Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации

Сегодня на российском рынке вопрос контрафактной продукции стоит очень остро. К сожалению, такая ситуация, когда большая партия товаров изготавливается незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований является не редкостью.

Ведение бизнеса с использованием чужого имени с коммерческой точки зрения является весьма выгодным и легким для извлечения преступных доходов. Прочно встать на ноги и завоевать большую часть рынка куда проще с использованием уже известного бренда. Пользуясь тем, что всемирно известные производители спортивных товаров, косметики и парфюмерии, одежды и обуви, напитков, часов и массы других товаров вложили в свои бренды огромные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, сделали их узнаваемыми и престижными, производители теневых товаров беззастенчиво копируют и распространяют поддельные продукты, извлекая при этом огромную прибыль.

Понятие «контрафактная» продукция в принимаемых нормативных документах, литературе и средствах массовой информации употребляется одновременно с понятием «фальсифицированная» продукция и зачастую они воспринимаются как синонимы. Два этих понятия – контрафакция и фальсификация очень близки, и зачастую практически невозможно отнести товар к той или иной конкретной категории. Но с юридической точки зрения эти понятия являются самостоятельными.

Контрафакция (лат. contrafactio, франц. contrefaction - подделка) - это незаконное использование отдельными организациями или фирмами известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя, ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.

Термин "контрафакция" имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

Само понятие «контрафакт» носит юридический характер, при этом ключевое значение для отнесения предмета к контрафактному имеет ущемление авторских и других интеллектуальных прав в результате создания такого товара. Качество товара при этом роли не играет. В целом же контрафактный товар может быть очень неплохого качества – этим он и отличается от фальсификата, так как фальсифицированными принято считать поддельные товары низкого качества, выдаваемые за настоящие) .Также под понятие «контрафактной» попадает продукция, изготовленная предприятием хотя и под собственной торговой маркой, но без уплаты таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством.

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) – действия, направленные на умышленное качественное изменение продукта с целью выдавать товар низкого качества за товар оригинальный; подделывание чего-либо, изменение вида или свойств предмета с целью обмана для того, чтобы выдавать его за предмет другого вида или качества; действия, направленные на обман потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Таким образом, понятие фальсификация может рассматриваться как действия, умышленно направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но данные изменения не являются существенными для потребителя.

Таким образом, под фальсифицированным товаром понимается товар, который отличается от оригинального не только внешним видом, но и внутренней составляющей, то есть качественными характеристиками. В основном понятие фальсифицированной продукции применяется в отношении лекарственных препаратов, продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, табачных изделий. В отдельных же случаях понятие фальсифицированной продукции может применяться и к таким товарам, как игрушки, посуда, одежда и обувь, в случае если при производстве таких товаров использовались материалы содержащие опасные вещества.

Непосредственно с правовой точки зрения понятия «контрафакция» и «фальсификация» являются очень близкими, но имеют существенные различия: под первым понимается непосредственно нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушения же в самой технологии производства. Контрафактная продукция предназначенная к реализации может быть как фальсифицированной, так и подлинной продукцией, но, например, с истекшими сроками хранения либо произведенной сверх объемов, отраженных в данных налоговой и иной отчетности.

Исходя из этого можно сделать вывод, что понятие «контрафактная продукция» шире термина «фальсифицированная продукция», причем некачественные изделия являются частным случаем контрафактной продукции, поскольку объем понятия «контрафактная продукция» полностью включает в себя объем термина «фальсифицированная продукция». Следовательно контрафактная продукция одновременно может являться и фальсифицированной, в то время, как фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.

Понятие «контрафакт» включает в себя качественно разнородные элементы, каждый из которых в разной степени затрагивают интересы потребителей и правообладателей и предполагающие различные меры борьбы. В понятие «контрафакт» входит: подделка, товар-имитатор, параллельный (серый) импорт.

Первым элементом, который входит в структуру контрафактной продукции является поддельная продукция. Поддельная продукция (подделка) – это продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней поддельных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение. Именно такие показатели контрафактной продукции, как качество и цена могут варьироваться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, но неизменным остается сам факт незаконного использования товарного знака, принадлежащего тому или иному правообладателю.

Подделки чаще всего поражают рынки массовых, повседневных товаров, где можно легко затеряться среди изобилия товаров и множества компаний. Зачастую подделывается тот продукт, который уже завоевал уверенное положение на рынке и пользуется спросом со стороны потребителей. Наибольшим соблазном для дублирования обладают наиболее популярные бренды. Nike, Apple, Rolex, adidas, Louis Vuitton, Chanel, Gucci и это лишь малая часть тех брендов, которые регулярно подвергаются подделке.

