Вопрос 17.организационная структура органов исполнительной власти:понятие, признаки,особенности. Виды структурных подразделений

Вопрос 20.система федеральных органов исполнительной власти: понятие, значение, нормативных основа, структура.

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

Система ФОИВ — это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

В соответствии с принципом система органов исполнительной власти включает два уровня:

• федеральные органы исполнительной власти РФ;

• органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Структура федеральных органов исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — это форма взаимосвязи элементов (органов) системы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О системе ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной власти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;

21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия.

Указ Президента РФ

От 9 марта 2004 г. N 314

«О системе и структуре

Федеральных органов

Исполнительной власти»

Федеральные министерства- это органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

Функции федерального министерства будут рассмотрены через функции федерального министра.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО:

1)самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2)осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

ü утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

ü вносит в Правительство Российской Федерации проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

ü вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

ü дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

ü назначает на должность и освобождает;

3) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

ü вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

ü принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

ü вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов;

ü вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

ü назначает проверки деятельности внебюджетных фондов;

Ст. 12 ФЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Внутренняя структура федеральных министерств:

1)Руководитель, который назначается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

2)Заместители (их число может быть разным, в зависимости от количества функций, которое выполняет министерство) назначаются Правительством РФ или Президентом РФ, в зависимости от того, кому подведомственно данное министерство (какое министерство кому подведомственно Президенту РФ или Правительству РФ смотрите ниже)

3)государственные служащие

Основным структурным подразделением министерства является департамент. Численность департамента варьируется от 20 до 50 (и более) государственных служащих. Внутри департамент делится на более мелкие подразделения.

!!! Просто ознакомьтесь, мало ли, может спросят:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, они включают в себя:
Существует в интернете официальный источник: «сервер органов государственной власти»,в нем говорится, что

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации.

II. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, они включают в себя:

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство регионального развития Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство транспорта и связи Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Указ Президента РФ

От 9 марта 2004 г. N 314

«О системе и структуре

Федеральных органов

Исполнительной власти»

Федеральная служба:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Вопрос 17.организационная структура органов исполнительной власти:понятие, признаки,особенности. Виды структурных подразделений

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер;.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти;

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов).

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов..

В соответствии с принципом система органов исполнительной власти включает два уровня:

• федеральные органы исполнительной власти РФ;

• органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать основные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан.

В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О системе ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной власти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;

Вопрос 18.компетенция органов исполнительной власти.

От лат – ведать, отвечать за что-либо.

- функциональное наполнение деятельности Органов публ адм, т.е. чем он занимается.

Элементы:

1. Полномочия – они раскрыты в положении о каждом Органе Исполнительной Власти (что Ор м делать – осущ НА, привлекать к отв-ти…) – юр возм-ть совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязат д\3Л. Полномочия всегда реализуются при наличии определенного юр факта, который к.п. закрепляется отдельно от самого полномочия. Полномочия включают права и обязанностити. Реализация не всякого права является обязанностьютью. Это особенно видно на примере нормативного регулирования (есть право принимать НА, но они не обязаны это делать)

Виды полномочий:

1. По функциональному назначению

a. Руководящие (координирование деят-ти, установления показателей, возможность давать обязат д\исполнения распоряжения…)

b. Регулятивные, связанные как с принятием НА ,устанавливающих регулят нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деят-ти (регистрация, разрешение)

c. Контрольно-надзорные полномочия, кот м осуществляться как в отн субъектов организационной подчинённости (д\них хар-на возм-ть отменять акты, привлекать к отв-ти), так и в отн функционально подчинённых субъектов (контролируют собл опред правил – хранение оружия – функциональная возм-ть непоср проверять собл тех\иных требований, приостанавливать действие спец разрешения, привлекать к АО)

d. Координационные полномочия (к.п. имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены те Ор, кот он координирует. Межведомственные комиссии, создаваемые при Прав-ве РФ – туда входят представители тех Ор, кот обсуждают этот ?, а решение об-но д\всех, кто работает)

2. По способу закрепления

a. Общефункциональный \ рамочный (примерно очерчивается их круг) – в отн высших д\л субъектов, если в отн них не принят спец з-н субъекта РФ

b. Перечневый сп-б закрепления полномочий

i. В форме открытого перечня (и иные полномочия) – Ор общей компетенции (Прав-во РФ)

ii. Закрытый перечень – используется в отн всех ФОИВ спец компетенции (если в акте не закрепелно, то эту деят-ть Ор осуществлять не вправе)

c. Делегир полномочия - к.п. м\у ОИВ РФ и субъектов РФ – все ??, кот мб делегированы на ур-нь субъекта, указаны в ФЗ.

d. Договорные полномочия

3. По порядку реализации

a. Связанные – при наличии юр факта определенного вида Органов может принять т 1 опред решение – регистр отношения – перечень документов представлен – решение зарегистрировать

b. Полномочия, реализуемые с разрешением вышестоящего, пр когда д\л вправе продлить срок \ запросить док-ументыты с разрешения рукководителя Ор

c. Реализуемые совместно (налоговая – МВД)

d. Дискреционные полномочия (от лат – дискрецио – усмотрение) – когда д\л предоставляется возм-ть оценить весь комплекс юр фактов и вынести на основании них опред решение. Пр – процедуры предоставления мер Г поддержки. Комиссия оценивает и на осн оценки принимает решение.

2. Подведомственность – круг дел, кот м решаться с использованием полномочий. Полномочия – ктрл. Подведомственность – по кругу Л. Компетенция – полномочия по предметам ведения!

a. …

i. Функциональная – в рамках иерархии ОИВ (номера составов)

ii. Территориальная – по месту совершения, пр \ по месту регистрации

b. По кругу субъектов

i. Исключительная – никакой Ор, кроме данного невправе

ii. Совместная

1. Альтернативная – в зав-ти от опред обст-в дело б рассм 1 Ор\др

2. Конкурирующая – 1 и то же дело мб подведомственно 2 Ор, рассм б тот, кто первый принял к рассм

19.правительство РФ:понятие,состав,структура,организационно-правовые формы деятельности,компетенция.

Наши рекомендации