Проблемы и противоречия современного рынка

Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе

Мировое хозяйство- объект изучения теории международных экономических отношении (МЭО). МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их с товарами и услугами, в международной торговле, научно - технических и производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационно интернациональных связях, перемещение между ними трудоразделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.

К числу важнейших форм МЭО относятся следующие: международная торговля товарами и услугами, мировой технологически обмен, миграция капитала, международная валютно-финансовая система, миграция рабочей силы и международная экономическая интеграция.

Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.Инструменты, используемые государством для регулирования междуна­родной торговли, можно разделить на тарифные(основанные на исполь­зовании таможенною тарифа) и нетарифные(квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является та­моженная пошлина (тариф)на импорт, представляющая собой государ­ственный ДЕНЕЖНЫЙ сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через грани­цу страны под контролем таможенного ведомства..

Проблемы и противоречия современного рынка.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, это не исключает проблемы и противоречия.. Рассмотрим основные из них:

1. Производство общественных товаров.

Рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров - так называемых общественных товаров. Предоставляемые государством общественные товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.Решить эту проблему помогает государство, о чем было сказано выше.

2. Минимизация трансакционных издержек государства

1. Принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек: весьма сложно было бы, например, заключать сделку с каждым участником движения по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется услугами скоростной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде.

«Провалы рынка» – это те ситуации, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают своей цели или не дают удовлетворительного решения экономических или социальных проблем.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику:

• Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов.

• Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

• Монополизм и инфляция - тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной антиинфляционной профилактике.

• Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс.

• Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

• Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Наши рекомендации