Сущность и специфика методов социального управления
Условно все методы воздействия на персонал можно разделить на три группы:
· административные,
· экономические,
· социально-психологические.
Условно потому, что все методы органично связаны между собой.
Методы управления. Стратегии осуществляются через совокупность методов управления людьми. Они бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия работы персонала, а поэтому они логически предшествуют всем остальным.
Посредством этих методов работа проектируется, ориентируется во времени и пространстве, нормируется, регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку людей, их права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Такие методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую деятельность, а поэтому по сути своей являются пассивными.
К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.
В противоположность организационным административные методы активны, поскольку на их основе происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения.
Административные методы исходят из неравенства участников управленческого процесса. Руководители имеют возможность односторонне запрещать или устанавливать определенный порядок действий исполнителей, обладающих минимальной самостоятельностью задавать им жесткие рамки, нарушение которых и излишняя инициатива не поощряются. Ответственность за все при этом ложится на руководителя.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, норм деятельности, предписаний. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например, на транспорте.
К административным (распорядительным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций, контроль за их исполнением. Эти методы отличает прямой характер воздействия — любой
Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премиями или штрафами). Принципиальной особенностью этих мер является субъективный порядок применения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, часто работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, так как размер вознаграждения от этого не увеличивается.
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданного результата, а не на его рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.
Нужны были методы управления, позволяющие рядовым работникам исходя из материальной заинтересованности самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты. И такие методы, получившие название экономических, начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям одного из основоположников научного менеджмента — американского инженера Фредерика Тейлора.
В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными (например, за счет экономии или дополнительной прибыли), полученными вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку их размер напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.
Однако экономические методы управления также имеют свои ограничения, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство. Для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь пришли социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия.
Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного моральнопсихологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно, к повышению ее эффективности. Сегодня к этим методам можно отнести психологическую мотивацию, гуманизацию труда, профессиональный отбор.
Экономические методы включают:
· технико-экономический анализ;
· технико-экономическое обоснование и планирование;
· материальное стимулирование;
· ценообразование;
· налоговую систему;
· утверждение экономических норм и нормативов.
С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных сотрудников.
В число социально-психологических методов входят:
· социальный анализ коллектива;
· социальное планирование;
· участие персонала в управлении;
· социальное развитие коллектива;
· психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального, психологического климата);
· моральное стимулирование;
· развитие у работников инициативы и ответственности.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др.
Экономические и социально-психологические методы имеют косвенный характер управляющего воздействия на персонал.
Учеными выделяются три фактора, оказывающих управляющее воздействие на персонал организации. От того, какому из них в совокупности отдается приоритет, зависит состояние экономической ситуации в организации.
Первый фактор — иерархическая структура управления людьми, в которой основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, оказание давления на человека «сверху» с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ.
Второй фактор— то, что условно называют культурой, т. е. вырабатываемые средой, коллективом организации общие ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия отдельной личности, заставляют ее без видимого принуждения вести себя в определенных рамках.
Третий фактор — это рынок — система отношений, основанная на купле-продаже товаров и услуг, отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Характерной особенностью перехода к рынку, который переживает наша страна, является постепенный отход от жесткой иерархической системы административного воздействия на персонал организаций и предприятий к рыночным взаимосвязям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. В новых условиях необходимо осознание и переход к принципиально иным приоритетам: главная ценность в организации —ее работники (персонал), а за пределами организации — потребители продукции.
Технологии управления людьми. Помимо методов управления можно ввести понятие управленческих технологий, которые различаются факторами, служащими ориентиром для принятия решений. Таких факторов выделяется четыре: ситуация, результаты, цели, отклонения.
1. Технология управления по ситуации предполагает, что менеджер принимает оперативные решения, касающиеся персонала, на основе постоянного наблюдения и анализа его деятельности.
2. Технология управления по результатам заключается в том, что коррективы в деятельность субъекта на очередной период вносятся в зависимости от достижения запланированных результатов в предыдущем.
3.Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на достижение не официальных плановых показателей, а личных целей, сформулированных на их основе работниками совместно с непосредственными руководителями с учетом своих индивидуальных способностей и возможностей. Эти цели оформляются в виде документа, получившего название Декларация, и их достижение стимулируется в первую очередь.
Считается, что такой подход, идея которого сформулирована одним из крупнейших специалистов в области менеджмента Питером Друкером, более гибкий, чем традиционный, и обеспечивает глубокое понимание сотрудниками целей организации и ее подразделений. Отсюда вытекает лучшее исполнение ими своих обязанностей, улучшение взаимодействия в системе управления между руководителями и исполнителями, что и дает возможность предоставить последним больше полномочий, уточнять существующие нормы, нормативы и стандарты деятельности, создает основы для более объективного контроля и поощрения работников.
4. Управление персоналом — целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников
структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.
Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.). Следует подчеркнуть, что понятие «управление персоналом» в определенной степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий, обеспечивающих наилучшее использование человеческого ресурса и каждого работника в отдельности.
В общем виде деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:
o в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;
o планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;
o проведении маркетинга персонала;
o определении потребности организации в персонале;
o учете и нормировании численности персонала.
Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:
o поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;
o адаптация, обучение и переподготовка персонала;
o мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;
o организация труда и соблюдение этики делового общения;
o оценка деятельности персонала и структурных подразделений;
o управление конфликтами и стрессами;
o управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
o управление коммуникационными процессами;
o обеспечение безопасности персонала;
o оценка экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Задачей правового обеспечения управления персоналом является регулирование трудовых-отношений между работодателями и работниками и защита законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
К числу основных законодательных актов относятся:
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая;
• Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.;
• О коллективных договорах и соглашениях. Закон РФ в редакции Федерального закона от 24 декабря 1998г. № 171-ФЗ;
• О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ;
• О порядке разрешения коллективных трудовых споров. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175—ФЗ;
• О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 458.
• Положение о Службе урегулирования коллективных трудовых споров: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468.