Направления государственной политики
По развитию экспорта
Главным программно-целевым документом в сфере поддержки ВЭД и развития экспорта является Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности (2013 год, в настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации подготовлена обновленная версия Госпрограммы для представления в Правительство в начале 2014 года). Предлагаемые Госпрограммой акценты и мероприятия входящих в нее 6 подпрограмм позволяют поэтапно совершенствовать и отлаживать национальную систему поддержки ВЭД до уровня лучших мировых практик и обеспечивают необходимые условия для развития несырьевого экспорта, что определено в качестве одной из ключевых задач Правительства в экономической сфере в послании Президента страны Федеральному Собранию (декабрь 2013 года). (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод
В укрупненном виде мероприятия подпрограмм Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности" направлены на достижение следующих результатов:
1) существенное улучшение условий международного экономического сотрудничества для России и увеличение отдачи такого сотрудничества для национальной экономики в виде расширения экспорта, притока эффективных зарубежных инвестиций, технологий, ноу-хау. Реализуется через совершенствование механизмов двустороннего и регионального сотрудничества, участие в деятельности международных экономических организаций и форумов;
2) дальнейшее углубление евразийской экономической интеграции путем обеспечения выполнения соглашений по ЕЭП, создания и обеспечения функционирования Евразийского экономического союза;
3) создание комплексной, в общенациональном масштабе системы поддержки ВЭД для обеспечения, прежде всего, конкурентных условий деятельности для российских компаний на внешних рынках, в агрессивной конкурентной среде. Система поддержки ВЭД должна обладать набором всех необходимых инструментов, применяемых в мировой практике, и быть конкурентоспособной с точки зрения стоимости и качества предлагаемых услуг. Это особенно важно для механизмов и инструментов финансовой поддержки экспорта;
4) радикальное снижение и устранение барьеров для развития внешнеэкономической деятельности, прежде всего таможенных и административных барьеров для развития экспорта путем совершенствования и упрощения административных процедур. На это обращено специальное внимание в послании Президента страны Федеральному Собранию (декабрь 2013 года);
5) совершенствование внешнеторговой инфраструктуры - таможенной и пограничной, пунктов пропуска на границе. Это важно для расширения участия российских предприятий в региональных и глобальных производственно-сбытовых цепочках.
Многие укрупненные задачи и мероприятия Госпрограммы конкретизируются, уточняются и развиваются в принятых или готовящихся программных документах по отдельным приоритетным направлениям развития ВЭД. Главные среди них - реализуемые в рамках Национальной предпринимательской инициативы дорожные карты, "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" и "Совершенствование таможенного администрирования". Указанные дорожные карты, сформулированные в виде развернутых планов мероприятий, охватывают как вопросы совершенствования механизмов и инструментов поддержки отечественного экспорта в различных формах и его продвижения на внешние рынки, так и вопросы преодоления наиболее значимых внутренних и внешних барьеров для развития экспорта.
Действующая Дорожная карта по поддержке экспорта подготовлена в целях обеспечения успешного продвижения российского несырьевого экспорта на рынки зарубежных стран, внедрения и закрепления на новых рынках, увеличения числа организаций-экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий. Дорожная карта содержит 48 мероприятий по 9 ключевым направлениям (их тематика поддерживает основные направления работы в рамках Госпрограммы):
- формирование общенациональной системы поддержки экспорта;
- упрощение административных, фискальных процедур;
- увеличение доступности финансовых продуктов для экспортеров;
- формирование единой информационной среды в сфере экспортной деятельности;
- развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта;
- развитие механизмов промоутерской поддержки экспорта;
- совершенствование работы торговых представительств;
- улучшение условий доступа на внешние рынки;
- развитие самоорганизации в среде экспортеров.
Основная координирующая роль при реализации мероприятий Дорожной карты приходится на ведомства финансово-экономического блока (Минфин России, Минэкономразвития России) при участии по отдельным направлениям работы отраслевых и специализированных ведомств (Минпромторг России, Минрегион России, МИД России, ФТС России, ФНС России, Росфинмониторинг, Россотрудничество), а также финансовых институтов (Банк России, Внешэкономбанк, ОАО "ЭКСАР", ЗАО "Росэксимбанк", государственные банки) и образовательных учреждений.
