Сущность и значение конкуренции. Виды конкуренции.
Конкуренция – форма взаимоотношений рыночных субъектов (борьба за наиболее выгодные условия приложения капитала).
Виды конкуренции выделяют на основе след. критериев: Число продавцов и покупателей данного товара. Возможность влияния на цены. Характер производимого продукта. Степень доступности информации. Степень легкости входа на рынок и выхода из него.
Виды конкуренции: Совершенная И Несовершенная (Абсолютная (чистая) монополия, Олигополия, Монополистическая конкуренция).
1. Совершенная конкуренция – большому числу мелких и средних производителей противостоит большое число мелких и средних покупателей. Доля каждого из них в общем объеме покупок и продаж незначительна. Таким образом, каждый в отдельности и группы не может повлиять на рыночную конъектуру. Производимый продукт однороден, легкий вход на рынок и выход из него. Для совершенной конкуренции характерна ценовая конкуренция.
2. Несовершенная конкуренция – рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
2.1. Абсолютная или честная конкуренция (монополия) – единственному крупному производителю противостоит множество мелких и средних конкурентов. Фирма – синоним отрасли, т.к. она одна Производитель в состоянии назначать цены. Производимый продукт уникален. Производителем для конкурентов на пути вхождения в рынок устанавливаются барьеры: а) Барьеры естественного происхождения (естеств. Монополия, лектрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия); б) Барьеры искусственного происхождения (искусств. Монополия, патенты и лицензии). Доступ к информации заблокирован.
2.2. Олигополия– Небольшому числу крупных производителей противостоит множество мелких и средних покупателей. Возможность влияния на цены очень велика, особенно при сговоре. Производимый продукт может быть: а) Однородным (однородная олигополия) б) Дифференцированным (диф. олигополоия)
Вход на рынок и выход из него чрезвычайно затруднен, так же, как и доступ к информации.
2.2. Монополистическая конкуренция– большому числу крупных, средних и мелких производителей противостоит большое число крупных, мелких и средних покупателей. Производимый продукт дифференцирован в силу чего у потребителя возникают неценовые предпочтения. Варианты дифференциации: 1) качество продукта. 2) Интенсивность рекламы 3) приближенность товара к покупателю. В силу дифференциации товара у производителя существует определенная монопольная власть над покупателем, т.е. производитель может изменять цены вне зависимости от действия конкурента. Вход на рынок, а так же степень доступности информации относительно высоки.
Бизнес и его субъекты.
Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность бизнеса может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования); субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством; деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету; субъекты бизнеса - это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика.
Классификацию субъектов бизнеса: предприниматели , осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации; индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей; работники , осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы; органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие; международные и национальные общественные организации , обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники.