Для достижения целей Стратегии

При наличии основных институтов и механизмов поддержки экспорта, базовой линейки стимулирующих финансовых и нефинансовых инструментов в российской системе государственной поддержки экспорта сохраняется ряд принципиальных дефицитов и "узких" мест, не позволяющих сформировать критическую массу поддержки, сопоставимой с предоставляемой ведущими зарубежными странами своим экспортерам, и получить синергический эффект от взаимодействия всех звеньев системы поддержки экспорта.

Важнейший дефицит - дефицит координации функционирования различных элементов системы поддержки экспорта и взаимодействия заинтересованных ее участников (стейк-холдеров). Данный дефицит проявляется как на уровне федеральной исполнительной власти, так и на уровне взаимоотношений федерального центра и регионов, органов государственного управления и бизнеса.

В настоящее время фактически отсутствует единый центр координации и целеполагания в сфере поддержки экспорта на уровне одного из уполномоченных министерств и ведомств или Правительства России. В силу пересечения зон ответственности (например, в части поддержки МСП или государственного гарантийного инструментария) имеет место прямое дублирование функций ряда организаций - участников системы поддержки экспорта. При этом поддержка экспорта не является ключевой деятельностью для большинства вовлеченных организаций (например, Минэкономразвития России, Внешэкономбанк). Цели и задачи в этой сфере зачастую не имеют необходимого приоритета и не зафиксированы в соответствующих КПЭ либо отражены формально и не имеют прямой связи с поставленными задачами (в том числе КПЭ) Внешэкономбанка, Росэксимбанка в части реализации адресных мер поддержки экспорта и соответствующих эффектов.

Возможным решением для обеспечения координации и сбалансированности системы управления государственной поддержкой экспорта является формирование специального координирующего центра на уровне Правительства (например, в форме подкомиссии по поддержке экспорта и доступу на внешние рынки (или - подкомиссии по развитию ВЭД) Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции). Создание такого единого координационного органа с соответствующим уровнем федеральных полномочий позволит решить задачу постановки согласованных целей и задач для ключевых институтов, задействованных в развитии экспорта, с закреплением на уровне КПЭ ролей и ответственности каждого участника. Такой орган позволит наладить прозрачный контроль за распределением государственных финансовых ресурсов и полномочий за каждым участником системы, с учетом имеющихся целей и приоритетов развития экспорта обеспечить прозрачность и комплексность оценки эффективности реализации всего инструментария господдержки экспорта.

Современная зарубежная практика свидетельствует о значительных усилиях ведущих участников международной торговли, предпринимаемых для усиления координации в сфере поддержки и продвижения экспорта на внешние рынки <1>.

--------------------------------

<1> Например, в США сегодня действует целый ряд координационных структур высокого уровня:

- Координационный комитет по содействию торговле, включающий руководителей 19 министерств и ведомств под председательством министра торговли (создан еще в 1992 г.);

- Кабинет по продвижению экспорта на уровне руководителей министерств и ведомств (создан в марте 2010 г.);

- Совет по экспорту при Президенте США (в июле 2010 г. усилен состав и расширены функции Совета);

- Межведомственный центр по правоприменению в торговле для обеспечения выполнения партнерами США их обязательств по торговым соглашениям (создан в феврале 2012 г.);

- Межведомственная группа по защите коммерческих интересов американских участников международных торов и конкурсных процедур за рубежом (создана указом Президента США в декабре 2012 г.).

В 2013 году в Конгрессе США проходило обсуждение инициативы Президента США о создании нового суперведомства в сфере поддержки ВЭД, путем объединения шести самостоятельных ведомств и госорганизаций (Министерства торговли, Бюро торгового представителя, Администрации малого бизнеса, Агентства по торговле и развитию, др.).

Кроме создания федерального координационного центра в сфере поддержки экспорта, актуальной задачей на текущей стадии развития национальной системы поддержки экспорта является формирование центров компетенции с четким закреплением ответственности (без дублирования) за реализацию финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта. Помимо определения ролей и закрепления функций за участниками системы поддержки экспорта потребуется закрепление порядка их взаимодействия, в том числе для согласованного применения сформированного инструментария и достижения таким образом максимального эффекта от мер господдержки.

