Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие в модели АD-АS.
Макроэкономическое равновесие – это центральная проблема общественного воспроизводства. Эта категория, которая характеризует сбалансированность и пропорциональность эк. процессов:
1) Производства и потребления;
2) Спроса и предложения;
3) Материально – вещественных и денежных потоков.
Различают:
Частичное равновесие – равновесие на отдельно взятом рынке потребительских товаров, факторов производства.
Общее равновесие – одновременное равновесие на всех рынках, равновесие эк. системы в целом.
Понятие равновесие было введено в научный оборот швейцарским экономистом Леоном Вальрасом.
Общее эк. равновесие Вальрас рассматривал как выражение совокупности частных равновесий. Вальрасом была создана и математическая модель равновесия.
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие – оптимальное состояние, к которому хоз. система стремится, но никогда его не достигает. Идеальное равновесие исходит из условий совершенной конкуренции и отсутствия внешних факторов воздействия. Оно означает:
1) Все индивиды находят на рынке необходимые продукты потребления;
2) Все предприниматели на рынке находят факторы производства;
3) Все желающие работать находят работу;
4) Совокупные доходы населения достаточны для покупки нац. объёма производства.
Сумма дохода = Сумме расходов = ВВП
5) Весь произведённый продукт года n реализован, т.е. AD = AS
Идеальное равновесие исходит из условия совершенной конкуренции и отсутствия внешних факторов воздействия.
Реальное равновесие – это равновесие, которое устанавливается в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних факторов воздействия.
Различные подходы к описанию поведения эк. субъектов обусловили наличие в эк. теории альтернативных моделей равновесия:
1) Модель совокупного спроса – совокупного предложения (AD = AS)
2) Классическая модель равновесия
3) Кейсианская модель общего эк. развития.
Анализ моделей макроэк. равновесия позволяет выявить механизмы, способные возвращать эк. систему в состояние равновесия, вырабатывать подходы к достижению равновесия в условиях полной занятости ресурсов, т.е. при потенциальном объёме нац. производства.
Макроэкономическое равновесие – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением.
Совокупный спрос (AD) – реальный объём национального производства, который потребители готовы приобрести при различных возможных уровнях цен.
Совокупный спрос формирует 4 группы субъектов потребителей:
1) Домашние хозяйства – С (потребительский спрос);
2) Фирмы - I (инвестиционный спрос);
3) Государство – G (совокупный спрос государства на товары и услуги);
4) Внешний сектор – NX (чистый экспорт, разница между экспортом и импортом), т.е. совокупный спрос равен:
AD = C + I + G + NX
При прочих равных условиях зависимость между уровнем цен и реальным объёмом производства, на который предъявляется спрос, является обратной или отрицательной.
Уровень цен
(Р)
AD
Реальный ВВП (У)
Такой характер кривой AD объясняется:
1) Эффектом процентной ставки – при повышении уровня цен, повышаются и процентные ставки. Возросшие процентные ставки приводят к сокращению спроса на потребительские товары со стороны домохозяйств и на инвестиционные товары со стороны производителей. В результате сокращается спрос на реальный объём нац. производства.
2) Эффектом богатства или эффектом кассовых остатков – рост цен снижает покупательную способность сбережений на срочных счетах других активов (облигаций) в этом случае, население становится реально беднее и сократит расходы. И на оборот, при снижении цен, повышается покупательная способность активов и расходы увеличиваются.
3) Эффектом импортных закупок – объём экспорта и импорта зависит от соотношения цен внутри страны и за границей. Повышение цен внутри страны приводит к снижению совокупного спроса на отечественные товары со стороны иностранных покупателей, что сокращает экспорт и вызовет спрос импорта. Тем самым, чисты экспорт в совокупном спросе сокращается.
В результате изменения уровня цен происходит вдоль кривой совокупного спроса.
На совокупный спрос оказывают влияние и неценовые факторы:
1) Изменение в потребительских расхода:
- благосостояние потребителе;
- ожидания потребителей;
- задолженность потребителе;
- налоги
2) Изменения в инвестиционных расходах:
- процентные ставки;
- ожидания прибыли;
- уровень налогов;
- новые технологии;
- избыточные мощности.
3) Изменения в гос. расходах
4) Чистый экспорт:
- нац. доход в зарубежных странах;
- валютные курсы.
Другой стороной равновесия являются совокупное предложение AS – это реальный объём производства, который готовы предложить фирмы при каждом уровне цен. Более высокий уровень цен создаёт стимулы для производства и предложения товара, более низкий вызывает падение предложения товара. Совокупное предложение может приравнено к ВВВП и ВНП (AS = ВВП)
Кривая совокупного предложения состоит из 3 участков:
AS
Уровень
Цен (Р) III
I II
У (ВВП)
1) На кейнсианском участке кривой AS (I) экономика находится в состоянии неполной занятости ресурсов (производственных мощностей, сырья, рабочей силы). Расширение объёма производства путём вовлечения свободных ресурсов в процесс производства не оказывает влияние на цену. Участок кривой горизонтальный.
2) Восходящий или промежуточный участок AS (II) соответствует приближению экономики к состоянию полной занятости ресурсов. Дальнейшее вовлечение в производство ресурсов связано с возрастанием издержек производства и приводит к постепенному общему повышению цен. Производство при этом растёт не так быстро как прежде.
3) Вертикальный или классический участок AS (III) трактуется исходя из основной посылки классической школы, которая состоит в том, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов, т.е. на уровне соответствующем потенциальному объёму ВВП (У) – расширение производства невозможно.
Форма кривой совокупного предложения (AS) и название участков определяется альтернативными вариантами кейнсианской и классической школы на возможное состояние экономики и взаимосвязи между уровнем цен и реальным объёмом производства ВВП.
Неценовые факторы совокупного предложения:
1) Цена на применяемые ресурсы:
- цены на внутренние ресурсы;
- цены на импортные ресурсы;
- степень монополизации рынка ресурсов.
2) Технологии – приводят к увеличению производительности, что снижают издержки производства или к снижению его производительности.
3) Изменение правовых норм:
- налоги и субсидии;
- гос. регулирование.
Неценовые факторы спроса и предложения приводят к сдвигу кривых совокупного спроса и предложения вправо или влево.
AS2 AS0 AS1
Уровень цен Ур. цен
AD1
AD0
AD2
0(Y) ВВП 0 (У) ВВП
Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объём реального производства (ВВП) и равновесный уровень цен в экономике.
Учитывая сложную конфигурацию прямой AS можно предложить, что равновесная ситуация возникает на любом из 3 участков.
Приспособление спроса и предложения в случае отклонения от равновесного состоянии будет происходить по – разному на разных участках AS.
Совокупный спрос может не только увеличиваться, но и уменьшаться, однако обратное движение совокупного спроса не может восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, за короткий период времени, возросшие цены становятся негибкими в сторону понижения.
При уменьшении совокупного спроса на классическом и восходящем участке кривой совокупного предложения, реальный объём равновесного производства сократится, а уровень цен не меняется – срабатывает эффект «Храповика».
Простая модель AD – AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне нац. экономики в целом. Модель выдвигает на первый план 2 главные переменные: объём производства и уровень цен.