Условия равновесия потребителя

Потребительский выбор– это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируетсяв том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn , то и

MU1/MU2 = P1/P2; …MU1/MUn = P1/Pn и т.д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть

MU1 : MU2 : …: MUn = P1 : P2 : … Pn . (5.3)

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn = λ,

где λ - предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi =Piλ.

Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

       
  Условия равновесия потребителя - student2.ru   Условия равновесия потребителя - student2.ru

Условия равновесия потребителя - student2.ru Функциональный Нефункциональный

       
  Условия равновесия потребителя - student2.ru
    Условия равновесия потребителя - student2.ru

Социальный Спекулятивный Нерациональный

 
  Условия равновесия потребителя - student2.ru

Эффект Эффект Эффект

присоединения сноба Веблена

к большинству

Рис. 1. Классификация потребительского спроса

(по Х. Лейбенстайну)

Функциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству.Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Эффект присоединения к большинству– эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба.В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена– эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спросвозникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос –это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.

Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская,иликоличественная,теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая,теория полезности).

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Кривая безразличияпоказывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. (см. рис 1.)

Зона замещения (субституции) –участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS)– количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

MRSxy = - Δy/Δx ,

или для непрерывного случая

MRSxy = - dy/dx, где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение(линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничениепоказывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег (см. рис. 2.).

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + PY Y

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

Условия равновесия потребителя - student2.ru

Кривая «доход – потребление».Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление»,в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены.

Выводы:

1. Экономисты полагают, что потребитель способен ранжировать различные возможности потребления. Способ, которым потребитель ранжирует потребительские наборы, описывает его предпочтения.

2. Предельная норма замещения измеряет наклон кривой безразличия. Этот наклон можно трактовать как то количество товара 2, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара 1.

3. Функция - это просто способ представить ранжирование предпочтений или выразить его в краткой форме.

4. Если выбран один набор, в то время как мог бы быть выбран другой, мы говорим, что первый набор выявлено предпочитается второму.

Литература

1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник. СПб., 1998 - 59 с.

2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 49, 79 с.

3. Долан Д. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Учебник. «Сонитэк». Москва., 1996 - 40 с., глава 5.

4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. Издательство «Дело и сервис». Москва., 1999 - 109 с.

5. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 197 с. 1 т.

6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 138 с. 1 т.

7. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 190 с.

Тема 5: «Теория производства»

Цель: Понять, что такое процесс производства, производственная функция

Основные понятия по теме:производственная функция,изокванта, эффект масштаба производства.

Общий результат трудовой деятельности - объем созданной продукции - является зависимым от функционирования основных факторов производства, их количественного и качественного уровня. Эта связь выражается математической формулой, получившей название производственной функции. Ее основанием послужила известная концепция трех факторов производства (труд, капитал и земля), выдвинутая Ж.Б.Сеем и развитая Дж-Б.Кларком и другими представителями неоклассического направления экономической теории. Хотя эта концепция рассматривала источники образования доходов, она внесла несомненный полезный вклад в выяснение вещественных зависимостей - объема создаваемого продукта от всех факторов производства.

Первый вариант производственной функции разработали в США экономист П.Дуглас совместно с математиком Ч.Коббом в 1928 г. Формула производственной функции Кобба-Дугласа показала количественную зависимость объема выпуска продукции на предприятии от двух факторов - капитала (средств производства) и труда. В дальнейшем в этой функции было учтено влияние технического прогресса на объем изготавливаемых деталей. В итоге функция Кобба-Дугласа приняла следующий обобщенный вид:

Y = А • К° • L • е", где

Y - объем выпуска изделий, К - капитал, L - труд. А, а, Р - параметры (коэффициенты) функции: А - коэффициент пропорциональности или масштабности (коэффициент сопряжения размерности), а и р - коэффициенты эластичности объема производства соответственно по капиталу и по труду (или коэффициенты, характеризующие прирост объема выпуска продукции, приходящийся на 1% прироста соответствующего фактора), е - фактор, отражающий влияние технического прогресса (г) и времени (t).

Если рассматриваемую функцию выразить в показателях среднегодовых темпов прироста факторов, то она преобразуется и примет следующий вид:

Y = аК + pL + r, где

Y, К, L - соответственно темп прироста продукции, капитала, рабочей силы, r - комплексный показатель роста совокупной экономической эффективности всех факторов (помимо изменений в технике он отражает улучшение качества и повышение эффективности использования живого или овеществленного труда и др.).

Производственная функция Кобба-Дугласа имеет постоянную эластичность замещения производственных факторов, равную единице. Это означает, что, скажем, расширение численности рабочих (соответственно рост фонда заработной платы) эквивалентно увеличению размера капитала, которое вызовет точно такое же повышение объема производства. Поэтому предпринимателю безразлично, за счет роста каких факторов наращивать выпуск продукции: одна и та же денежная единица дает одинаковый производственный эффект независимо от того, на увеличение какого фактора она была израсходована.

Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства.

Выводы:

1. Изокванта - кривая отражающая все возможные варианты комбинаций ресурсов.

2. Для определения фирмой размеров своей деятельности используется понятие масштаба производства.

Литература

Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.

Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.

50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.

Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

Наши рекомендации