В сфере финансовой поддержки экспорта усиление координации должно происходить внутри Группы Внешэкономбанка, обеспечивающей официальное экспортное финансирование и целевую финансовую поддержку экспорта за счет собственных средств, а также по линии Группа Внешэкономбанка, банки и страховые компании с государственным участием - Минэкономразвития России, являющееся разработчиком и ответственным за реализацию программных документов по развитию ВЭД и поддержке экспорта и выступающее в качестве главного распорядителя бюджетных средств. Создание механизма координации и целеполагания в сфере финансовой поддержки экспорта позволит быстрее и эффективнее ликвидировать сохраняющиеся "узкие" места: недостаточно развитая и неполная линейка финансовых продуктов для экспортеров, в первую очередь для субъектов МСП с упрощенным доступом к ним (включая финансирование пополнения оборотного капитала и страхование расходов по освоению внешних рынков), а также в части услуг проектного и структурного финансирования, финансирования под будущие экспортные доходы, страхования зарубежных инвестиций отечественных компаний и их прединвестиционных расходов, др.

Главная задача в сфере финансовой поддержки экспорта - создание цивилизованного, конкурентоспособного рынка экспортного финансирования в Российской Федерации, в рамках которого взаимодействуют официальные и рыночные институты экспортного финансирования, страховые и гарантийные продукты дополняются прямым фондированием экспорта на конкурентоспособных условиях.

Усиление координации в сфере нефинансовой поддержки экспорта может быть обеспечено как за счет укрепления и повышения статуса соответствующего направления деятельности в рамках Минэкономразвития России, так и путем создания специализированной организации (агентства) по поддержке и продвижению экспорта. Последняя могла бы обеспечить индивидуальную работу с экспортерами по принципу "единого окна"; разработку и предложение стандартных пакетов экспортных услуг, в том числе на возмездной основе; реализовать специальный подход и продукты для МСП экспортеров; взять на себя планирование, организацию и проведение промоутерских мероприятий за рубежом. В настоящее время специализированные агентства поддержки экспорта действуют более чем в 70 странах (см. Приложения 8 - 10).

Система поддержки экспорта будет эффективно функционировать только при условии дополнения усилий, механизмов и инструментов, применяемых на уровне федерального центра, соответствующими усилиями, механизмами и инструментами, реализуемыми в регионах и российскими официальными представительствами в иностранных государствах. До последнего времени эти звенья национальной системы поддержки экспорта не соответствовали масштабным задачам по обеспечению благоприятных, конкурентных условий экспортной деятельности российских компаний на глобальном рынке.

"Узким" местом в сфере поддержки экспорта является незавершенный характер выстраивания системы взаимодействия по вопросам поддержки экспорта между центром и регионами, разрозненность мер поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации, недостаточный охват региональной инфраструктуры поддержки экспорта.

Создание комплексной системы поддержки внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации предполагает интеграцию всех имеющихся в регионах инструментов финансовой и нефинансовой поддержки ВЭД, что будет способствовать повышению координации, прозрачности и упрощению доступа к данным инструментам участников ВЭД, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами в рамках этого направления являются:

- разработка и эффективная реализация в субъектах Российской Федерации государственных программ (подпрограмм) развития внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации;

- формирование и развитие региональной инфраструктуры поддержки ВЭД, включая Евро Инфо Корреспондентские Центры и центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

- налаживание эффективного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, элементами региональной инфраструктуры поддержки ВЭД, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития (Внешэкономбанк, ОАО "ЭКСАР", ЗАО "Росэксимбанк", др.), торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах.

Основные направления развития системы торговых представительств отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции формирования "нового облика" торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах (Протокол заседания подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 13 марта 2013 г. N 2).

Основная цель работы по совершенствованию системы торгпредств - превратить их в реальный механизм поддержки экспорта российских товаров и привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Ключевыми задачами в сфере развития системы торговых представительств являются:

- учреждение новых торговых представительств в странах (регионах) высокой концентрации российских экономических интересов;

- предоставление возможности командирования для работы в составе торговых представительств представителей субъектов Российской Федерации и российских объединений предпринимателей, в том числе координирующих в стране пребывания проекты субъектов малого и среднего предпринимательства;

- реализация функции торговых представительств как сервисных центров для российских экспортеров, внедрение набора стандартных продуктов для экспортеров;

- совершенствование организационно-правовой формы системы торговых представительств, в том числе с использованием инструментов частно-государственного партнерства;

- оптимизация системы управления торговыми представительствами, конкретизация функций торговых представительств, порядка планирования и организации их работы.

Для повышения эффективности работы по доступу на внешние рынки и обеспечению благоприятных (нормальных) условий деятельности на них, наряду с активизацией работы торгпредств на данном направлении, необходимо выстроить общую институциональную рамку защиты коммерческих интересов российских компаний на внешних рынках, не ограничиваясь только торгово-политическими барьерами, но также обеспечить охват всего комплекса возможных ситуаций, связанных с применением формальных и неформальных ограничений в отношении российских компаний, участвующих в международных торгах, программах государственных и корпоративных закупок за рубежом, реализующих инвестиционные проекты. Система защиты коммерческих интересов российских компаний должна иметь институциональную основу в виде подразделения Минэкономразвития России, аккумулирующего жалобы (запросы на защиту коммерческих интересов) российских организаций, и опираться в работе по обеспечению обоснованных (законных) интересов отечественного бизнеса на внешних рынках на всю систему официальных зарубежных представительств Российской Федерации (не только торгпредства) и межправительственные органы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Должны быть разработаны регламенты работы по защите коммерческих интересов российских организаций на внешних рынках.

Для успешной реализации Национальной экспортной стратегии необходимо добиться радикального снижения внутренних барьеров для экспортной деятельности. Реализуемые меры по упрощению процедур торговли затрагивают часть процедур таможенного администрирования, отдельные аспекты валютного и экспортного контроля, не давая пока значимого продвижения по общей стоимости или длительности экспортно-импортных операций.

Процедуры, связанные с ввозом и вывозом товаров, их оплатой, по-прежнему громоздки и длительны, действует сложная иерархия документов, которая формируется под удобство контроля, содержит избыточные требования и ограничения для участников ВЭД. Необходимы быстрое продвижение на пути внедрения современных электронных технологий обмена данными, уход от неоднократного предоставления одних и тех же сведений в различных форматах разным службам и государственным органам, расширение практики применения института финансовых гарантий для сокращения сроков выпуска товаров, либерализация сроков предоставления информации о валютных сделках и условий административной ответственности за их нарушение и др.

Одним из ключевых, системных проектов в сфере поддержки экспорта, ориентированной на МСП, является проект внедрения механизма "единого окна" в области предоставления экспортных услуг (на федеральном и региональном уровнях) и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проект "единое окно" в части регулирования ВЭД предполагает реализацию возможности однократного представления документов субъектами предпринимательской деятельности в стандартизованном виде через единый пропускной канал для их последующего использования всеми заинтересованным государственные органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность. Механизм "единого окна" позволяет, с одной стороны, выстроить более эффективную, прозрачную систему государственного контроля и распределения ресурсов, а с другой - снизить издержки бизнеса в сфере международной торговли. Это достигается за счет повышения уровня автоматизации государственных органов и межведомственного взаимодействия путем внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

По мере углубления евразийской экономической интеграции, наряду с национальными системами поддержки ВЭД, должны формироваться механизмы координации и взаимодействия в целях содействия ВЭД в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Указанные механизмы будут встроены в качестве важного элемента в единую торговую, а также промышленную и агропромышленную политики в рамках ЕЭП. В области поддержки экспорта перспективными являются следующие направления сотрудничества государств-членов:

- создание механизма координации и взаимодействия уполномоченных государственных институтов стран ЕЭП в сфере финансовой поддержки экспорта для продвижения на внешние рынки совместно произведенной продукции. В практике ЕС экспортные кредитные агентства стран-членов все чаще действуют совместно для продвижения на рынки третьих стран произведенных в ЕС сложной техники и оборудования, включая авиатехнику, энергетическое оборудование, др.;

- создание механизма координации подготовки и проведения бизнес-миссий с участием предприятий стран ЕЭП в третьи страны, прежде всего в страны, с которыми заключены или готовятся соглашения о свободной торговле;

- организация совместных экспозиций на зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе в рамках проведения странами ЕЭП национальных выставок за рубежом, с акцентом на совместно произведенную продукцию;

- создание механизма координации и взаимодействия официальных зарубежных представительств стран ЕЭП для продвижения на внешних рынках совместно произведенной продукции;

- создание механизма координации и взаимодействия региональных организаций поддержки экспорта в странах ЕЭП (на уровне административно-территориальных образований) для продвижения на внешние рынки совместно произведенной продукции;

- создание интегрированного информационного ресурса для организаций-экспортеров стран ЕЭП;

- создание механизма координации деятельности уполномоченных органов стран ЕЭП по устранению таможенных и административных барьеров для развития промышленного экспорта, включая упрощение таможенных процедур, упрощение предоставления налогоплательщикам документов по обоснованию применения налоговой ставки ноль процентов по НДС, в том числе в электронном виде. Важной задачей на современном этапе является построение интеграционного взаимодействия информационных систем, реализующих национальные механизмы "единого окна" стран ЕЭП в сфере внешней торговли, для организации юридически значимого обмена информацией посредством интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

В рамках согласованной (скоординированной) агропромышленной политики стран ЕЭП намечено осуществление мер, направленных на увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение удельного веса поставок из стран ЕЭП в общем объеме мировой торговли. Среди таких мер:

- координация сбытовой и маркетинговой политики на внешних рынках;

- проведение согласованной экспортной политики по отдельным товарным позициям, в том числе путем создания экспортного пула (прежде всего, зернового);

- использование механизма защиты географических указаний, включая наименования мест происхождения продукции;

- согласованные действия стран ЕЭП по развитию экспортного потенциала в области агропромышленного комплекса.

Этапы реализации Стратегии

Национальная экспортная стратегия реализуется в период до 2030 года и включает два основных этапа:

- этап завершения формирования комплексной, конкурентоспособной с учетом лучших мировых практик национальной системы поддержки экспорта (до 2018 года);

- этап конкурентного (состязательного) функционирования национальной системы поддержки экспорта, оперативно и гибко адаптирующейся к меняющимся потребностям и задачам в сфере поддержки экспорта с учетом внутриэкономических и внешних факторов, уровня, форм и участников глобальной конкуренции за рынки сбыта (после 2018 г.).

На первом этапе обеспечивается выполнение положений и мероприятий программных документов в сфере поддержки экспорта и ликвидируются дефициты и "узкие" места в этой деятельности, определенные в разделе 9. Во второй половине 2010-х годов происходят некоторое улучшение динамики российского экспорта и повышение в нем удельного веса несырьевых товаров, высокотехнологичной продукции и услуг. Намечающиеся тренды в сфере экспорта отражают постепенное движение в направлении формирования ресурсно-инновационной экспортной специализации России в системе мирового хозяйства.

На втором этапе реализуются инновационные подходы в сфере поддержки экспорта, обеспечивающие наиболее эффективную адаптацию системы поддержки к меняющимся условиям глобальной конкуренции и потребностям формирующихся новых экспортных секторов национальной экономики. В течение второго десятилетия реализации Стратегии происходит существенное улучшение экспортной динамики в части поставок продукции обрабатывающей промышленности, наукоемких товаров и услуг, при этом по своим основным параметрам экспортная конфигурация все более приближается к заявленной цели реализации Стратегии - формирование конкурентоспособной с позиций внутренней и глобальной экономики ресурсно-инновационной модели экспортной специализации России.

Приложение 1

Наши рекомендации