Следующим элементом, который входит в понятие «контрафакт» является товар-имитатор - это продукция, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков. Иными словами, производится другой продукт, который очень похож по названию и внешнему виду на известный бренд, что вводит потребителя в заблуждение. На языке юристов данное производство называется « сходство до степени смешивания». Например, производитель выпускает товар упаковка которого, полностью похожа на упаковку другого товара, но при этом указывает действительного производителя, то есть себя, этот товар и будет являться товаром-имитатором. Так как для реализации продукции был использован имидж чужого товара.

Еще одним элементом понятия «контрафакт» выступает серый или параллельный импорт – это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (неподдельной) продукции в ту или иную страну. Данный вид продукции безусловно считается элементом контрафакта представителями правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь намеченную прибыль, провоцируя ценовой демпинг . Немаловажным является то, что осложняются отношения с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок. У государственных же органов по этому поводу однозначного мнения на данный момент пока не существует.

В связи с этим, до недавнего времени остановить «серый импорт» было довольно сложно в силу преобладания мнения, что к контрафакту правомерно причислять исключительно поддельную продукцию. На данный момент действия таможенных органов, судов и других правоохранительных органов все чаще опираются на широкое толкование слова контрафакт.

Сегодня, контрафактный товар составляет реальную угрозу, как для отдельно взятых компаний, так и непосредственно для экономики страны в целом. На данный момент проблема контрафактной и фальсифицированной продукции приобрела уже национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность всего государства.

Основная общественная опасность правонарушений, связанных с оборотом нелегальной продукции, заключается не только в нарушении прав правообладателей на различные средства индивидуализации и поступлении на рынок недоброкачественной продукции, но и в создании негативного образа страны на международной арене, что способствует снижению иностранных инвестиций. Кроме того, данные правонарушения способствуют формированию криминального рынка и увеличению теневого денежного и товарного оборота. На сегодняшний день Россия занимает второе место в мире по производству контрафактной продукции после Китая.

На сегодняшний день подделывается огромное количество товаров начиная с игрушек, косметики, одежды и обуви бытовых товаров, лекарственных препаратов и товаров предназначенных для детей. Ущерб причиняемы правообладателям от противоправной деятельности несомненно огромный, куда сложнее оценить потери покупателей, которые ничего не подозревая используют некачественные товары.

По мнению экспертов, с каждой третьей покупкой в России приобретается некачественный товар. Анализ товаров, которые чаще всего подделываются, представлен на рисунке 1.

Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации - student2.ru

Рисунок 1. Диаграмма контрафактных товаров на российском рынке 2016 год.

Проводя анализ товаров, которые чаще всего подделываются можно выделить следующие категории: алкогольная и табачная продукция находится на уровне 45% и ее можно смело отнести к сфере господствующего распространения контрафакта. К сфере массового распространения контрафакта можно отнести одежду и обувь которая находится находится на уровне 30%. Парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства относятся к сфере широкого распространения и находятся на уровне 15%. Такие товары, как кондитерские изделия и продукты питания находятся на уровне 10% и относятся к сфере ограниченного распространения контрафакта .

Российский потребитель уже давно привык покупать джинсы, спортивную одежду и кроссовки известных марок, но сшитых в подпольных цехах. Использовать незаконно попадающую на таможенную территорию Российской Федерации парфюмерию, косметику и хозяйственные товары произведенные в подпольных цехах или в странах юго-восточной Азии. Потребитель, возможно, сам того не зная приобретает некачественный, а то и опасный товар наивно предполагая, что платит деньги за бренд. Что, несомненно, негативно сказывается на экономике страны в целом.

По мнению специалистов таможенной службы, производство, незаконное перемещение на таможенную территорию, реализация контрафактной продукции, составляет значительную часть российского теневого рынка, который по оценкам экспертов достигает около 30-40% объема ВВП.

Количество контрафактной продукции в нашей стране подошло к критической отметке, готовой подорвать устрой государства. По оценкам Международной торговой палаты общемировой объем контрафактной продукции в 2015 году составил 1,7 трлн долл. США или более 2% от мирового объема производимых товаров.

