Модели рынка несовершенной конкуренции и их характеристика.
Несовершенная конкуренция – рыночная ситуация, при которой из-за продавцов и покупателей может оказать влияние на цены товара.
Модели рынка несовершенной конкуренции:
1) Чистая монополия;
2) Олигополия;
3) Монополистическая конкуренция.
I. Чистая монополия – рыночная ситуация, при которой на рынке существует единственный производитель продукта, не имеющий близких заменителей.
Признаки (условия) чистой монополии:
1) Отрасль состоит из 1 фирмы, т.е. понятия отрасль и фирма совпадают;
2) Производимый продукт не имеет близких заменителей;
3) Полная власть над ценой;
4) Барьеры для входа очень высоки или непреодолимы.
Барьерами для входа на рынок могут быть:
* Эффект масштаба производства – состоит в том, что крупные производители имеют эк. преимущества, которые позволяют им на основе эффекта масштаба производить продукцию с издержками меньшими, чем в мелких фирмах.
* Естественные монополии-отрасли, в которых эффект масштаба очень велик, позволяет 1 фирме удовлетворить весь рыночный спрос на товар с минимальными издержками. В этом случае конкуренция нежелательна.
Естественные монополии имеют место в отраслях:
1) газа;
2) энергоснабжения;
3) железнодорожного транспорта;
4) услуги связи и тд.
* Патенты
* Авторские права и лицензии
* Собственность на редкие виды ресурсов
* Агрессивные, нелегальные методы борьбы с конкурентами.
Барьеры входа на рынок могут быть:
- экономическими;
- юридическими;
- нелегальными.
В условиях чистой монополии, производитель понимает, что чем больше произведёт продукции, тем ниже будут цены. Поэтому он ищет и находит объём производства и цену, которые позволяют ему максимизировать прибыль.
Монополист в ценообразовании действует по принципу:
Цена = Издержки производства + желаемая прибыль
Часто монополисты проводят политику ценовой дискриминации – продажа одних и тех же товаров разным покупателям, по разным ценам. При условии, что разница в ценах не связаны с издержками производства.
Существует 3 вида ценовой дискриминации:
1) Совершенная ценовая дискриминация – возможность устанавливать разные цены на каждый товар. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.
2) Ценовая дискриминация по объёму продаж – она трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объёма убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объёмов покупки.
3) Ценовая дискриминация на сегментированных рынках – установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студ. билета, пенсионного удостоверения). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.
II. Олигополия -ситуация, при которой на рынке доминирует небольшое число производителе, а вход на рынок новых производителей ограничен высокими барьерами.
Признаки олигополии:
1) Немногочисленность фирм в отрасли;
2) Высокие барьеры для входа на рынок (в отрасль);
3) Высокая власть над ценой;
4) Производимый продукт однородный или дифференцированный;
5) Взаимозависимость фирм в отрасли.
Основные типы поведения олигополистов:
1) Некооперативное поведение (не скоординированная олигополия) – каждая фирма самостоятельно определяет объёмы производства, цену, рынки сбыта. Если фирма обладает властью, то может осуществляться ценовая война – последовательное снижение цены для устранения конкурентов с рынка.
2) Кооперативное (скоординированная олигополия) – фирмы вступают в явные или тайные соглашения, относительно объёма производства, цены.
В настоящее время оба вида сговоров преследуются антимонополистическим законодательством. В случае сговора возникают картели. Расцвет картелей был в конце 19 – 30-ее годы 20 века.
3) «Игра по правилам» - тип поведения, который является компроматом между 1 и 2. Он позволяет избежать юр. Ответственности и снизить риски непредсказуемого поведения, фирм конкурентов. Позволяет добиться общей выгоды на олигополистическом рынке.
«Игра по правилам» предполагает, что все фирмы не вступают в заговор, следуя неписанным правилом (лидерство в ценах) – все фирмы в своём поведении следуют за доминирующей фирмой. Она производит изменения цен, а затем их повторяют остальные фирмы.
В ценообразовании олигополисты также реализуют принцип:
Цена = Издержки производства + желаемая прибыль
Олигополия является широко распространённой рыночной структурой (моделью). Она имеет место в чёрной и цветной металлургии, в тяжёлом машиностроении и тд.
III. Монополистическая конкуренция –рыночная ситуация, при которой на рынке действует большое количество фирм, производимых похожую, но не идентичную продукцию.
Признаки монополистической конкуренции:
1) На рынке действует множество фирм, при этом среди них либо вообще нет крупных, либо они существуют, но не имеют решающих преимуществ перед мелкими и средними.
2) Барьеры для входа на рынок и выхода из него невелики.
3) Власть над ценой слабая.
4) Сговор между участниками рынка невозможен.
5) Предполагаемый на рынке продукт широко дифференцирован.
Главный признак монополистической конкуренции является широкое дифференциация продукта. Она может быть основана на:
- рекламе;
- функциональных качествах продукта;
- дополнительных потребительных свойствах (упаковка, распаковка);
- условиях обслуживания (доставка, сборка и тд.).
Каждый производитель на монополистическом рынке находит своего потребителя и поэтому обладает слабой властью над ценой, на своём узком сегменте рынка.
Монополистическая конкуренция широко распространённая рыночная структура и имеет место в:
- парфюмерии;
- производство одежды, обуви, мебели и тд.
Кроме основных моделей несовершенной конкуренции существуют:
1) Дуополия – крайняя ситуация олигополии (на рынке действует 2 производителя продукции и большое количество покупателей);
2) Двусторонняя монополия – единственному производителю продукции на рынке противостоит единственный покупатель.
3) Монопсония – ситуация, при которой на рынке действует большое количество продавцов и единственный покупатель предполагаемого товара.