Сущность и виды макроэкономического равновесия. Модели равновесия.

Макроэкономическое равновесие - это одна из центральных проблем об­щественного воспроизводства. Макроэкономическое равновесие показывает ситуацию, при которой D = S, производство = потреблению, затраты * результа­там, совпадают материально вещественные и финансовые потоки. Таким обра­зом макроэкономическое равновесие отражает ситуацию в экономике, которая устраивает всех.

Виды макроэкономического равновесия: идеальное; реальное.

Идеальное равновесие достигается в экономическом поведении субъек­тов при полной оптимизации их интересов во всех отраслях и секторах нацио­нальной экономики.

Условия идеального равновесия:

1) все домашние хозяйства должны найти на рынке нужные им предметы по­требления;

2) все предприниматели обеспечены всеми факторами производства;

3) весь продукт прошедшего года должен быть полностью реализован:

4) наличие рынка совершенной конкуренции;

5) отсутствие в экономике внешних эффектов.

На практике невозможно выполнение всех отмеченных условий. Реальное равновесие - это равновесие, устанавливающееся в условиях несовершенной конкуренции. Выделяют:

1) частичное равновесие, которое предполагает сбалансированность лишь на от­
дельных видах рынков (например, только на рынке труда спрос совпадает с
предложением труда);

2) общее равновесие - это равновесие, достигаемое одновременно на всех ви­дах рынков.

Установление экономического равновесия зависит от типа экономическо­го роста системы.

Если для экономики характерно экстенсивное развитие, то равновесию

присущи следующие особенности:

1) существенно не изменяется структура народнохозяйственных пропорций:

2) тиражируется тот же способ производства:

3) в условиях избытка экономических ресурсов равновесие достигается при
одновременном росте результатов производства во всех секторах.

При дефиците ресурсов, характерном для интенсивного развития, мак­роэкономическое равновесие достигается в условиях быстрого роста цен или снижения реального объема производства.

При интенсивном типе экономического роста неизбежно нарушаются ус­тоявшиеся народнохозяйственные пропорции, но при этом создаются предпо­сылки для сбалансированного развития на более высоком уровне.

Модели макроэкономического равновесия:

1. Экономическая модель Франсуа Кенэ.

2. Модель экономического равновесия в законе Сэя. Макроэкономическое
предложение создает и балансирует спрос, так как каждый продавец одно­
временно является и покупателем.

3. Модель К. Маркса. В основе равновесия лежит обмен СОП, осуществляемый
при соблюдении трех уравнений (см. тему № 3).

4. Модель Леонтьева. Равновесие достигается через межотраслевой баланс,
который обеспечивает одновременное равенство одноименных строк и
столбцов между собой.

5. Модель экономического равновесия Л. Вальраса.

Суть: Основную роль в установлении макроэкономического равновесия играют цены, обеспечивающие равновесие между спросом и предложением. Если суммарная величина предлагаемых на рынке товаров и услуг уравнивается с объемом рыночного спроса, который тождествен величине факторных дохо­дов, то в экономике достигается экономическое равновесие.

IPX - IVY

где Р - уровень цен;

Y - уровень доходов;

V - цены на экономические блага.
X - количество товаров и услуг

Вальрас математически доказал, что если в экономике достигается равно­весие на n-1 рынке из и возможных рынков, то обязательно будет достигаться равновесие на всех рынках.

Понятие госбюджета. Основные доходы и направления расходов го-

Сударственного бюджета

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – один из важнейших экономических инструментов, с помощью которого правительство может влиять на объем национального производства и занятость, а также на уровень инфляции. В кейнсианской модели регулирования экономики фискальная политика

выступает самым главным инструментом макрорегулирования. Классическая модель отдает предпочтение денежно-кредитной политике. Одним из важнейших звеньев финансовой системы любого государства является государственный бюджет (см. рис. 10.1). Манипулируя расходами и доходами госбюджета, правительство может оказывать влияние на величину АD, а

соответственно и на объем национального производства.

Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, местных органов власти, домашних хозяйств и т.д. Государственный бюджет возникает лишь при капитализме.

Принципы построения государственного бюджета:

1) единство – все расходы и доходы государства должны отражаться в госбюджете;

2) гласность и правдивость – бюджет подлежит обязательной публикации и представительному обсуждению в парламенте;

3) полнота – учет по каждой статье всех расходов и доходов.

Бюджетная политика государства основывается на учете бюджетных правил, которые включают в себя календарные сроки финансового года. В РБ финансовый год и календарный совпадают. В Великобритании, Японии, Канаде

финансовый год начинается с 1-го апреля, в Швеции и Норвегии – с 1 июля, в США – с 1 октября. Бюджетная политика помимо рамок финансового года включает в себя

налоговую политику, а также политику изменения государственных расходов.

Через бюджетную политику можно влиять на следующие макроэкономические процессы:

1) структурную перестройку;

2) научно-техническую политику;

3) нормы накопления;

4) эффективность внешнеэкономических связей;

5) динамику ВНП;

6) уровень самобеспечения энергетическими ресурсами.

Основные функции государственного бюджета сводятся к следующим:

1) фискальная (перераспределительная);

2) стабилизирующая;

3) государственный бюджет выступает инструментом проведения социальной политики.

Структура госбюджета каждого государства предопределяется его административно-правовой формой государственного устройства, а также национальными традициями в финансовой политике.

В США госбюджет состоит из 2-х частей:

1) собственно правительственный бюджет;

2) доверительные фонды.

За счет последних осуществляется социальное страхование, строительство дорог, электростанций.

Исполнение бюджета осуществляется следующими субъектами:

1) Центральным банком – он осуществляет кассовое обслуживание правительства;

2) Минфином и казначейством;

3) Местными органами власти в лице областных исполнительных комитетов и райисполкомов.

Наши рекомендации