Нормативные акты Президента и Правительства РФ
1. Постановление Правительства от 15 июня 2009 г. № 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" (с изменениями на 07 сентября 2011 г.)
2. Распоряжение Правительства РФ от 5 января 2005 г. № 5-р "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росархиву, Роскультуре и Роспечати" (с изм. на 10 марта 2009 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках" (с изменениями на 19 мая 2008 г.)
4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями на 29 июля 2011 г.)
5. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (с изменениями на 23 сентября 2005 г.)
6. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (с изменениями на 14 декабря 2006 г.)
7. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями на 21 сентября 2011 г.)
8. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" (с изменениями на 22 мая 2008 г.)
9. Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 358-р "О сохранности документов по личному составу высвобождаемых работников"
Документы федеральных органов исполнительной власти
1. Приказ Минкультуры от 25 августа 2010 г. № 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"
2. Приказ Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. № 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (утратил силу на основании приказа Минкультуры России от 11 мая 2010 г. № 260)
3. Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"
4. Приказ Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 117н "О трудовых книжках"
5. Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"
6. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"
7. Постановление Минтруда России от 26 марта 2002 г. № 23 "Об утверждении Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти"
8. Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.
9. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Росархива 6 октября 2000 г. (утратил силу на основании приказа Минкультуры России от 26 августа 2010 г. № 63)
10. Приказ Росархива от 19 января 1995 г. № 2 "Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия"
11. Постановление Минтруда России от 25 ноября 1994 г. № 72 "Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по документационному обеспечению управления"
12. Приказ Росархива от 18 августа 1992 г. № 176 "О Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия"
13. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. Одобрено коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г. Приказ Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33
ГОСТы
1. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов
2. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения
3. ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения
4. ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения
5. ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца
6. ГОСТ 17914-72. Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования
7. ГОСТ Р 34.10-2001. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи
Словари и справочники:
1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / В.Н. Телия. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 782 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / А.А. Зализняк. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 794 с.
3. Орфографический словарь русского языка / Б.З. Букчина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 1288 с.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. — 14-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 368 с.
5. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 943 с.
Учебные и научные издания:
1. Басаков М.И. Делопроизводство: конспект лекций / М.И. Басаков. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 192 с.
2. Басаков М.И. Документационное обеспечение управлением (Делопроизводство): учебник / М.И. Басаков. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 413 с. — (Среднее профессиональное образование).
3. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для вузов и ссузов / И.Н. кузнецов. — М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2010. — 576 с. — (Основы наук).
4. Кузнецова Т.В. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти // Делопроизводство. 2009.№ 3.
5. Кушнерук С.П. Документная лингвистика: учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 256 с.
6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. — М.: МФПА, 2011. — 208 с.
7. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. — 10-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 448 с.
8. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие / Г.Я. Солганик. — 7-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 256 с.
Периодические издания
1. Журнал «Делопроизводство».
2. Журнал «Секретарское дело».
3. Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера».
4. Журнал «Справочник кадровика».
5. Журнал «Кадровое дело».
6. Журнал «Кадровик. Кадровое делопроизводство».
7. Журнал «Научные и технические библиотеки».
8. Журнал «КомпьюАрт».
9. Журнал «КомпьютерПресс».
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа состоит из теоретического вопроса и практического задания. Вариант работы выбирается по желанию обучающегося.
Контрольная работа должна быть оформлена в компьютерном или, как исключение, в рукописном варианте. Рукописный вариант работы должен быть разборчиво написан и легко читаем.
Компьютерный вариант работы должен быть оформлен следующим образом:
- текст набирается на одной стороне листа;
- стандартная страница формата А4 имеет следующие поля: правое – 15 мм, левое – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;
- гарнитура шрифта – Times New Roman;
- межстрочный интервал – полуторный;
- кегль шрифта – 12-14;
- абзацный отступ – по умолчанию;
- выравнивание: по ширине.
Отредактированная работа должна быть пронумерована (номер ставится в нижней части страницы, по центру) и сброшюрована.
