Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции

Курсовая работа

на тему «Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы»

Выполнила студент 253 гр. Шевченко Екатерина Владимировна

Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии

(в строительстве)»

Руководитель работы Тимошенко Ольга Петровна

Работа защищена ______________________________ Оценка_____________

Новосибирск-2011
Содержание

Введение. 3

1. Конкуренция и формы конкурентного сосуществования. 4

1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды.. 4

1.2 Сбор и анализ информации о конкуренции. 5

1.3 Формы конкурентного сосуществования. 5

2. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции и фирмы 5

2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы 5

2.2 Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции. 5

2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.. 5

3. Расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.. 5

3.1 Оценка конкурентоспособности продукции. 5

3.2 Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы.. 5

Заключение. 5

Список используемой литературы.. 5


Введение

Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, следова­тельно, и расширение масштабов хозяйственной деятель­ности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия произ­водства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Конкуренция является необходимым элементом рыноч­ного механизма [14].

Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке [3].

В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Конкурентоспособность предприятия – "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности" [3].

Цель курсовой работы - глубже изучить теорию о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также провести практические исследования и расчеты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.

Задачей данной работы является рассмотрение понятия конкурентоспособности продукции и фирмы в маркетинге, основных принципов конкурентоспособности продукции и фирмы, оценка конкурентоспособности продукции и фирмы.

КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.

Наибольший вклад в фундаментальное исследование конку­ренции внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - теория совершен­ной конкуренции, Дж. Робинсон (1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967) - теория несовершенной конкуренции [1].

Что же из себя представляет конкуренция? Термин «конкуренция» происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревно­вание, состязание. Другое его обоснование вытекает из французских слов: courir - бегать, сопсоиг — бега, concurrence -совместные бега с соперником. Аналогично итальянское - concurrer [1].

По К. Марксу, конкуренция - это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли [1].

И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с предприниматель­ством, выделяя в нем организационное и технологическое нова­торство. Ф. фон Хайек считает конкуренцию процедурой открытий. В ходе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества. Таким образом, конкуренцию можно рассматривать в ее функциональном аспекте [1].

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономи­ческой литературе анализируются в основном следующие [1]:

1) регулирующая;

2) аллокационная;

3) инновационная;

4) адаптационная;

5) распределения;

6) контролирующая.

Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять.

Регулирующей функцией является подсчет ею на рынке общественно необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция конкуренции реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм. Это и есть конкретизация той самой идеи А. Смита, которая принесла ему мировую славу, — идеи «невидимой руки» рынка.

Аллокационная функция конкуренции выражается прежде всего в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства (англ. allocation —размещение). То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства — наиболее равномерно и эффективно — производительные силы: капитал во всех его проявлениях и труд — в их взаимном сочетании.

Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Ведь всякое открытие в науке и технике реализуется конкретно в более экономичной и производительной технологии производства. А это — экономия ограниченных ресурсов, следовательно, повышение эффективности производства.

Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся
рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам. Фирме необходимо приспосабливаться к законодательству страны, к ее налоговой системе, к возможной инфляции, к религиозным и чисто националь­ным обычаям и традициям населения и т.д.

Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на самых выгодных условиях. По существу распределяется весь произведенный валовой национальный продукт — готовый продукт, а условия его распределения определяются не только экономическими, но и политическими, социальными и другими факторами.

Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы или модели несовершенной конкуренции. При этом конкуренция опирается на мощные институциональные механизмы, особенно на антитресто­вское законодательство [1].

Выделяют три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом виде конкуренции – креативном – конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые формы распределения, рекламы и сбыта). Этот тип конкуренции самый творческий, он созидательный и выражает все существо конкуренции. Он лежит в основе совершенной конкуренции [5].

Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений своих соперников, но в более короткие сроки. Главное – в идее, в толчке. Часто только одно слово, схема или расчет подсказывают конкуренту наилучшее решение проблемы [5].

Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке, например, за счет повышения качества продукции, изменения ассортимента [5].

Очень важно выделить идею: без конкуренции нет рыночной системы.Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса [1].

Конкуренция - необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала [1].

Конкуренция характеризуется двумя особенностями:

1. наличием на рынке достаточно большого числа независимо
действующих производителей и покупателей любого конкретного
товара;

2. свободой для производителей и покупателей вступать на рынок
или покидать его.

Отправная точка описания отрасли — определение количества продавцов и характеристика товара (однородность или высокая степень дифференцирования). Хорошо известны четыре типа отраслевой структуры [2].

Чистая монополия - ситуация, когда на нашем номинальном или региональном рынке определенный продукт (услугу) производит единственная фирма. Монополист имеет возможность устанавливать высокие цены, не нуждается в рекламе и предлагает потребителям минимальный уровень обслуживания. [2].

Олигополия - рыночная ситуация, характеризующа­яся господством в отрасли нескольких, как прави­ло крупных, компаний. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной. Чистая олигополия — несколько компаний, производящих, по существу, одинако­вые по качеству товары (нефть, сталь). В данной отрасли повышение цен на продукцию компании затруднительно. Дифференцированная олигополия — несколько крупных компаний, производящих в чем-либо (качество, характеристики, дизайн, уровень услуг) различающиеся товары [2].

Монополистическая конкуренция - большое число конкурентов, выступающих с самыми разнообраз­ными предложениями (рестораны, салоны красо­ты). Многие субъекты отрасли концентрируются в определенных сегментах рынка, где они могут наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов и реализовать товары и услуги по более высоким ценам [2].

Чистая конкуренция - на рынке оперируют множе­ство конкурентов, предлагающих однородные това­ры или услуги (фондовый рынок, рынок основных сырьевых товаров). В отсутствие дифференциации товаров цены конкурентов будут одинаковыми. [2].

Конкуренция определяется действиями фирм, ведущими между собой борьбу на одном и том же рынке. Предложенная Портером концепция расширенного соперничества охватывает более широкий круг систем. Он рассматривает конкуренцию как результат действия пяти факторов [6]:

1. угроза вторжения или входные барьеры в отрасль;

2. степень остроты конкуренции между фирмами внутри отрасли;

3. угроза появления товаров-заменителей;

4. рыночная власть покупателей;

5. рыночная власть поставщиков.

Для целей корпоративного планирования эта классификация является чрезвычайно полезной, так как напоминает нам о том, что уровень прибыли зависит от устранения с рынка конкурентов и товаров-заменителей, а также от ослабления зависимости от поставщиков и от наличия у товара реальных преимуществ с точки зрения покупателей. Конкуренция не ограничивается лишь борьбой фирм в одном и том же секторе рынка. Конкуренция учитывает действия иностранных компаний, действующих на национальных рынках, и отечественных фирм, работающих за рубежом [5].

Наши рекомендации