Финансы: их сущность и роль в системе отношений рыночной экономики.

Финансы

Финансы: их сущность и роль в системе отношений рыночной экономики.

Финансы - это определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления (МСУ) и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - это экономический инструмент распределения перераспределения ВВП и НД, инструмент контроля образования и использования фондов денежных средств.

Главное назначение финансов - обеспечение путем формирования денежных доходов и фондов потребностей государства и предприятий в денежных средствах, а также осуществление контроля расходования финансовых ресурсов.

Роль в системе экономических отношений:

1. С помощью финансов распределяется стоимость произведенных товаров и услуг и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;

2. С помощью финансов производится перераспределение доходов и накоплений через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);

3. С помощью финансов количественно отображается воспроизводственный процесс (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Основные признаки финансов:

1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денежных средств, при это деньги выступают материальной основой существования финансов;

2. В процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование.

Классификация финансовых отношений:

1. Международные (межнациональные) финансы- отношения с участием межнациональных финансовых институтов, государств и т.д.

2. Государственные (публичные) финансы- отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства;

3. Финансы предприятий- отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования;

4. Финансы граждан (частные финансы)- отношения с участием отдельных физических лиц или семей.

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Гос. внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ.

Гос. внебюджетный фонд- это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды- это одна из форм перераспределения и использования НД государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования:

1) концентрация государственных финансов для поддержи отдельных социальных слоев общества в условиях рыночных отношений;

2) обеспечение восстановление и сохранение трудоспособности населения и др.

Правовая основа: Конституция РФ и БК РФ.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств гос. внебюджетных фондов осуществляет Минфин РФ.

Имеют строго целевое назначение, обособлены от бюджетов.

Пенсионный фонд РФ- это централизованный фонд пенсионного обеспечения граждан. Пенсия- это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан при достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, действует на основании Положения о ПФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. (в ред. ФЗ от 05.08.2000г.). Имеет территориальные отделения.

ПФ РФ подотчетен Федеральному Собранию РФ. Руководство осуществляет правление фонда и исполнительная дирекция, состав правления фонда утверждается Государственной Думой.

Доходы:

1. Налоговые - распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60%.

2. Неналоговые:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;

- страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;

- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;

- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

- прочие поступления.

Расходы:

- выплата государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);

- выплата пенсий по инвалидности, военнослужащим;

- компенсации пенсионерам;

- материальная помощь престарелым и инвалидам;

- пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;

- пособия одиноким матерям;

- пособия на детей, инфицированных ВИЧ;

- пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф;

- финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ РФ и его органов;

- прочие расходы.

Социальное страхование- один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

ФСС начал действовать с 01.01.1991г. В настоящее время ФСС РФ действует на основании Указа Президента РФ №822 от 07.08.1992г. как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Доходы:

1) Налоговые:

- страховые взносы (ранее единый социальный налог);

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетнойсистемы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применениемупрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5 процентов;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%.

2) Неналоговые:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ;

- прочие поступления.

Расходы:

Пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, страхование от несчастных случаев на производстве.

Медицинское страхование в РФ введено в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991г. №1499-I «О медицинском страховании граждан РФ». Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ. Объектом мед. страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание мед. помощи при возникновении страхового случая. Устав ФФОМС утвержден постановлением Правительства РФ №857 от 29.07.1998г.

ФФОМС подотчетен Правительству РФ. ТФОМС подотчетны законодательным органам власти субъекта Федерации.

ФФОМС - Доходы:

1) Налоговые:

- страховые взносы (ранее единый социальный налог);

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5%;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2%.

2) Неналоговые:

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

- прочие поступления.

Расходы:

- оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

- финансирование медицинских программ;

- финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов;

- развитие медицинской науки;

- улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения;

- другие цели.

ТФОМС- Доходы:

1) Налоговые:

- страховые взносы (ранее - единый социальный налог);

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, - по нормативу 4,5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5%;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4%.

2) Неналоговые доходы:

- недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальнымфондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Министерство финансов РФ: цели и задачи деятельности.

Постановление Правительства РФ №329 от 30.06.2004г. «О Министерстве финансов РФ».

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Полномочия:

- Организация исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством РФ;

- Организация государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора;

- Представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб.

- Осуществляет управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

- Осуществляет управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации.

- Выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг;

- Осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.

Министр- Анто́н Ге́рманович Силуа́нов (с 16.12.2011г.).

9. Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2010г.

Финансовая политика = совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Цель - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государственных социально-экономических программ.

Типы финансовой политики:

1. Классическая:

- невмешательство государства;

- сохранение свободной конкуренции;

- использование рыночного механизма как главного регулятора экономики;

- минимизация гос. расходов;

- построение системы налогообложения на косвенных и поимущественных налогах.

2. Регулирующая:

- необходимость вмешательства государства в сферах: экономического роста и занятости, денежного обращения, валютного курса, социального обеспечения;

- применение гос.расходов, подоходного налога по прогрессивной ставке, гос.кредита.

3. Планово-директивная:

- прямое руководство всеми сферами экономики и соц. жизни;

- максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос.плана.

Финансовая стратегия - долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Социально- экономическая политика определяет содержание финансовой политики, которая, в свою очередь, включает:

- бюджетную политику

- налоговую политику

- ценовую политику

- таможенную политику

- денежно-кредитную (эмиссионную) политику

- инвестиционную политику

- социальную политику.

10. Финансовое планирование и финансовое прогнозирование: сущность, основания, формы реализации. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов.

Финансовое планирование- это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

По длительности действия различают:

- перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);

- текущие (на 1 год);

- оперативные (на квартал, месяц).

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

- метод экономико-математического моделирования;

- нормативный метод;

- балансовый метод (метод, обеспечивающий установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью персонала. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.);

- метод коэффициентов;

- метод экстраполяции и др.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Всемирный банк.

Всемирный банк (1944) был учрежден в результате конференции ООН по валютно-финансовым вопросам. В группу ВБ входят МБРР, Международная ассоциация Развития, Международная Финансовая корпорация и др.

МБРР (1945) входит в систему ООН, европейского бюро в Париже. На начало 2002 года ВБ включал в себя 181 государство.

МБРР.

Начал свою деятельность в 1945 году. Входит в состав ООН, европейское бюро в Париже и Токийское бюро. В настоящее время МБРР объединяет 181 государство. Цели МБРР:

- содействие реконструкции и развитие территорий путем поощрения инвестиций на производственные цели;

- поощрение частных и иностранных инвестиций по средствам предоставления гарантий или участия в займах и других инвестиционных частных кредиторов;

- стимулирует долгосрочный сбалансированный рост международной торговли,

- поддержание сбалансированного баланса, путем международных инвестиций.

Парижский клуб.

Создан в 1956 г., как неформальная организация. Председатель – Минфин Франции. Главная функция – проведение многосторонних договоров с крупнейшими должниками. Страны-участники могли получить:

- Перенос платежей на 23 года;

- Снижение платежей.

Лондонский клуб.

- Консультационный комитет крупнейших кредиторов. Условие подписания соглашения – принятие договора МВФ. Дает возможности:

- Снижение платежей;

- Предоставление займов.

Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI) — международная организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах ООН. Основана в 1953 году. В её членах состоят более 180 национальных высших органов финансового контроля.

Счётная палата России стала членом ИНТОСАИ с 1995 года.

Финансы

Финансы: их сущность и роль в системе отношений рыночной экономики.

Финансы - это определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления (МСУ) и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - это экономический инструмент распределения перераспределения ВВП и НД, инструмент контроля образования и использования фондов денежных средств.

Главное назначение финансов - обеспечение путем формирования денежных доходов и фондов потребностей государства и предприятий в денежных средствах, а также осуществление контроля расходования финансовых ресурсов.

Роль в системе экономических отношений:

1. С помощью финансов распределяется стоимость произведенных товаров и услуг и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;

2. С помощью финансов производится перераспределение доходов и накоплений через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);

3. С помощью финансов количественно отображается воспроизводственный процесс (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Основные признаки финансов:

1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денежных средств, при это деньги выступают материальной основой существования финансов;

2. В процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование.

Классификация финансовых отношений:

1. Международные (межнациональные) финансы- отношения с участием межнациональных финансовых институтов, государств и т.д.

2. Государственные (публичные) финансы- отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства;

3. Финансы предприятий- отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования;

4. Финансы граждан (частные финансы)- отношения с участием отдельных физических лиц или семей.

Наши рекомендации