Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции
план
1. Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца
2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде
Таблица 5.1 -Характерные черты четырех основных моделей рынка
характерная черта | Модель рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
1. Число фирм | очень большое число | много | несколько | одна |
2. Тип продукта | стандартизированный (или однородный) | дифференцированный | стандартизированный или дифференцированный | уникальный, нет близких заменителей |
3. Контроль над ценой | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре | значительный |
4. Условия вступления в отрасль | очень легкие, препятствия отсутствуют | сравнительно легкие | наличие существенных препятствий | заблокировано |
5. Неценовая конкуренция (различия в качестве, рекламе, стимулировании сбыта) | отсутствует | значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. | очень типична, особенно при дифференциации продукта | главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями |
6. Примеры | сельское хозяйство | розничная торговля, производство одежды, обуви | производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов | местные предприятия общественного пользования |
Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца
Рассматривая вопрос, мы исходим из того, что в условиях чистой конкуренции в отрасли работает очень большое число фирм, выпускающих однородный (стандартизированный) продукт. Такая маленькая фирма не может проводить самостоятельную ценовую политику.
Рис. 5.1 -Кривая спроса конкурентной фирмы
Так как решения отдельных фирм не влияют на рыночную цену, кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы является горизонтальной линией.
Рис. 5.2 - Отраслевая кривая спроса
Кривая спроса по отрасли показывает, сколько товара купят все потребители по каждой возможной цене.
Рассмотрим несколько определений:
Средний доход для продавца (AR) – цена единицы продукции.
Валовый доход (TR) – общий доход от проданной продукции. Определяется умножением цены единицы продукции на количество проданной продукции.
Предельный доход (MR) – добавочный доход, который является результатом продажи ещё одной единицы продукции
Рис. 5.3 - Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях чистой
конкуренции
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене кривая её предельного дохода (MR) совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (d). Кривая валового дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии.