Зарубежное производство по контракту
Идея бизнеса/товара не всегда может быть перенесена непосредственно на зарубежный рынок, что, в первую очередь, обусловлено недостаточно высокой культурой производства и менеджмента в принимающей стране. Кроме того, по той же самой причине передача лицензии (франчайзы) может привести к порче или снижению стоимости брэнда лицензиара (франчайзера), что скажется не только на рынке принимающей страны, но и на других национальных рынках, а
то и в глобальном масштабе. Все это приводит к необходимости повышения степени участия компании-владельца интеллектуальной (или, уже, промышленной) собственности в организации контроля над зарубежным производством/маркетингом тех товаров/услуг, которые создаются на основе указанной собственности. Среди международных бизнес-операций, служащих этой цели, простейшей является организация различных видов зарубежного производства по контракту. Этот тип переноса производственной деятельности международной компании за рубеж, напоминающий временную (иногда, довольно долгосрочную) производственную кооперацию, состоит в организации за рубежом такого контрактного производства, в рамках которого зарубежная компания-производитель, или контракти, осуществляет производство полуфабрикатов, запасных частей или конечных товаров, маркетинг которых осуществляется/управляется компанией-заказчиком, или контрактором.
В конечном итоге, все множество разнообразных международных бизнес-операций, формализация которых сводится к организации, на тех или иных условиях, зарубежного производства по контракту, может быть структурировано следующим образом:
1. по технологическим этапам организации работы по контракту за рубежом:
§ выпуск за рубежом конечного товара;
§ зарубежное производство узлов и комплектующих, или аутсорсинг, для сборки конечного товара на предприятиях Заказчика (или третьей стороны);
§ зарубежная сборка.
2. по рынку принимающей страны для выпускаемых за рубежом (относительно резидентности компании-контрактора) товаров:
§ локальный (национальный, отечественный)рынок производителя-контрактора;
§ рынок принимающей страны,в качестве которого здесь для товара выступает рынок компании-контрактора (Заказчика);
§ рынки обговоренных в контракте третьих стран.
Наиболее близкой к зарубежному производству по контракту формой российской хозяйственной практики является, пожалуй, договор о производстве на давальческом сырье. По сути дела, международная компания-заказчик «арендует», вернее, «нанимает» производственные мощности и кадровый потенциал местной (возможно, также международной) компании, а не учреждает для такого способа проникновения на данный рынок собственную компанию.
Зарубежное производство по контракту представляет собой довольно популярную форму успешного экспорта, поскольку позволяет использовать глобальное конкурентное преимущество, выражающееся одновременно в облегченном проникновении на удаленные (сложные) рынки, получении выигрыша за счет экономии масштаба и в оптимальном использовании более дешевых производственных ресурсов. Зарубежное производство по контракту представляет собой такую превращенную форму международной торговли, которая заключается в организации за рубежом производства конечных товаров международной компании без создания там собственной промышленной собственности; в результате чего международная компания получает по исполнении контракта в собственность товар, произведенный местной компанией-производителем (и уже находящийся на намеченном к освоению зарубежном рынке), которая по контракту несет ответственность только за производство данного товара, а маркетинговые функции продаж, продвижения и дистрибьюции остаются в сфере ответственности компании-заказчика товара.
Так, компания NatSteel Electronics (NEL) является одним из лидеров рынка элементной базы для современной электроники. Эта компания выступает в роли глобального контрактного производителя электронных комплектующих изделий, располагая стратегическими бизнес-единицами в Индонезии, Малайзии, Китае и Мексике. Нетрудно заметить, что все упомянутые страны отличаются относительно дешевой рабочей силы, удлиненной рабочей неделей, высокой дисциплиной и исполнительностью работников; к тому же именно в этих странах осуществляется окончательная сборка бытовой электроники и компьютерной техники. Этот факт снимает проблемы поставки и преодоления тарифных/нетарифных барьеров при обеспечении сборочного производства в указанных странах такими серьезными компаниями-заказчиками как Compaq, IBM, Apple и Hewlett-Packard. В Санкт-Петербурге во времена дефицита какао-полуфабриката, необходимого для производства кондитерских изделий, ЗАО КФК (Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской, Санкт-Петербург) выпускало для немецкой компании по подобному контракту шоколад Dolce Vita. При расчетах часто практикуется разделение готовой продукции, поэтому произведенный товар частично оказывается на рынке принимающей страны, а остальная часть направляется по указанию компании-заказчика, обычно оставляющего за собой основную маркетинговую деятельность.