Представить обновленную и дополненную Дорожную карту по поддержке несырьевого экспорта. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием).
КонсультантПлюс: примечание.
Выполнение Дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования направлено, в том числе, на существенное снижение административных барьеров для осуществления экспортной деятельности. Данная цель достигается за счет оптимизации таможенных процедур, отказа от избыточных требований, сокращения сроков и стоимости совершения таможенных операций. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности. Дорожная карта по содержит 60 мероприятий по следующим основным направлениям:
- сокращение сроков совершения таможенных операций;
- совершенствование форм и методов таможенного контроля;
- совершенствование института таможенных представителей;
- упрощение таможенных процедур для отдельных участников ВЭД;
- мотивация сотрудников таможенных органов;
- совершенствование системы наказания за нарушения таможенных правил;
- размещение таможенных органов.
Важнейшими мероприятиями на начальном этапе выполнения Дорожной карты являются:
- переход на межведомственное электронное взаимодействие;
- ускорение выдачи разрешительных документов;
- внедрение генеральной финансовой гарантии;
- качественное совершенствование системы управления рисками;
- ревизия Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В период 2015 - 2018 годов будут реализовываться сложные и ресурсоемкие мероприятия: автоматический выпуск товаров, выпуск товаров непосредственно в пункте пропуска после их прибытия на таможенную территорию, сокращение сроков совершения таможенных операций, уплата таможенных платежей после выпуска товаров, сокращение количества требуемых документов. Координацию работы по выполнению мероприятий Дорожной карты осуществляет ФТС России. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод
С разработкой Национальной экспортной стратегии, принятием обновленных вариантов Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности", Дорожной карты по поддержке несырьевого экспорта, а также с учетом уже принятых и действующих государственных и ведомственных документов по развитию экспорта в России будет сформирована целостная, завершенная система реализации государственной политики и приоритетов в экспортной сфере. На уровне стратегического управления будут работать Национальная экспортная стратегия и Госпрограмма, на уровне оперативно-тактического управления - соответствующие дорожные карты, другие профильные государственные и ведомственные документы.
Снижение внутренних барьеров для развития экспорта (таможенных, административных, др.).
Совершенствование таможенного администрирования, включая упрощение, ускорение и удешевление таможенных процедур при экспорте, осуществляется в рамках реализации Дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".
Основными направлениями работы по упрощению административных процедур для экспортеров должны стать:
- дальнейшая либерализация валютного регулирования и валютного контроля при экспорте, обеспечивающая при этом сохранение необходимого уровня контроля со стороны государства для противодействия незаконному оттоку капитала;
- дальнейшие шаги по упрощению процедуры возврата НДС при экспорте, включая развитие применения заявительного порядка возмещения НДС;
- организации эффективного электронного межведомственного документооборота для упрощения применения административных процедур при экспорте.
Совершенствование институтов и механизмов государственной поддержки экспорта (финансовой, информационно-консультационной).
Финансовая поддержка. Деятельность по развитию системы институтов и механизмов государственной финансовой поддержки экспорта будет строиться с учетом норм и правил ВТО и ОЭСР, положений Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий, подписанного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 9 декабря 2010 г. в г. Москве. Дополнить
Основные направления развития системы финансовой поддержки экспорта:
- развитие деятельности ОАО "ЭКСАР", разработка и внедрение новых, в соответствии с современной международной практикой финансовых продуктов, реализация специальных программ поддержки экспортеров из числа МСП;
- обеспечение адаптации и совершенствования механизмов государственной гарантийной поддержки экспорта, долгосрочного экспортного кредитования в соответствии с международными обязательствами России, принятыми в рамках присоединения к ВТО;
- реализация и развитие механизмов предоставления кредитов иностранным покупателям российской продукции по конкурентоспособным ставкам, в том числе с участием Внешэкономбанка;
- ориентация ЗАО "Росэксимбанк" на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг МСП, внедрение новых финансовых продуктов, ориентированных на МСП, инновационные компании, начинающих экспортеров;
- нормативно-правовое и организационное обеспечение развития новых форм экспортного финансирования, в том числе экспортного факторинга;
- формирование банками и страховыми компаниями с государственным участием региональных центров компетенций в сфере экспортного финансирования, в том числе для предоставления финансовых продуктов, адаптированных к потребностям экспортеров из числа МСП.
