупредительных мероприятий и превентивных затрат.
Характерно, что затраты и потери от дефектов сокращаются более высокими темпами, чем растут затраты на предупредительные мероприятия, поэтому результирующая – кривая общих затрат – будет устойчиво снижаться.
Она достигнет своего минимума в точке, когда предупредительные затраты станут сопоставимы с экономией от сокращения потерь от дефектов. Уровень качества, достигаемый при минимуме общих затрат, является оптимальным, экономически обоснованным, так как представляет максимально возможное его значение относительно величины затрат.
Дальнейшее повышение уровня качества будет достигаться ценой многократно, непропорционально возрастающих затрат и может оказаться экономически нецелесообразным. Продукция, обладающая сверхвысокими качественными свойствами, достигнутыми за счет слишком больших затрат, из-за очень высокой цены может оказаться невостребованной на рынке.
Затраты на контроль вследствие улучшения качества снижаются незначительно и не оказывают существенного влияния на динамику общей величины затрат. Это объясняется тем, что контроль служит для оценки фактического уровня качества, но не оказывает прямого влияния на условия, причины и количество возникающих дефектов и несоответствий.
В настоящее время все увеличивается число доказательств в пользу того, что процессы, направленные на повышение качества продукции и предупреждения дефектов, уже сами по себе являются источниками экономической эффективности. Современные технологии значительно снижают интенсивность возникновения дефектов в продукции. Применение робототехники и средств автоматизации в производстве товаров, обслуживании покупателей, контроле и оценке качества позволяет сократить число человеческих ошибок в соответствующих процессах. Все это создает предпосылки для достижения идеального качества при конечной величине затрат на его обеспечение, что отражает новая модель оптимизации затрат, связанных с качеством.
Абсолютное, или 100%-ное качество достигается при максимальных за-
тратах на качество. Однако существует мнение, что абсолютное качество экономически недостижимо.
Анализ брака
Низкий уровень брака свидетельствует о высокой эффективности производственной деятельности предприятия, совершенстве техники и технологии, высоком уровне организации производства и других его факторов.
Причины возникновения брака различны. Среди них можно выделить: организационно-технологические недостатки производства, ненадлежащее качество сырья и материалов, человеческий фактор и т. д.
С экономической точки зрения негативные последствия связаны с тем, что предприятие несет издержки на производство всего объема продукции, включая брак. Однако некондиционная часть продукции не может быть реализована, следовательно затраты на ее производство не будут компенсированы выручкой и принесут убытки. Предприятие недополучит прибыль, что приведет к снижению рентабельности.
По составу и структуре брак неоднороден. Часть негодных, забракованных изделий не подлежит доработке, исправлению, восстановлению и не может быть реализована потребителю для использования по назначению. Такой брак называется окончательным, или неисправимым. Он может быть реализован по сниженной цене для использования в других целях или, если это невозможно, утилизирован, направлен на отходы.
Другая часть забракованных изделий путем повторной обработки, исправлений может быть доведена до требуемых кондиций и реализована для использования по назначению. Такой брак называют исправимым.
Различают абсолютные и относительные показатели размера брака и потерь от него.
Абсолютный размер брака (Бабс) включает затраты на производство окончательного брака (Зоб) и затраты на доведение исправимого брака до кондиций (Зиб):
Бабс = Зоб+Зиб.
Часть затрат на производство окончательного брака может быть компенсирована. Во-первых, окончательно забракованная продукция может быть использована для других целей (корм скоту, выработка мыла, клея, спирта). Во-вторых, путем взыскания штрафов и пеней с недобросовестного поставщика сырья и материалов. В-третьих, путем удержания штрафных санкций с лиц, ответственных за брак.
Абсолютный размер потерь от брака (ПБабс) рассчитывается по следующей формуле:
ПБабс = Бабс – (СБисп + Впост + Увин),
где СБисп – стоимость брака по цене использования, тыс. руб.;
Впост – сумма взысканий с поставщиков, тыс. руб.;
Увин – сумма удержаний с виновников брака, тыс. руб.
Абсолютный размер потерь от брака может быть меньше, чем абсолютный размер брака, если удалось частично компенсировать его величину, или равен ему. В последнем случае весь абсолютный размер брака будет отнесен к потерям.
Относительный размер брака (Ботн) представляет собой отношение абсолютного размера брака к производственной себестоимости продукции и выражается в процентах:
.
Относительный размер потерь от брака (ПБотн) представляет собой отношение абсолютного размера потерь от брака к производственной себестоимости продукции и выражается в процентах:
.
Важным относительным показателем, применяемым при анализе брака, является доля затрат на неисправимый брак в общей производственной себестоимости продукции. С ее помощью возможно определить стоимость недополученной продукции в плановых ценах реализации. Для этого долю затрат на неисправимый брак (Зоб) в общей производственной себестоимости умножают на объем производства (Оп) продукции в нормальном выражении и на цену реализации (Ц), установленную с учетом удельной себестоимости единицы продукции и нормы прибыли:
= .
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