В конечном итоге, зарубежное производство по контракту оказывается достаточно эффективной техникой вхождения на зарубежные целевые рынки, отличающиеся сильной тарифной защитой. По своей экономической сущности зарубежное производство по контракту представляет собой «нечто среднее» между вхождением на зарубежный целевой рынок в рамках лицензионных соглашений (лайсензинг) и прямыми зарубежными инвестициями (FDI). Можно даже сказать, что зарубежное производство по контракту представляет собой вариант, рассматриваемого далее контрактного, или кооперативного, совместного предприятия (контрактного совместного венчурного проекта), предметом которого является производство или сборка товаров на территории одной из сторон по контракту. Обязанности зарубежной стороны, предоставляющей по контракту свои производственные мощности в принимающей стране, как правило, ограничиваются только производством обговоренной продукции.
Иногда, по согласованию сторон, компания-сборщик получает часть произведенной продукции в свое распоряжение как форму оплаты по встречному методу. В последнем случае, компания-заказчик ограничивает для компании-сборщика список рынков, где он мог бы реализовать собранные по данному контракту конечные товары.
2. Зарубежное совместное предприятие и стратегические альянсы Совместное предприятие – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью совместного предприятия (СП) является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. В современной практике мирового хозяйствования понятие «совместное предприятие» трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований. Поэтому в мировую практику были введены понятия:
§ акционерное совместное предприятие;
§ контрактное (договорное) совместное предприятие.
Акционерное СП создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.
Контрактное СП не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров.
Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.
Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:
1. наличие соглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательской деятельности;
2. объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в форме денежных средств, основных фондов, опыта управления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств;
3. рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников;
4. создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;
5. участие сторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях.
Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:
§ стратегия на повышение эффективности производства;
§ стратегия на расширение операций;
§ стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
§ стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности.
Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия. Приобретение иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории России.
Под стратегическими альянсами понимаются различные формы долговременной, устойчивой кооперации двух или более партнеров, пытающихся достичь определенных коммерческих целей и получить эффект от их объединенных и взаимодополняющих ресурсов, причем речь идет о партнерстве, развивающемся дальше обычных торговых операций, но не доходящем до корпоративного слияния.
Быстрое развитие партнерств в различных отраслях свидетельствует о том, что создание международных стратегических альянсов (МСА) не является случайным процессом. Отметим, что сотрудничество — особый способ организации бизнеса, характеризующийся сильной взаимной привязанностью субъектов по интересам, намерениям и поведению, связанных взаимной реализацией цели.
Подобно конкурентным силам, воздействующим на организацию, можно выделить также потенциальные источники создания преимущества от сотрудничества, создаваемого посредством долгосрочных соглашений, основанных на отношениях доверия и приверженности партнеру. В соответствии с этим МСА можно подразделить на:
§ альянсы горизонтального типа;
§ альянсы вертикального типа;
§ альянсы по дистрибьюции;
§ родственные диверсифицированные альянсы;
§ перспективные диверсифицированные альянсы.
МСА горизонтального типа создаются с организациями, ведущими деятельность на одной и той же стадии производственного процесса и/или производящими однородные товары или услуги.
МСА вертикального типа заключаются с поставщиками комплектующих изделий или услуг для фирмы.
МСА с дистрибьюторами или заказчиками предусматривают долгосрочное сотрудничество с дистрибьюторами или основными потребителями.
