Социально-экономические последствия безработицы. Государственная политика занятости.
Экономические потери от безработицы:
1) Стоимость непроизведённых товаров и услуг – потеря ВВП. Экономист Оукен установил, что повышение фактической безработицы выше естественного уровня безработицы на 1 % приводит к сокращению ВВП на 2,5 – 3%. Эта зависимость получила название – закон Оукена.
2) Сокращение налоговых поступлений в бюджет.
3) Увеличение затрат на выплату пособий по безработице.
4) Рост расходов на содержание гос. органов по труду, занятости и соц. обеспечению.
5) Ухудшение уровня и качества жизни безработных и членов их семьи.
6) Утрата квалификации.
7) Усиление оттока квалифицированных кадров заграницу.
8) Снижение уровня рождаемости, сокращается продолжительность жизни.
Социальные потери:
1) Безработный теряет соц. статус.
2) Утрачиваются личностные ориентиры.
3) безработные становятся психически неустойчивыми – растёт алкоголизм, наркомания, преступность.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
1) Программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
2) Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
3) Программы содействия найму рабочей силы.
4) Правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы,
т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
- Активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
- Пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда.
К основным мерам активной политики относятся:
1) Стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
2) Организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
3) Развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
4) Содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
5) Государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения —молодежи, инвалидам;
6) Содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
7) Международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
8) Создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
9) Организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда.
Безработным гражданам государство гарантирует:
1) Обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
2) Бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
Макроуровень:
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены.
Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
1) Развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
2) Совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
3) Обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
4) Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
5) Поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
6) Организация общественных и временных работ.
Местный уровень
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.