Информационная поддержка. Развитие системы информационной поддержки экспорта будет направлено на создание информационных центров по поддержке экспорта, совершенствование действующих и создание новых информационных ресурсов для экспортеров и разработку специальных информационно-разъяснительных печатных изданий по различным аспектам экспортной деятельности, проведение специализированных семинаров и конференций.
В части создания информационных центров предполагается:
- создание на базе Группы Внешэкономбанка центра обучения и информационной поддержки российских экспортеров (включая МСП) по вопросам ВЭД, регулирования и практики ВТО/ОЭСР;
- создание центра консультирования и обучения по ВТО для непосредственной поддержки российских производителей в условиях членства в ВТО и с использованием инструментария этой организации в целях оперативного реагирования на возникающие проблемы и защиты экономически обоснованных интересов отечественных производителей в рамках правил ВТО.
Основные задачи в части создания и развития информационных ресурсов:
- совершенствование Единого портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет (далее - Портал), расширение круга источников для наполнения Портала с возможной интеграцией других информационных систем и сайтов, поставляющих информацию, совершенствование регламентов предоставления информации и пользовательских характеристик и дизайна Портала, оптимизация информационной структуры;
- развитие Каталога российских экспортно-ориентированных товаров и услуг, регистрация компаний-экспортеров в Каталоге, регистрация Каталога в международных доменах, повышение посещаемости иностранными пользователями сайта Каталога;
- разработка Внешэкономбанком интернет-сайта, позволяющего предприятиям-экспортерам осуществлять заполнение (направление) заявок и подачу первичных документов в целях получения финансовой поддержки в режиме "одного окна" через Интернет.
В части разработки специальных информационно-разъяснительных печатных изданий основными задачами являются:
- издание путеводителей для бизнеса по иностранным государствам;
- разработка практических разъяснительных пособий для экспортеров в формате пошаговых инструкций по прохождению административных процедур, включая таможенные процедуры при экспорте, процедуры валютного контроля и возврата НДС;
- разработка пособия для начинающих экспортеров.
В части проведения специализированных семинаров и конференций предполагается проведение Минэкономразвития России совместно с ОАО "ЭКСАР", другими заинтересованными органами власти и организациями специальных семинаров по вопросам поддержки экспорта в субъектах федерации, а также проведение ежегодных всероссийских конференций по вопросам экспортной деятельности.
Совершенствование механизмов продвижения экспорта на внешние рынки (включая механизмы промоутерской поддержки экспорта, политико-дипломатического лоббирования и сопровождения проектов и сделок с российским участием за рубежом).
Основные задачи по развитию механизмов промоутерской поддержки экспорта включают:
- расширение и совершенствование условий реализации выставочной программы федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности планирования и проведения национальных выставок Российской Федерации в зарубежных странах;
- дальнейшее развитие программы бизнес-миссий Минэкономразвития России, повышение репрезентативности проводимых бизнес-миссий как с точки зрения их фирменного состава и отраслевой направленности, так и с позиций географического охвата с учетом степени прифитетности торговых партнеров;
- создание условий для реализации в формате ГЧП проектов по формированию российской товаропроводящей инфраструктуры за рубежом (складской, сервисной, сбытовой);
- реализацию новых форматов специализированных промоутерских мероприятий, в том числе партнериатов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства для налаживания деловых контактов и кооперационных связей с зарубежными партнерами, ярмарок субконтрактов с привлечением предприятий и организаций, заинтересованных в участии в региональных и глобальных цепочках приращения стоимости.
Деятельность в области политико-дипломатического лоббирования и сопровождения проектов и сделок с российским участием за рубежом будет направлена на обеспечение нормальных, формально и фактически недискриминационных условий работы российских организаций на внешних рынках, в том числе на преодоление бюрократических, недружественных, коррупционных практик со стороны чиновников принимающих стран. Возможности для эффективной деятельности на данном направлении расширяются в связи с выделением в работе Минэкономразвития России по продвижению экспорта категории значимых проектов ВЭД, по которым разрабатываются паспорта проектов и дорожные карты по их реализации.