Родственные диверсифицированные МСА создаются с организациями, производящими как взаимодополняемые товары и услуги, так и товары или услуги-заменители. К первой категории относятся, например, соглашения между крупными авиалиниями, оперирующими на дальних маршрутах, и более мелкими перевозчиками, обслуживающими короткие региональные маршруты, связанные с маршрутами основных перевозчиков. Ко второй могут быть отнесены соглашения между фирмами, обеспечивающими стационарную (проводную) телефонную связь и операторами сотовой связи для увеличения емкости их совместной сети.
Перспективные диверсифицированные МСА создаются с организациями, оперирующими в первоначально несвязанных между собой отраслях, между которыми потенциально возможно (или уже происходит) размывание границ, как правило, вследствие инноваций. В этом случае межорганизационное сотрудничество взаимообогащает партнеров с точки зрения обмена технологиями и управленческим опытом.
Кроме этого, можно выделить следующие виды стратегических альянсов: Альянсы с участием в капитале партнера –это форма альянсов, которые представляют собой сложные проекты, позволяющие установить прочные связи на уровне формирования политики. Такой альянс имеет смысл, когда инвестиции сконцентрированы на изделиях и рынках, представляющих стратегический интерес для партнеров, поэтому компания, осуществляющая капиталовложения, не может влиять на партнера только в своих интересах.
Альянсы в виде совместного предприятия –это форма альянсов учрежденного партнерами, которые могут объединять любые элементы их финансово-промышленного потенциала и интересов и предоставляют гораздо больше возможностей для разделения рисков и совместного контроля. Это наиболее сложная в организационном отношении форма стратегического альянса.
Интеграционные альянсы –такую форму альянсов компании создают с целью добиться эффекта масштаба производства при изготовлении отдельных комплектующих или осуществлении ограниченной стадии производственного цикла. Совместно произведенными составляющими укомплектовываются собственные продукты компаний-партнеров и одновременно конкурентов. Такие альянсы часто создаются в автомобилестроительной промышленности, например, Volkswagen и Renault совместно производят автоматические коробки передач. Компании, вступающие в подобные альянсы, как правило, имеют схожие экономические показатели.
Комплементарные альянсы – это такая форма альянсов, которые компании создают в целях привлечения к участию в партнерском проекте различных по своему характеру активов и научно-технических разработок. Например, один партнер производит продукцию, а ее реализация осуществляется через сбытовую сеть другого партнера. Это возможно только тогда, когда продукция партнеров не вступает в прямую конкуренцию. Подобные альянсы создают компании, которые выпускают разнородную продукцию либо работают на четко определенных рынках. Например, компания Ford Motors распространяет в США модели, разработанные ее японским партнером — фирмой Mazda. При этом выпускаемые этими компаниями машины несопоставимы по модельному ряду. Комплементарные альянсы заключаются чаще всего между двумя компаниями в автомобилестроении и сфере телекоммуникаций.
Контрактные альянсы –это форма альянсов, которая предполагает реализацию одного проекта и могут содержать значительные риски при работе в условиях нестабильного рынка. В таких альянсах ни один из партнеров не получает формального права влиять на политику другого, хотя его неформальное влияние может быть значительным. Для вступления в контрактный альянс с клиентом компания может провести коренные изменения в своей системе поставок и управления качеством.
Неформальные альянсы –или альянсы со слабой кооперацией, создаются без всяких обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров, которые стремятся лишь к увеличению дохода. Основными функциями, совместными областями деятельности таких альянсов могут быть: создание совместного производства без создания самостоятельного предприятия; техническое содействие; совместные маркетинговые исследования; совместное продвижение товара на рынок и создание единых товаропроводящих сетей; взаимное лицензирование; проведение совместных исследований.
Псевдоконцентрационные альянсы – такая форма альянсов, которые создаются с целью увеличения объемов производства. Партнеры предоставляют в совместное распоряжение активы и научно-технические разработки и выпускают на рынок единую продукцию, которая принадлежит всем партнерам. Это устраняет конкуренцию между партнерами. Псевдоконцентрационные альянсы выполняют все функции, необходимые для организации совместного производства (научно-исследовательские работы, производство и сбыт продукции). В большинстве случаев партнеры распределяют эти функции между собой. Как правило, такая форма сотрудничества применяется в авиастроении и оборонной промышленности и объединяет более двух партнеров.