Сегодня почти уже все современные производители контрафактной продукции обеспечены производственными мощностями на уровне, сопоставимом с производствами правообладателей. Вследствие этого, очень часто бывает просто невозможно отличить подделку от оригинала без специальных знаний и аппаратуры, именно поэтому высокая цена – это еще не гарантия приобретения оригинальной продукции. Ушлые производители начинают использовать более изощренные методы сокрытия подделки: улучшают качество упаковки, используют в производственном процессе передовые технологии.

Проблему контрафакта решить в отдельно взятой стране невозможно, так как ситуация, сложившаяся на международном рынке свидетельствует о глобальности данной проблемы. Ужесточение борьбы с контрафактом должно проходить и на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением законов по охране интеллектуальной собственности.

Основными направлениями деятельности ФТС России являются не только правоохранительная деятельность, но и взаимодействие с зарубежными таможенными службами. Подобного рода взаимодействие нацелено на создание условий для взаимовыгодного и эффективного сотрудничества, защиту экономических интересов и поддержание благоприятного климата на рынке нашей страны.

Основой принципа сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств является взаимодействие российских таможенных органов с таможенными органами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и пресечению неправомерных действий субъектов внешнеторговой деятельности, а самое главное это заключение с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Очевидно роль таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности правообладателей в настоящее время оценивается очень высоко. Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности при тесном взаимодействии правообладателей и таможенных органов несомненно высоко оценивается большинством компаний, которые включили в таможенный реестр свои бренды. Естественно, что многие правообладатели неохотно идут на сотрудничество с таможенными органами, что обусловлено рядом факторов такими как, нежеланием нести расходы, неосведомленностью, желанием скрыть факты подделок продукции, участием в незаконных схемах производства или ввоза товаров. Прежде всего, это относится к компаниям, которые торгуют бытовой техникой, парфюмерией, одеждой и обувью, фармацевтической продукцией. Именно по этим категориям товаров под нежеланием предоставить информацию о действующих каналах поставок подлинных товаров кроются попытки правообладателей скрыть использование незаконных схем ввоза.

Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности напрямую зависит от активности самих правообладателей. Правообладателям необходимо более активно отстаивать свои права и использовать все существующие способы для их защиты. В значительной мере, именно правообладатели, создавая специализированные службы безопасности, привлекая к работе различные правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка, работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, которая необходима для выявления и пресечения перемещения контрафактной продукции. К сожалению, как показывает практика, они не всегда имеют четкие представления о средствах, которые могут должны быть использованы для борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

На сегодняшний день Россия является участником многих многосторонних договоров в области интеллектуальной собственности, например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (региональное соглашение стран СНГ) и т.д. Между тем, эффективная защита прав интеллектуальной собственности невозможна без формирования реально работающих правовых механизмов по предотвращению пересечения границ Российской Федерации контрафактной продукцией, изготовленной с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности. В связи с этим, данная деятельность приобретает государственное значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на стимулирование производства, поддержку отечественных производителей, защиту внутреннего рынка от подделок, а следовательно, способствует развитию экономики государства в целом.

Несмотря на существующий в российском законодательстве комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, эффективно бороться с высоким оборотом контрафактной продукции в России как производителям, так и правообладателям пока не удается. Существует ряд причин, затрудняющих процесс борьбы с контрафактом: длительности судебного разбирательства; трудности сбора доказательств; незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм; трудности возникающие с их реальным получением; большие судебные издержки; малоэффективная работа правоохранительных органов.

В результате распространения контрафактной продукции, ежегодно российский бюджет недополучает около 3,5 млрд.долл. Сравнивая данный показатель с показателями других стран, таких как США, Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан и многие другие страны, можно сделать вывод, что Россия занимает лидирующие позиции и несет колоссальные ежегодные убытки .

Из года в год, несмотря на пристальное внимание к проблеме контрафактной продукции со стороны правительства и представителей бизнеса, ситуация на рынке не улучшается. По данным организации экономического сотрудничества и развития только за 2015 год количество контрафактных товаров составило 3,5% всего мирового импорта, объем торговли подделками превысил 461 миллиард долларов. В 2015 году 14,2млн. единиц контрафактной продукции было обнаружено сотрудниками ведомств. Эти цифры превышают показатели 2013 и 2014 года практически наполовину. В ходе своих проверок Федеральная таможенная служба в течении 2015 года предотвратила потенциальный ущерб правообладателям на сумму более 3,5 млрд. руб. или $52 млн. Чаще всего, как утверждают специалисты, подделываются американские, итальянские и французские бренды. По итогам 2015 Федеральной таможенной службой было передано в суд 721 административное дело, из которых 699 – за незаконное использование чужого товарного знака, и 22 – за нарушение авторских и смежных прав. На конец 2015 года в таможенном реестре было зарегистрировано 3847 объектов интеллектуальной собственности, 99% из них – это товарные знаки .