Торгово-политическое обеспечение развития экспорта, улучшение условий доступа на внешние рынки, устранение дискриминационных ограничений. Основные направления в данной области, предусмотренные в принятых и готовящихся программных документах по развитию ВЭД, включают:
- обеспечение эффективного использования инструментария ВТО, в том числе возможностей многостороннего механизма разрешения споров ВТО, для недопущения принятия, приостановления и (или) отмены необоснованных ограничений в отношении российских организаций и их продукции на внешних рынках;
- использование механизма региональных торговых соглашений (соглашений о свободной торговле) и создаваемых в их рамках процедур урегулирования торговых споров для улучшения условий доступа на зарубежные рынки, неприменения дискриминационных и иного рода необоснованных, не соответствующих международной практике ограничений во взаимной торговле. Для этих целей может использоваться механизм взаимного предварительного информирования и взаимных консультаций сторон;
- совершенствование системы работы по торговым и инвестиционным барьерам на внешних рынках, включающее:
- совершенствование системы мониторинга решений принимающей страны и ситуаций, могущих привести к появлению и (или) усилению ограничений (барьеров) по доступу на рынки с ориентацией на раннее выявление и предупреждение появления ограничений (барьеров) через проведение переговоров и консультаций; основные участники мониторинга - торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах и Минэкономразвития России;
- формирование и развитие постоянных торговых диалогов по вопросам взаимного доступа на рынки с ведущими торговыми партнерами, в том числе с участием представителей Евразийской экономической комиссии;
- формирование и развитие партнерства государства и бизнеса, включая механизм практического взаимодействия по конкретным кейсам в вопросах предупреждения, идентификации и устранения ограничений (барьеров) для экспорта и инвестиций на внешних рынках;
- развитие и регулярная актуализация информационных ресурсов Минэкономразвития России и Евразийской экономической комиссии по существующим ограничениям (барьерам) по доступу на внешние рынки, обеспечение механизма обратной связи в рамках данных информационных систем для оперативной регистрации заявлений (жалоб) об ограничениях (барьерах) со стороны бизнеса и оперативного реагирования на них.
Формирование благоприятной внешней среды для развития экспорта (включая участие в деятельности международных экономических организаций и форумов, программах СМР, формирование позитивного делового имиджа России за рубежом, работу с соотечественниками, упрощение визового режима). В рамках данного направления решается широкий круг задач, оказывающих непрямое, но в ряде случаев существенное влияние на развитие отечественного экспорта, условия доступа и работы на внешних рынках:
- через участие в международных организациях и форумах обеспечивается учет интересов России в процессе развития и регулирования мировой экономики и международной торговли, реализации региональных и глобальных проектов экономического сотрудничества; инициативная позиция России в международных организациях и форумах становится все более важным фактором продвижения экономических интересов и задач страны в глобальной экономике, в том числе в сфере развития экспорта;
- через механизм двусторонних (Россия - страна-бенефициар) программ содействия международному развитию могут формироваться дополнительные импульсы для развития отечественного экспорта, в том числе наукоемких товаров и услуг, в рамках совместных проектов сотрудничества. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.05.2013 N 476 Россотрудничество уполномочено координировать деятельность России по оказанию содействия международному развитию на уровне двусторонних отношений с зарубежными странами и обеспечивать ее увязку с российскими интересами, в том числе экономическими;
- через усиление работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, будут формироваться условия для их участия (на взаимовыгодной основе) в консультировании российского экспортного бизнеса в отношении принятых правил, методов и практики торговли, возможных деловых партнеров, а также в продвижении российских товаров, услуг и инвестиций на рынке страны проживания;
- через придание системного характера работе по созданию позитивного делового имиджа России за рубежом, консолидацию медийной поддержки этой деятельности будут формироваться благоприятная среда для ведения международного бизнеса российскими компаниями и положительное восприятие отечественной продукции, что особенно важно в случае выхода на рынок с новой, нетрадиционной для России продукцией.