На титульном листе, который не нумеруется, указывается название учебного заведения, кафедры, полное наименование темы контрольной работы, курс, отделение, номер учебной группы, а также фамилия и инициалы автора.
На второй странице размещается план контрольной работы.
Ссылки на используемые в работе источники обозначаются цифрами в положении верхнего индекса, а в подстрочных сносках (внизу страниц) указывается источник, на который ссылается автор. Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, на которую сделана ссылка в тексте.
В конце работы прилагается список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с требованиями к оформлению справочно-библиографического аппарата.
В конце текста ставится дата и личная подпись автора.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ЗАДАНИЯ
1. Документ и его место в системе управления.
Составьте пример письма-приглашения.
2. Нормативно-методические акты, регламентирующие создание и оформление документов.
Составьте заявление о приеме на работу.
3. Понятие «информация». Требования, предъявляемые к информации. Информация свободного и ограниченного доступа.
Составьте приказ «Об утверждении инструкции по делопроизводству на предприятии».
4. Понятие «документ», его развитие. Связь информации и документа.
Составьте объяснительную записку о причине опоздания на работу.
5. Функции документа.
Составьте приказ о приеме на работу.
6. Понятие «способ документирования». Традиционные способы документирования
Составьте приказ «О противопожарной безопасности».
7. История изобретения и распространения бумаги.
Составьте резюме.
8. Магнитные и оптические носители информации.
Составьте пример письма-приглашения.
9. Реквизиты служебного документа (на основании ГОСТ Р 6.30-2003).
Составьте заявление о приеме на работу.
10. Юридическая сила документа.
Составьте приказ «Об утверждении инструкции по делопроизводству на предприятии».
11. Понятие и особенности текстов документов.
Составьте объяснительную записку о причине опоздания на работу.
12. Понятие и назначение классификации документов.
Составьте приказ «О противопожарной безопасности».
13. Виды классификации документов.
Составьте резюме.
14. Унификация текста документа.
Составьте пример письма-приглашения.
15. Способы представления унифицированных текстов (анкеты, таблицы, трафаретные тексты).
Составьте пример письма-приглашения.
16. Общие требования к тексту документа.
Составьте заявление о приеме на работу.
17. Лингвистические особенности текстов служебных документов.
Составьте приказ «Об утверждении инструкции по делопроизводству на предприятии».
18. Понятие «система документации», развитие систем документации.
Составьте приказ «О противопожарной безопасности».
19. Организационные документы, отражающие структуру организации, ее штатный состав, организацию работы коллектива. Правила их составления и оформления.
Составьте резюме.
20. Распорядительные документы, издаваемые на основе коллегиальности принятия решений. Требования к их составлению, оформлению, хранению.
Составьте пример письма-приглашения.
21. Распорядительные документы, издаваемые на основе единоличного принятия решений руководителем организации. Требования к их составлению, оформлению, формированию, хранению.
Составьте заявление о приеме на работу.
22. Информационно-справочные документы, их виды и назначение.
Составьте приказ «О противопожарной безопасности».
23. Служебные письма, требования к ним.
Составьте резюме.
24. Разновидности объяснительных и докладных записок, требования, предъявляемые к ним. Служебные записки.
Составьте приказ «Об утверждении инструкции по делопроизводству на предприятии».
25. Телеграммы и телефонограммы, область их применения, требования к составлению и оформлению.
Составьте пример письма-приглашения.
26. Справки, их разновидности. Требования, предъявляемые к справкам.
Составьте заявление о приеме на работу.
27. Документирование деятельности коллегиальных органов. Протокол, его разновидности, порядок составления, обработки и оформления.
Составьте приказ «Об утверждении инструкции по делопроизводству на предприятии».
28. Акт, его виды и назначение. Порядок составления и оформления.
Составьте объяснительную записку о причине опоздания на работу.
29. Понятия «ценность документа», «экспертиза ценности». Возникновение и развитие экспертизы. Принципы и критерии экспертизы ценности документов.
