Вопрос: Понятие и виды власти в организации
Власть представляет собой динамическую систему, границы которой подвижны. Они могут переопределяться осознанно как руководителями, так и их подчиненными; а также неосознанно изменяются ими. Руководитель организации не может позволить себе применять только какую-либо одну форму власти. Лидер должен научиться пользоваться всеми формами власти, стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Власть может проявляться в различных формах, пять из которых являются ключевыми.
Природой власти люди интересовались во все времена. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Любой лидер организации может увеличить свою власть, дав ключевым членам организации возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их деятельности. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам и т.д.
Сотрудники организации, не имеющие формальных полномочий, также могут обладать властью. Это зависит от их компетентности, служебного положения и информированности.
Лидер организации имеет власть над ее членами потому, что последние зависят от него в следующих вопросах:
• продвижение в карьере;
• расширение полномочий;
• "степень свободы" для внешних контактов;
• возможность работать в "командах", осуществляющих отдельные политические проекты;
• удовлетворение социальных потребностей и т.п.
Но и сотрудники организации имеют власть над ее лидером, так как последний зависит от них в следующих вопросах:
• необходимая для принятия решений информация;
• неформальные контакты с людьми в других организациях, чье содействие необходимо руководителю;
• экспертные знания, позаимствованные в общении с коллегами из других организаций;
• влияние, которое члены организации могут оказывать на своих коллег;
• способность сотрудников организации выполнять сложные (нестандартные) задания.
В целом о власти в любой организации или движении можно сказать следующее:
Власть определяется, в частности, структурой организации. Структура обеспечивает распределение полномочий в принятии решений в соответствии с занимаемой должностью. Кроме того, она устанавливает характер общения и поток информации. Следовательно, организационная структура создает основы официальной власти и обеспечивает полномочиями для принятия и выполнения определенных решений.
В зависимости от должности индивид наделяется определенными правами, ответственностью и привилегиями.
Доступ к ресурсам, информация и материально-техническое обеспечение также служат источником власти.
Мощным источником власти служит способность устанавливать сотрудничество с другими для выполнения требуемой задачи (заданной цели).
Власть представляет собой динамическую систему, границы которой подвижны. Они могут переопределяться осознанно как руководителями, так и их подчиненными; а также неосознанно изменяются ими.
Власть может проявляться в различных формах, пять из которых являются ключевыми:
• Законная власть
• Власть, основанная на вознаграждении
• Экспертная власть
• Власть, основанная на наказании
• Харизматическая власть
Рассмотрим ключевые формы власти более подробно, изучив их основные характеристики и признаки проявления.
Законная власть
Законная власть бывает действенна тогда, когда сотрудник организации повинуется указанию лидера этой организации только потому, что он стоит на более высокой ступени организационной иерархии. Эта форма власти является инструментом, с помощью которого руководитель может заставить сотрудников выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
При этом используются различные методы воздействия на членов организации, среди которых различают насильственные действия, доминацию (приказы или просьбы) и манипуляцию (формальные и неформальные приемы руководства).
По мере роста организации усиливается потребность в координации действий ключевых лиц и рядовых членов организации: значение законной власти возрастает.
Законная власть позволяет руководителям организаций осуществлять управление ресурсами, вознаграждать и наказывать членов организации. Существование законной власти обычно не подвергается сомнению, так как она воспринимается большинством как желательная и необходимая, способствующая поддержанию порядка и системы.
Пределы законной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей, характерными для конкретной организации. Существуют следующие признаки проявления законной власти в организации:
• знание прав и обязанностей, закрепленных за ключевыми сотрудниками организации;
• контроль дисциплины;
• устоявшиеся ритуалы проведения совещаний, отчетов;
• недвусмысленные атрибуты уровня власти (таблички на дверях, размер кабинета, вид мебели);
• устоявшиеся элементы продвижения по карьерной лестнице.