Целостность современного мира, его противоречия
Несмотря на многочисленные способы и результаты реализации отдельными странами моделей общественного развития, противоречия, порожденные спецификой развития отдельных государств и народов, современный мир целостен, и процесс глобализации еще более усиливает эту целостность.
ОБЩЕСТВО
49. Какой признак характеризует демографические процессы в со
временных западных обществах?
1) высокая детская смертность
2) высокая продолжительность жизни
3) высокая рождаемость
4) низкое качество жизни
50. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Прочитайте текст и выполните задания 51 —54.
«Мы рассмотрели восемь.,, процессов, угрожающих гибелью... всему человечеству как виду. Вот [некоторые] процессы:
1. Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них... и сверх того непосредственно возбуждающая агрессивность — следствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.
2. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Генетическая деградация... Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие значительные группы нынешней «бунтующей молодежи» в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.
3. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уж о культурном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая к ним «национальную ненависть». Эта тенденция имеет своей главной причиной недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев.
4. Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
средств воздействия на общественное мнение, приводят к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история... уже сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от действия средств массовой информации, - например, телевидения, - рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей...»
(К. Лоренц)
51. Какие проблемы, связанные с экологией человека, рассматривает автор? Укажите пять-шесть проблем.
52. Дайте свое определение понятия «экология человека».
53. Опираясь на текст документа и знание курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции.
54. Предложите свой способ перспективного решения любой из названных проблем современного человека, опираясь на теоретические знания курса и собственный опыт.
Глобальные проблемы человечества
55. Укажите в нижеприведенном списке те позиции, которые мож
но рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва меж
ду развивающимися и развитыми странами.
1) рост задолженности стран третьего мира Западу
2) уничтожение лесов Африки и Амазонии
3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах
4) создание большого числа вредных производств развитыми странами
56. К экологическим проблемам относится
1) опасность распространения ядерного оружия
2) охрана здоровья
3) борьба с международным терроризмом
Прочитайте текст и выполните задания 57—60. 4) исчезновение многих видов животных и растений
«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью мис-
ОБЩЕСТВО
сионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... Вос-нове ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации...
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.»
(А. Печчеи)
57. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите три проблемы.
58. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
59. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
60. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.
ОТВЕТЫ
Ответы к разделу «Общество»
Общество | ||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Ответ может содержать, например, следующие позиции: 1) в России после Отечественной войны 1812 г. возникла сеть декабристских обществ. В дан ном примере понятие «общество» использует ся в значении «объединение, группа едино мышленников »; 2) в словосочетании «средневековое общество» понятие «общество» используется в значении «историческая эпоха»; 3) в словосочетании «глобальные проблемы со временного общества» понятие «общество» ис пользуется в значении «все человечество». Могут быть приведены и прокомментированы другие примеры | ||
Приведены три позиции | ||
Приведены две позиции | ||
Приведена одна позиция | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 |
ОТВЕТЫ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Могут быть приведены, например, следующие аргументы: 1) существование природы и общества тесно взаи мосвязано; 2) любой ущерб, причиненный природе, отражает- ся на жизни человека; 3) ухудшение экологической ситуации отражает ся на здоровье человека, сокращает возможно сти его преобразовательной деятельности. Могут быть приведены другие аргументы | ||
Приведены три аргумента | ||
Приведены два аргумента | ||
Приведен один аргумент | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
Духовная | ||
ВБАГ | ||
ГБВА |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Должны быть названы следующие сферы жизни общества: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. | ||
Названы четыре сферы при отсутствии неверных позиций | ||
Названы три сферы | ||
Названы одна-две сферы ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Ответ может содержать, например, следующие позиции: 1) в эпоху первоначального накопления капитала на фоне расширявшихся экономических воз можностей третьего сословия шел активный процесс формирования буржуазии. В этом примере отражается связь экономического развития и стратификационных процессов в обществе; 2) индустриализация в СССР стала причиной массовых миграций населения в отдаленные районы страны (на стройки пятилеток), что от ражает взаимосвязь экономики ц процессов со циальной мобильности. Могут быть приведены и прокомментированы другие примеры | ||
Приведены три позиции | ||
Приведены две позиции | ||
Приведена одна позиция | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 |
ОТВЕТЫ
Аграрное ИЛИ традиционное | ||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе должны быть приведены убедительные аргументы, например: 1) старая культура, ориентированная на развитие и демонстрацию уникального духовного мира человека, зачастую оставляла в тени проблему его реальных физических качеств. Машинная, техническая цивилизация опасна для души, потому что: 2) производство духовных ценностей приобретает коммерческий характер; 3) духовные ценности становятся стандартизиро ванными и утилитарными; 4) живое человеческое общение заменяется сурро гатной формой | ||
Приведены три аргумента | ||
Приведены два аргумента | ||
Приведен один аргумент | ||
Аргументация фактически отсутствует | ||
Максимальный балл | 3 |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указанияк оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе должны быть указаны проблемы: 1) перенаселение; 2) генетическая деградация; 3) отрыв от своих природных основ; 4) разрыв устойчивых социальных связей; 5) стирание черт человеческой индивидуально сти; 6) одиночество и др. | ||
Правильно указаны пять-шесть проблем | ||
Правильно указаны три-четыре проблемы | ||
Указано меньше трех проблем ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
«Экология человека» может пониматься как сохранение и усовершенствование физических (физиологических), нравственных, социальных и прочих качеств и характеристик отдельного человека и человечества в целом | ||
Дано верное определение понятия | ||
Определение неполное | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Элементы правильного ответа: 1) к естественным !можно отнести конфликт поколений; |
ОТВЕТЫ
Следствием НТР являются: 2) генетическая деградация ифизическая изне женность; 3) проблема одиночества; 4) стирание черт индивидуальности. | ||
Правильно указаны три-четыре позиции | ||
Правильно указаны две позиции | ||
Правильно указана одна позиция | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Предложен убедительный и обоснованный способ решения проблемы с опорой на материалы курса. и другие знания учащегося | ||
Опора на собственные знания и опыт неубедительна | ||
Опора на собственные знания отсутствует (интерпретируется содержание текста) | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Выделены проблемы: 1) ограниченность ресурсов; 2) неравномерность развития (проблема «Севера и Юга»); 3) демографическая; 4) последствия НТР. | ||
Правильно указаны три проблемы | ||
Правильно указаны две проблемы | ||
Указана одна проблема ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Могут быть сделаны предположения, например: 1) наличие у человечества научных знаний и тех нических средств для глобальной преобразова тельной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете); 2) формирование общества потребления, в кото ром скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей. Могут быть сделаны другие предположения | ||
Правильно указаны две позиции | ||
Правильно указана одна позиция | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Могут быть указаны, например: 1) коммунистические утопии; 2) идеология Просвещения; 3) иллюзия всемогущества науки и возможность ее победы над голодом и болезнями. Могут быть приведены другие примеры | ||
Правильно приведены три примера | ||
Правильно приведены два примера | ||
Правильно приведен один пример | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Дан отрицательный ответ и приведены аргументы, интерпретирующие глубину отставания «бедных» стран от развитых, например: |
ОТВЕТЫ
1) ситуация неконтролируемой рождаемости в ус ловиях ограниченности ресурсов и неблагопри ятных условий жизни; 2) малая доля участия в мировом разделении труда; 3) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран. Могут быть приведены другие аргументы | ||
Дан отрицательный ответ и приведены два аргумента | ||
Дан отрицательный ответ и приведен один аргумент | ||
Дан отрицательный ответ, аргументы не приведены | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 |