Анализ и управление объемом производства и продаж.

Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента, качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей.

Анализ выпуска продукции можно проводить в следующих измерениях:

стоимостные;

натуральные;

условно-натуральные.

К стоимостным показателям выпуска продукции прежде всего относится:

· товарная,

· валовая,

· чистая продукция.

Товарная продукция (Т), или, как ее называют, объем продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону.

Товарную продукцию составляют следующие элементы:

- стоимость готовой продукции (готовых изделий, законченных с точки зрения продажи сторонним потребителям и внутреннего потребления на самом предприятии (ГП);

- стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпущенных на сторону (ПФ);

- стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны (Рс).

Формулу расчета товарной продукции можно представить так:

ТП = ГП + ПФ + Рс

Валовая продукция (ВП) характеризует объем всей продукции, произведенной на предприятии. Она складывается из товарной, изменений остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов собственного производства на начало и конец периода по формуле

ВП= НЗн.г. + ГП-НЗк.г.,

где ВП – валовая продукция;

НЗ- незавершенное производство, полуфабрикаты и инструменты собственного производства на начало и на конец года.

Суммарный выпуск всех цехов предприятия вместе с объемом полуфабрикатов, переработанных цехами, составляет валовой оборот (ВО).

Поскольку при исчислении валового оборота каждый полуфабрикат включается в расчет несколько раз (при передачи из одного цеха в другой), он имеет ограниченную зависимость, являясь индикатором длины производственного цикла (например, при сравнительном анализе).

Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта. Она рассчитывается как разность между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ).

Продукция в стоимостном выражении может быть выражена в самых различных ценах (свободные, рыночные, отпускные, фиксированные, договорные, оптовые, сопоставимые и т.д.) или на себестоимости (плановой, нормативной, фактической, неполной, сокращенной и т.д.).

Анализ выпуска продукции можно проводить в натуральных единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов, то могут быть тонны, килограммы, метры, киловатт-часы, штуки и т.д. на основе сопоставления данных с планом или с предыдущими периодами. В литературе это называется анализ номенклатуры (укрупненный перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП) и по ассортименту детализированный перечень наименований продукции по сортам, артикулам, видам и т.д. Они используются для определения стоимостных показателей, являются основой для построения производства и распределения отдельных продуктов для вычислений объема производства важнейших видов продуктов на душу населения.

При анализе продукции в натуральном выражении большое значение имеет единообразие применяемых единиц измерения. Дело в том, что ряд изделий можно учитывать в разных единицах измерения, например, цемент – в бочках и в тоннах, ткани – в метрах погонных, квадратных и в весе. Изготовление каждого вида продукции требует разных затрат времени, труда, материалов, поэтому суммировать выпуск различных (даже родственных) видов продукции некорректно. Поэтому при анализе можно использовать пересчет в условные единицы. Сущность пересчета состоит в том, что разнообразные виды продукции выражаются в единицах одного продукта, условно принятого за единицу измерения.

Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения (Кусл) следует выпуск продукции в натуральном выражении (Кнат) умножить на коэффициент пересчета (Кпер.)

Кусл.нат. = х Кпер.

Коэффициент пересчета определяется отношением

Кпер = Анализ и управление объемом производства и продаж. - student2.ru

Коэффициенты пересчета устанавливаются по соотношению трудоемкости или затрат времени работы оборудования. Например, на консервных заводах - условные банки, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов.

При этом надо иметь в виду, что условные показатели не заменяют, а дополняют натуральные и в экономическом анализе их следует использовать совместно.

При анализе можно рассчитать динамику изменения коэффициентов, которые характеризуют производственную программу.

Показатель внутризаводского оборота

Коборота = валовая продукция / валовый оборот

Его величина равна единице, если между подразделениями отсутствует внутризаводской оборот.

Коэффициент товарности

Кт = товарная продукция / валовая продукция

Если у предприятия процент незавершенного производства и полуфабрикатов или их остатки не изменились в течение года, его значение будет равно единице.

Коэффициент готовности

Кгот = готовая продукция/ товарная продукция

Его значение может колебаться от 0 до 1. Он показывает долю готовой продукции в товарной продукции.

Коэффициент реализации (рыночной активности)

Кр = выручка от продаж / товарная продукция

Чем ближе значение к единице, тем меньше остатков нереализованной продукции. Это результат успешной работы маркетинговой службы, финансового отдела, работающих с покупателями.

Наши рекомендации