Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.).
Содержание- это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
· Прямые дерективные - предполагающие использование силы власти и закона(административные)
· Методы предполагающие материальное стимулирование к труду.(экономические, хозяйственные и др.)
· Методы предполагающие использование духовных стимулов к труду (моральные, социально – психологические и т.д.)
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе но все методы управления органически дополняют друг, друга находятся в постоянном динамическом равновесии.
Функциональное назначение методов управления можно описать следующим образом:
1. Методы управления должны обеспечивать высокую эффективность деятельности.
2. Методы управления должны обеспечивать слаженную работу персонала и каждого работника в отдельности.
3. Методы управления должны обеспечивать четкую организацию производства и управления.
Механизм выбора методов управления.
1. Оценка ситуации и направления воздействия.
2. Выработка состава методов.
3. Обеспечение условий успешной реализации методов управления.
6. Задачи планирования производством.
1. Постановка задачи. Определение фундаментальных направлений и задач бизнеса, которые в состоянии направлять и характеризовать бизнес, например, постоянный рост. Как правило, охватывают широкий круг понятий и не имеют временных рамок.
2. Планирование стратегии. Развитие концепций, идей и планов, направленных на успешную реализацию задачи и достижение превосходства над возможными соперниками. Стратегическое планирование - часть генерального процесса планирования, включающая менеджмент и оперативное планирование.
3. Определение целей. Определение более узких и конкретных направлений для более близких промежутков времени, чем в случае задачи, но в тоже время, сформулированных, как подзадачи выполнения стратегических планов для решения самой задачи.
4. Формулировка философии компании. Утверждение ценностей, убеждений, неписанных правил, обрисовывающих "то, как мы это здесь делаем".
5. Утверждение порядков. Решения по планированию действий, призваных координировать и направлять производительность основных предприятий по достижению целей в соответствии с философией компании.
6. Планирование структуры организации. Развитие плана организации, своего рода упряжку, позволяющую персоналу продвигать предприятия в соответствии со стратегией, философией и порядками.
7. Подбор кадров. Наём, подбор и развитие кадров, включая определённую часть природных талантов, дабы заполнить ячейки структуры оранизации.
8. Определение процедур. Фиксация и описание выполнения важнейших и наиболее частых предприятий.
9. Обеспечение оборудованием. Обеспечение заводами, инструментом и физическими производственными мощностями вообще, необходимыми для ведения бизнеса.
10. Обеспечение капиталовложений. Обеспечение бизнеса деньгами в той или иной форме, необходимыми для закупки оборудования, так же оборотными средствами.
11. Утверждение стандартов. Определение параметрических показателей, позволящих бизнесу достичь успешного решения долгосрочных задач.
12. Утверждение программ менеджмента и оперативных планов. Разработка программ и планов использования ресурсов и координации предприятий, которые, при условии выполнения их в соответствии с определёнными стратегией, правилами, процедурами и стандартами, обеспечит достижение коллективом поставленных конкретных целей.
13. Предоставление контрольной информации. Снабжение персонала фактами и цифрами, способствующими выполнению им стратегии, правил, процедур и программ, а так же позволяющими соотнести производительность коллектива с утверждённой в планах и стандартах.
14. Активизация персонала. Управление и мотивация коллектива, направленная на побуждение действовать в соответствии с философией, правилами, процедурами и стандартами при выполнении планов компании.
7. Виды планов.
Планы делятся на:
1. долгосрочные (прогнозы);
2. перспективные: определяют стратегические задачи развития предприятия (на длительный период времени);
3. текущие (годовые): составляются с учётом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функционирования предприятия в зависимости от внешних факторов в конкретном временном отрезке;
4. оперативные (квартальные, месячные) — это планы повсеместного руководства производства.
К каждому плану предъявляются требования технико-экономического обоснования, то есть единства техники и экономики.
Планы, как правило, составляются в два этапа:
1. Предварительный этап (проект плана): на основе ожидаемого выполнения плана за предыдущий период и внешних факторов, определяющих деятельность предприятия в конкретной временной ситуации.
2. Окончательный: после внесения всех уточнений и дополнений в разработанный проект.
В настоящее время отсутствует этап утверждения плана какими бы то ни было вышестоящими организациями и органами.
В основе производственного плана были раньше конкретные цифры. Сейчас планирование — прерогатива самого предприятия.
Окончательный вариант плана доводится до конкретных исполнителей.
Плановое задание является программой того или иного подразделения предприятия.
Общее руководство плановой работы осуществляет руководитель предприятия. Методическое же руководство осуществляют руководители экономических служб.
8. Методы разработки планов.
Балансовый метод представляет совокупность приёмов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей (равновесие).
Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин.
Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции
Графические методымогут иметь различные формы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат, где x – время работы, y – вид работы. По такому же методу рассматривается точка безубыточности предприятия, где x – объем производства, y – стоимость продукции.
Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов, где участвуют много исполнителей.
Экономико-математические модели в планировании применяются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина (y), как зависимая от других факторов. Например, линейная зависимость показателей выражается формулой: y = a0 + a1x1 + a2x2.