Институционально-конкурсные методы торговли
Начиная с учреждения биржи пряностей в Антверпене (1531 г.), уже в течение нескольких веков товарные биржи занимают прочное место в международной торговле.
По разным оценкам, суммарный годовой оборот товарных бирж находится на уровне 4 трлн. долл. в год, что составляет около 30% мирового товарооборота. Эволюция товарных бирж прослеживается от местных рынков наличного товара до современных международных рынков срочных контрактов. Этот международный рыночный институт стал неотъемлемой частью торговых операций большого числа международных компаний и организаций. Такие основные характеристики биржи, как открытость проведения торговых сессий и конкурентный способ заключения сделок, обеспечивающие справедливую на данный момент цену, составляют основу их деятельности и в настоящее время лишь рационализируются и модернизируются как в технологическом, так и в правовом аспекте. Исторически сложилось так, что международная биржевая торговля в основном сконцентрировалась в таких крупнейших мировых торговых центрах, как, например, Амстердам, Антверпен, Гамбург, Иокогама, Виннипег, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Сингапур, Сидней, Токио, Чикаго.
По организационно-правовому признаку различают публичные и частные биржи. Публичные биржи организуются на основе специального законодательства о биржах с участием органов государственного управления. Их деятельность носит открытый, публичный характер с точки зрения возможности участия любых предпринимателей и отчетности о своей деятельности. Члены биржи и любые предприниматели платят бирже установленные суммы за участие в операциях (плата за место) и установленный процент от стоимости совершенных сделок. Публичные биржи носят региональный характер и распространены, например, в европейских странах.
Частные биржи организуются обычно в форме закрытых акционерных обществ с ограниченным числом членов, обладающих биржевыми сертификатами. Каждый член должен быть владельцем по крайней мере одного такого сертификата, который дает право на заключение биржевых сделок. Никакая биржа от своего имени сделок не заключает, она лишь является местом, где все операции осуществляются через брокеров. Члены биржи не получают дивидендов за свой статус акционеров, однако пользуются информационными и другими услугами биржи, отчисляя в ее пользу процент от вознаграждения, получаемого от своих клиентов за выполнение поручений по совершению операций с реальным товаром или операций спекулятивного характера. Кроме того, члены биржи могут совершать спекулятивные операции за свой счет полностью в своих интересах.
Международные аукционы. Исторически аукционы (от лат. audio — продажа с публичного) являются наиболее известным институционально-конкурсным методом международной торговли. Они появились задолго до товарных. Тем не менее аукционы составляют действующий метод торговли, где помимо международных конвенций существенную роль играют торговые традиции и обычаи. Через эти торговли, опосредующие и устанавливающие справедливую на данный момент цену, проходят значительные потоки товаров как с индивидуальными, так и со стандартизированными потребительскими характеристиками. Несмотря на значительное сходство аукциона с биржей, заключающееся в публичности проводимых на них торгов, между ними существуют значительные различия:
1. торговля на аукционе ведется только реальным наличным товаром;
2. значительная часть аукционных товаров, в противоположность биржевым товарам, отличается индивидуальностью или даже уникальностью потребительских характеристик;
3. правила всех аукционов мира предусматривают предварительное ознакомление покупателей или их представителей с выставленными на торг лотами, в качестве которых могут выступать как строго определенные партии товаров, так и индивидуальные товары.
В ходе развития этого метода международной торговли выделились специальные аукционные компании, которые предоставляют демонстрационные и аукционные залы, где встречаются продавцы и покупатели, а также опытный в подготовке и проведении аукционом персонал.
Можно выделить две группы покупателей:
1. коллекционеры и спекулянты;
2. музеи и коммерческие передвижные выставки.
Организация аукционных торгов проходит в четыре этапа: подготовка аукциона, предварительный осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
Полноправное сохранение и развитие аукционной торговли связано со следующими причинами, важность которых меняется в зависимости от индивидуальных характеристик аукционных товаров:
1. обеспечение быстрой реализации значительного количества товара, что особенно важно для скоропортящихся продуктов;
2. обеспечение возможности продавцам выручить более выгодные цены за счет конкуренции и специфического настроя (азарта) в аукционном зале;
3. обеспечение возможности покупателям лично проверить качество товара, прежде всего скоропортящегося и разнородного;
4. обеспечение гарантии незамедлительности и идентификации поставки, т.к. по правилам аукциона наличный товар уже находится на складе.
Международные торги (тендеры). Возникновение такого метода международной торговли, как международные торги, или тендеры, во многом обусловлены сложностями ценообразования при поставках так называемого комплектного оборудования или строительных подрядов, выполнение которых обеспечивает создание законченных производственных объектов или элементов социально-экономической инфраструктуры. В сущности, неформальные торги, представляющие собой негласный поочередный перебор и окончательный выбор подрядчика для выполнения тех или иных работ на бизнес-рынках, как правило, сопровождаемые поставкой соответствующего комплектного оборудования (или части его), а также оказанием необходимых бизнес-услуг (или их части), составляет наиболее общее место любого бизнеса, в том числе и международного.
Понятие «торги» в самом простом определении включает такую бизнес-ситуацию, в которой покупатель/заказчик запрашивает двух или более поставщиков/подрядчиков предоставить ему на рассмотрение предлагаемые ими цены и всю информацию по выполнению поставки/проекта. Рассмотрев несколько предложений, заказчик останавливает свой выбор на одном из них в предположении «наилучшего» выбора. «Наилучший» взято в кавычки потому, что решение заказчика всегда квазиоптимально, поскольку представляет собой некоторый компромисс между запрашиваемой ценой и предлагаемым качеством. Этот компромисс решается в условиях неопределенности с учетом таких неконтрактных и контрактных параметров, как, например, предлагаемое время поставки (завершение проекта), репутация подрядчика, опыт подрядчика в прошлом исполнении аналогичных поставок/проектов. Особенно важную роль играют торги в тех случаях, когда поставка/проект не имеет в прошлом аналогов.