Целостность современного мира, его противоречия

Несмотря на многочисленные способы и результаты реали­зации отдельными странами моделей общественного развития, противоречия, порожденные спецификой развития отдельных государств и народов, современный мир целостен, и процесс глобализации еще более усиливает эту целостность.

ОБЩЕСТВО

49. Какой признак характеризует демографические процессы в со­
временных западных обществах?

1) высокая детская смертность

2) высокая продолжительность жизни

3) высокая рождаемость

4) низкое качество жизни

50. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием эконо­мической интеграции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Прочитайте текст и выполните задания 51 —54.

«Мы рассмотрели восемь.,, процессов, угрожающих гибелью... всему человечеству как виду. Вот [некоторые] процессы:

1. Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защи­щаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них... и сверх того непосредственно возбуждающая агрессив­ность — следствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

2. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие из­неженности. Развитие техники и фармакологии порождает воз­растающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее не­удовольствие. Генетическая деградация... Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие зна­чительные группы нынешней «бунтующей молодежи» в общест­венных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

3. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критиче­ская точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уж о культур­ном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая к ним «на­циональную ненависть». Эта тенденция имеет своей главной при­чиной недостаточный контакт между родителями и детьми, вызы­вающий патологические последствия уже у грудных младенцев.

4. Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же куль­турной группе, вместе с усовершенствованием технических

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

средств воздействия на общественное мнение, приводят к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история... уже сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от действия средств массовой информации, - например, телеви­дения, - рассматривается как патологический субъект. Эффек­ты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей...»

(К. Лоренц)

51. Какие проблемы, связанные с экологией человека, рассматри­вает автор? Укажите пять-шесть проблем.

52. Дайте свое определение понятия «экология человека».

53. Опираясь на текст документа и знание курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции.

54. Предложите свой способ перспективного решения любой из на­званных проблем современного человека, опираясь на теорети­ческие знания курса и собственный опыт.

Глобальные проблемы человечества

55. Укажите в нижеприведенном списке те позиции, которые мож­
но рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва меж­
ду развивающимися и развитыми странами.

1) рост задолженности стран третьего мира Западу

2) уничтожение лесов Африки и Амазонии

3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах

4) создание большого числа вредных производств разви­тыми странами

56. К экологическим проблемам относится

1) опасность распространения ядерного оружия

2) охрана здоровья

3) борьба с международным терроризмом

Прочитайте текст и выполните задания 57—60. 4) исчезновение многих видов животных и растений

«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обна­руживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью мис-

ОБЩЕСТВО

сионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религи­озных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация не­уклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и куль­турное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом ра­дужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... Вос-нове ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Зем­ля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить не­прерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слабо­развитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благо­получных собратьев, протекает в рамках все той же господствую­щей цивилизации...

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все стропти­вее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы да­же не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.»

(А. Печчеи)

57. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите три проблемы.

58. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, что­бы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сде­лайте два предположения.

59. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

60. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоле­ние контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

ОТВЕТЫ

Ответы к разделу «Общество»

Общество
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не ис­кажающие его смысл) Баллы
Ответ может содержать, например, следующие позиции: 1) в России после Отечественной войны 1812 г. возникла сеть декабристских обществ. В дан­ ном примере понятие «общество» использует­ ся в значении «объединение, группа едино­ мышленников »; 2) в словосочетании «средневековое общество» понятие «общество» используется в значении «историческая эпоха»; 3) в словосочетании «глобальные проблемы со­ временного общества» понятие «общество» ис­ пользуется в значении «все человечество». Могут быть приведены и прокомментированы дру­гие примеры  
Приведены три позиции
Приведены две позиции
Приведена одна позиция
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

ОТВЕТЫ

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены, например, следующие ар­гументы: 1) существование природы и общества тесно взаи­ мосвязано; 2) любой ущерб, причиненный природе, отражает- ся на жизни человека; 3) ухудшение экологической ситуации отражает­ ся на здоровье человека, сокращает возможно­ сти его преобразовательной деятельности. Могут быть приведены другие аргументы  
Приведены три аргумента
Приведены два аргумента
Приведен один аргумент
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
Духовная
ВБАГ
ГБВА