Составьте приказ о приеме на работу.
30. Подготовка документов к хранению в архиве.
Составьте приказ «О противопожарной безопасности».
31. Особенности поиска и использования архивных документов.
Составьте резюме.
32. Документы по личному составу.
Составьте пример письма-приглашения.
33. Работа учреждений с обращениями граждан.
Составьте приказ «Об утверждении инструкции по делопроизводству на предприятии».
34. Номенклатура дел.
Составьте заявление о приеме на работу.
35. Конфиденциальное делопроизводство.
Составьте приказ «О противопожарной безопасности».
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие «документ», «делопроизводство». Цели и задачи делопроизводства.
2. Понятие «информация». Значение информации в экономических, социальных и политических процессах, для принятия управленческих решений. Качественные характеристики информации.
3. Функции документа.
4. Свойства документа.
5. Классификация документов по различным признакам в зависимости от содержания, наименования, по степени унификации и др.
6. Классификация законодательных, нормативных, методических материалов, касающихся вопросов документирования и организации работы с документами.
7. Унификация и стандартизация документов.
8. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Требования к оформлению реквизитов.
9. Общие требования к текстам документов.
10. Текст, оформленный в виде таблицы, анкеты. Трафаретные, типовые тексты.
11. Типичные языковые ошибки в текстах служебных документов. Процесс редактирования текста.
12. Понятие «бланк документа». Виды бланков и порядок расположения реквизитов в бланке (угловое и центрованное). Состав реквизитов, назначение, особенности оформления различных видов бланков. Бланки с изображением государственного герба и герба субъекта федерации.
13. Форматы бумажных документов. Требования к изготовлению документов.
14. Организационно-правовые документы.
15. Распорядительные документы.
16. Информационно-справочные документы.
17. Разновидности информационно-справочных документов, их составление и оформление.
18. Деловая переписка.
19. Правила составления протокола.
20. Система плановой документации.
21. Система отчетной документации.
22. Кадровая документация (по личному составу): трудовые договоры, приказы по личному составу, трудовые книжки.
23. Унифицированные формы первичной учетной документации по труду и его оплате.
24. Конфиденциальность документов по личному составу.
25. Особенности оформления резюме, заявлений, анкет, автобиографий. Состав личного дела работника.
26. Система бухгалтерской документации.
27. Этапы и порядок движения документов.
28. Организация работы с поступающими («входящими») и отправляемыми («исходящими») документами.
29. Формы регистрации документов и порядок их заполнения.
30. Понятие «номенклатура дел». Назначение и виды номенклатуры дел.
31. Сроки хранения дел. Порядок составления и утверждения номенклатуры дел организации, предприятия, учреждения.
32. Правила формирования различных категорий документов в дела. Ответственность за сохранность документов.
33. Понятие «экспертиза ценности документов». Нормативно-методические и теоретические основы проведения экспертизы ценности документов.
34. Требования, предъявляемые к организации и проведению экспертизы ценности документов.
35. Работа экспертных комиссий (ЦЭК и ЭК).
36. Технология подготовки дел к передаче в ведомственный архив. Понятие «оформление дела». Основные требования, предъявляемые к оформлению дел. Полное и частичное оформление дел.
37. Правила передачи дел на хранение в архив.
38. Секретность и конфиденциальность в делопроизводстве в органах государственной власти. Документация, относящаяся к государственной тайне, доступ к ней граждан.
39. Документы, содержащие конфиденциальную информацию. Организация работы с конфиденциальными документами. Порядок хранения.
40. Виды письменных обращений граждан: заявления, предложения, жалобы. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Порядок подачи письменных обращений.
41. Ответственность руководителей государственных органов, предприятий, учреждений за организацию работы с жалобами, предложениями, заявлениями. Технология работы с обращениями граждан.
Учебное издание
Автор-составитель:
ШестаковаАнтонина Юрьевна,
старший преподаватель
ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Учебно-методическое пособие
для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки «Государственное
И муниципальное управление»