Если рассмотреть сам процесс борьбы с контрафактом, то можно выделить основные проблемы, такие как: политика компании-правообладателя; трудности сбора и хранения вещественных доказательств; производится контрафакт.

Препятствовать появлению и реализации контрафактной продукции можно с помощью комплекса мер. Такими мерами выступают аудит и защита интеллектуальной собственности, внедрение технологий защиты от контрафакта, проявление активной позиции при выявлении нелегального товара.

В первую очередь необходима регистрация интеллектуальной собственности: товарные знаки, дизайн упаковки, промышленный образец или полезную модель. Регистрация не только названия, но и дизайна упаковки (сочетания слов и изображения) также поможет усилить защиту от подделки. Даже какая-либо нестандартная коробка может быть зарегистрирована как промышленный образец и дает право продавать товар в такой упаковке только владельцу либо производителю, которые получили это право у собственника. Все эти действия будут направлены на дополнительную защиту интеллектуальной собственности.

Существуют также технологии защиты товаров от подделок: нанесение штрихкодов, QR-кодов, голограмм. Одним из современнейших и при этом простых методов являются технологии удаленной идентификации продукции. Одна из известных технологий – система бренд-контроля DAT. Она позволяет за считанные секунды проверить подлинность продукта с помощью смс или через окно проверки на сайте системы DAT . Производитель получает оперативный инструмент выявления подделок и оценки объема контрафактного товара, поступающего на рынок под его брендом, а покупатель может обезопасить себя от поддельных товаров.

Действенной мерой, несомненно, является внесение товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Так производители прикроют канал поступления на территорию страны контрафактного товара.

Вовлечение покупателей в процесс борьбы с контрафактом является очень важным и эффективным этапом. В сложившейся ситуации необходимо на регулярной основе проводить пропагандистские и культурно-воспитательные мероприятия, направленные на разъяснение норм российского законодательства по охране и защите интеллектуальной собственности, об угрозах, которые несет распространение контрафактной продукции, а также о мерах, которые необходимо принимать на международном и национальном уровне с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности.

Нарушители должны знать, что их действия отслеживаются и наказываются. Создавая претендентную базу, производитель формирует информационное поле вокруг своей марки и показывает, что занимает активную позицию в борьбе с контрафактом, оберегает и защищает свой товарный знак. Такие действия влияют на психологию не только производителя контрафакта, но и продавца нелегальной продукции, который тоже должен понимать, что наказание будет неизбежным. Задача правообладателя – отбивать у потенциального изготовителя контрафакта желание производить контрафакт, а у продавца – реализовывать такой товар.

Изготовитель контрафактной продукции может быть привлечен к ответственности за нарушение исключительных прав на товарный знак. По Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, штраф для граждан составит от 1 500 до 2 000 . руб., для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 до 40 тыс. руб. (14.10 КоАП) с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания. При этом, если действия юридического лица будут дополнительно признаны как «недобросовестная конкуренция», то на него может распространяться действие ст. 14.33 КоАП и налагаться штраф от 100 000 рублей.

По результатам исследований проведенных организацией экономического сотрудничества и развития потери легальной торговли от контрафакта оцениваются ежегодно в 176 млн. долларов США. Объемы производства и реализации контрафактной продукции в Российской Федерации поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. Тем самым создается негативный образ для России как одного из центров мирового рынка контрафакта, что весьма негативно сказывается на объемах зарубежных инвестиций в российскую экономику. Соответственно, можно сделать вывод, что государство напрямую заинтересовано в изменении ситуации еще и потому, что из-за контрафатной продукции государственный бюджет ежегодно недополучает миллиарды потенциальных налоговых поступлений.

Контрафактная продукция снижает налоговые поступления за счет занижения таможенной стоимости на величину лицензионных платежей за использование торговых знаков – неуплаченные налоговые платежи, недополученные налоги и сборы, так как часть сделок перемещается в теневой сектор, снижение налоговых поступлений из-за сокращения национального производства вследствие недобросовестной конкуренции.

Безусловно особые проблемы на российских рынках потребительских товаров порождены достаточно широким распространением продукции, ввезенной в страну без регистрации собственников торговых марок, часто с нарушениями правил таможенного оформления, а также производством и реализацией контрафактной продукции. Существование подобных явлений подрывает рынок, создает неравные конкурентные условия для его участников, наносит ущерб имиджу ведущих компаний и интересам конечных потребителей продукции. Мало того, значительные средства не попадают в государственный бюджет. А поскольку достоверная официальная статистика здесь отсутствует, масштаб потерь представителями государственных органов осознается далеко не в полной мере.

Большинство ведущих компаний-собственников торговых марок проявило готовность к борьбе с параллельным ввозом и подделками. В качестве тактического оружия использовались ценовые удары, а в качестве стратегического оружия — подготовка собственной дистрибьюторской сети и «воспитание» лояльности постоянных клиентов.

При этом борьба ведется в основном в сфере розничной торговли. Но вполне осознана и необходимость борьбы в таможенных терминалах. На момент исследования у компаний-правообладателей еще не было устойчивого рабочего контакта с таможенным ведомством, однако попытки его установления уже начались.

Борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией является очень трудоемким и сложным процессом, для которого необходимо четкое планирование, упорная работа должностных лиц и непосредственное совершенствование законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Но немаловажным остается отношение потребителей к данной проблеме.

Все трудности возникающие в процессе борьбы с контрафактной продукцией в России в сфере ВЭД обусловлены конкретными причинами: проблема законодательства; проблемы инфраструктуры ФТС России; снисходительное отношение потребителей к контрафакту; пассивная позиция правообладателей в отношении выявления производства и продажи контрафакта; трудности распознания контрафакта.

Для того, чтобы процесс борьбы с контрафактной продукцией был более эффективным, необходимо объединить и систематизировать усилия государства и правообладателей. Также немаловажным является привлечение внимание и повышение бдительности потребителей, особенно в части приобретения ими товаров через Интернет. Система противодействия контрафакту должна включать в себя законодательные, правоприменительные, организационные и образовательные меры, а также формирование общественного мнения. Необходимо приложить максимальные усилия по созданию обстановки непримиримости и общественного порицания фактов продажи и покупки контрафактной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я, Иванова Мария Ивановна, студентка 5-ого курса группы 3, специальности таможенное дело в период с 20 февраля 2017г. по 28 мая 2017г. проходила преддипломную практику на территории Обнинского таможенного поста Калужской таможни Центрального таможенного управления.

Преддипломную практику начала с изучения правил внутреннего распорядка и ознакомилась с правилами техники безопасности. Во время прохождения преддипломной практики были представлены комфортные и безопасные условия для продуктивной работы.

В процессе прохождения производственной практики были выполнены следующие виды работ:

- было произведено ознакомление с должностными инструкциями таможенных органов;

- были изучены основные направления деятельности Обнинского таможенного поста;

- была изучена нормативно-правовая база в сфере таможенного дела, в частности, необходимая при проведении таможенного оформления;

- было проведено ознакомление с документальным контролем, проводимым государственными таможенными инспекторами;

- были выполнены все поручения должностных лиц Обнинского таможенного поста;

- были получены практические навыки по работе с таможенной документацией (декларации на товары, обязательства, запросы), с автоматизированной информационной системой «АИСТ-М»;

- был собран аналитический материал, необходимый для написания выпускной квалификационной работы;

- было выполнено индивидуальное задание, связанное с темой выпускной квалификационной работы.

В процессе написания данного задания были рассмотрены теоретико-правовые аспекты данной тематики, выявлены основные проблемы и приведены пути их решения

Своевременно были закреплены теоретические знания в процессе практической работы, сложилось формирование практических знаний, умение и навыков работы в отделе ВЭД, а также был собран материал для написания ВКР.

Было произведено ознакомление с должностными инструкциями таможенных органов.

Были изучены основные направления деятельности Обнинского таможенного поста.

Была изучена нормативно-правовая база в сфере таможенного дела, в частности, необходимая при проведении таможенного оформления.

Было проведено ознакомление с документальным контролем, проводимым государственными таможенными инспекторами.

Были выполнены все поручения должностных лиц Обнинского таможенного поста.

Были получены практические навыки по работе с таможенной документацией (декларации на товары, обязательства, запросы), с автоматизированной информационной системой «АИСТ-М».

Был собран аналитический материал, необходимый для написания выпускной квалификационной работы.

Было выполнено индивидуальное задание, связанное с темой выпускной квалификационной работы. В процессе написания данного задания были рассмотрены теоретико-правовые аспекты данной тематики, выявлены основные проблемы и приведены пути их решения.

Наши рекомендации