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Должны быть названы следующие сферы жизни общества: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная.  
Названы четыре сферы при отсутствии неверных позиций
Названы три сферы
Названы одна-две сферы ИЛИ ответ неправиль­ный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Ответ может содержать, например, следующие позиции: 1) в эпоху первоначального накопления капитала на фоне расширявшихся экономических воз­ можностей третьего сословия шел активный процесс формирования буржуазии. В этом примере отражается связь экономического развития и стратификационных процессов в обществе; 2) индустриализация в СССР стала причиной массовых миграций населения в отдаленные районы страны (на стройки пятилеток), что от­ ражает взаимосвязь экономики ц процессов со­ циальной мобильности. Могут быть приведены и прокомментированы другие примеры  
Приведены три позиции
Приведены две позиции
Приведена одна позиция
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

ОТВЕТЫ

Аграрное ИЛИ традиционное
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны быть приведены убедительные аргументы, например: 1) старая культура, ориентированная на развитие и демонстрацию уникального духовного мира человека, зачастую оставляла в тени проблему его реальных физических качеств. Машинная, техническая цивилизация опасна для души, потому что: 2) производство духовных ценностей приобретает коммерческий характер; 3) духовные ценности становятся стандартизиро­ ванными и утилитарными; 4) живое человеческое общение заменяется сурро­ гатной формой  
Приведены три аргумента
Приведены два аргумента
Приведен один аргумент
Аргументация фактически отсутствует
Максимальный балл 3

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Содержание верного ответа и указанияк оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны быть указаны проблемы: 1) перенаселение; 2) генетическая деградация; 3) отрыв от своих природных основ; 4) разрыв устойчивых социальных связей; 5) стирание черт человеческой индивидуально­ сти; 6) одиночество и др.  
Правильно указаны пять-шесть проблем
Правильно указаны три-четыре проблемы
Указано меньше трех проблем ИЛИ ответ непра­вильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
«Экология человека» может пониматься как сохранение и усовершенствование физических (физиологических), нравственных, социаль­ных и прочих качеств и характеристик отдель­ного человека и человечества в целом  
Дано верное определение понятия
Определение неполное
Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Элементы правильного ответа: 1) к естественным !можно отнести конфликт поко­лений;  

ОТВЕТЫ

  Следствием НТР являются: 2) генетическая деградация ифизическая изне­ женность; 3) проблема одиночества; 4) стирание черт индивидуальности.  
Правильно указаны три-четыре позиции
Правильно указаны две позиции
Правильно указана одна позиция
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Предложен убедительный и обоснованный способ решения проблемы с опорой на материалы курса. и другие знания учащегося
Опора на собственные знания и опыт неубедительна
Опора на собственные знания отсутствует (интер­претируется содержание текста)
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Выделены проблемы: 1) ограниченность ресурсов; 2) неравномерность развития (проблема «Севера и Юга»); 3) демографическая; 4) последствия НТР.  
Правильно указаны три проблемы
Правильно указаны две проблемы
Указана одна проблема ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть сделаны предположения, например: 1) наличие у человечества научных знаний и тех­ нических средств для глобальной преобразова­ тельной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете); 2) формирование общества потребления, в кото­ ром скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей. Могут быть сделаны другие предположения  
Правильно указаны две позиции
Правильно указана одна позиция
Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть указаны, например: 1) коммунистические утопии; 2) идеология Просвещения; 3) иллюзия всемогущества науки и возможность ее победы над голодом и болезнями. Могут быть приведены другие примеры  
Правильно приведены три примера
Правильно приведены два примера
Правильно приведен один пример
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Дан отрицательный ответ и приведены аргументы, интерпретирующие глубину отставания «бедных» стран от развитых, например:  

ОТВЕТЫ

  1) ситуация неконтролируемой рождаемости в ус­ ловиях ограниченности ресурсов и неблагопри­ ятных условий жизни; 2) малая доля участия в мировом разделении труда; 3) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран. Могут быть приведены другие аргументы  
Дан отрицательный ответ и приведены два аргу­мента
Дан отрицательный ответ и приведен один аргу­мент
Дан отрицательный ответ, аргументы не приве­дены
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Наши рекомендации