Условия равновесия потребителя

Потребительский выбор—это выбор, максимизирующий функцию полезности рациональ­ного потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Полезность максимизируется в том случае, когда денеж­ный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар..-(рубль, марка, франк и т. д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стрем­ление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857—1929) Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление

Кривая безразличияпоказывает различные ком­бинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя

Допустим, что благо А является пепси-колой, а благо В —гамбурге­ром. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли два гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точкаR1), или съесть один гамбургер, запив его двумя бутыл­ками пепси-колы (точка R2). Кривая безразличия представляет все мно­жество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия(рис.).:

Условия равновесия потребителя - student2.ru Условия равновесия потребителя - student2.ru

Зона субституции

Зона замещения (субституции)—участок кри­вой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Количество блага А, равное ОТ, представляет минимально необ­ходимую величину потребления блага А, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо В. Аналогично ОМ есть минимально необходимая величина потреб­ления блага В. Взаимная замена благ А и В имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается, и два блага высту­пают как не зависимые друг от друга.

Предельная норма замещенияMRS— количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено/, чтобы полностью компенсировать пот­ребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу

Кривые безразличия позволяют выявить пот­ребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь пока­зывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Эту информацию дает нам бюджетное ограничение. Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I —доход потребителя, Р1 —цена блага А, Р2 — цена блага В, а X и У составляют соответственно купленные количества благ А и В, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Р1Х + Р2У

При X = О У =I /Р2 весь доход потребителя расходуется на благо В. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага.

При У = 0 Х= I /Р1 т. е находим количество блага А, которое пот­ребитель может купить по цене Р1 (рис.).

 
  Условия равновесия потребителя - student2.ru

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рис. показаны несколько кривых безразличия

 
  Условия равновесия потребителя - student2.ru

D - положение равновесия потребителя

Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия более высокого порядка U2 и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете.

Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Условия равновесия потребителя - student2.ru

Исходные аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта

2. Аксиома непрерывности
Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

3. Аксиома возможности выбора
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).

4. Аксиома транзитивности
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C.
То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.

5. Аксиома ненасыщенности
Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Наши рекомендации