Величина стоимости товара. Индивидуальная и общественная стоимость
Единицей общественно необходимого рабочего времени является час труда, совершаемого при типичных производственных условиях. Следовательно, величина стоимости определяется временем, общественно необходимым для производства данного товара.
Величина стоимости зависит от производительности и интенсивности труда.
Производительность труда – это количество произведенной продукции в единицу времен; эффективность, результативность труда.
Интенсивность труда – затраты труда в единицу рабочего времени.
Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени.
Она выражается формулой:
ПТ= К / В
где ПТ – производительность труда;
К – количество произведенной продукции;
В – время, затраченное на производство продукции.
Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции.
Стоимость бывает индивидуальная и общественная.
Индивидуальная – это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Возьмём несколько товаропроизводителей, которые выпускают одни и те же товары, например, детские игрушки. Совершенно очевидно, что, каждый, допустим, из пяти рабочих, занимаясь производством детских игрушек, будет затрачивать на их изготовление различное количество часов рабочего времени. Следовательно, в игрушках будут содержаться различные затраты труда, а поэтому они должны иметь разную стоимость. Затраты труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара образуют его индивидуальную стоимость. Однако каждый рабочий выходит со своим товаром (детской игрушкой) на рынок, на котором при одинаковом качестве игрушек будет установлена единая цена, по которой они будут продаваться.
Общественная стоимость проявляется на рынке. Другими словами, общественная стоимость – это индивидуальная стоимость, признанная на рынке. Общественная стоимость складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей.
25. Закон стоимости, его содержание и функции
Закон стоимости – особый экономический закон (действие его распространяется лишь на некоторые общественные способы производства), который выражает внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между общественно необходимым трудом, затраченным на производство товара с учетом условий его воспроизводства, и ценами товаров в условиях относительного соответствия спроса и предложения. В наиболее общей форме закон стоимости означает обмен эквивалентов, т. Е. обмен товаров и услуг между производителями и их покупку на рынке в соответствии с общественно необходимыми затратами на их изготовление.
Закон стоимости выражает, существенные и устойчивые связи между индивидуальным и общественно необходимым рабочим временем. Согласно закону стоимости, обменные пропорции при обмене товаров регулируются общественно необходимыми затратами. Принуждая товаропроизводителей снижать индивидуальную стоимость их товаров (за счет улучшения организации производства, внедрения новой техники, роста объемов производства и т. Д.), уменьшая при этом стоимость полезных благ, этот закон является движущей силой развития производительных сил.
Однако цены не на все товары регулируются законом стоимости. В современной регулируемой рыночной экономике расширяется круг объектов, в основе цены которых лежит капитализация (необработанная земля, ценные бумаги и т. П.).
Основные функции закона стоимости. Закон стоимости является:
1) Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
2) Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.
3) Стимулирует снижение затрат.
4) Регулирует распределение труда по сферам производства.
5) Проявляется как закон цен – в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.
6) Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.