Предприятие – основное звено промышленности.

Предприятие – основное звено промышленности.

Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

-земельные участки

-здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути

-оборудование

-инвентарь

-сырьё

-продукцию

-права требования

-долги

-исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки -обслуживания)

ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.2.1. Предприятие как первичное звено промышленности

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Именно на предприятии осуществляются производство продукции, выполняются работы и услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства, т.е. создается основа для потребления и приумножения национального богатства. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов.

Эффективная работа предприятий является важнейшей составляющей и условием благосостояния нации и процветания государства. От эффективности функционирования предприятий, от их финансового состояния зависит экономическая мощь государства.

Предприятие является основным и первичным звеном народнохозяйственного комплекса (отрасли), поскольку представляет собой, прежде всего, производственный объект, где создаются материальные блага (производится продукция, оказываются услуги, выполняются работы). Первичным же звеном экономики предприятие является потому, что при всем многообразии целей его создания, видов деятельности именно на нем происходит непосредственная связь работника со средствами производства и предметами труда, что обеспечивает получение продукции.

Предприятие является главным субъектом производственных отношений, складывающихся в процессе производства и реализации продукции, а также в других сферах производственно-хозяйственной деятельности, оно представляет собой обособленное и самостоятельное первичное звено производства, в котором происходит соединение его факторов: средств производства и рабочей силы.

Основные задачи и принципы управления производством.

Основные задачи управления:

1. Постановка цели или дерева целей организации, разработка стратегии, формулировка концепции деятельности и план развития организации. 2. Развитие корпоративной культуры. Цель корпоративной культуры состоит в объединении персонала вокруг общефирменной цели. 3. Правильно мотивировать персонал на достижение цели организации. 4. Разработка организационной иерархии. Организационный порядок обеспечивает стабильность и устойчивость организации. 5. Проведение изменений в организации. 6. Контроль за выполнением принятых решений. Стимулирование его эффективного исполнения или применение санкций за его не надлежащее выполнение.

Методы управления производством.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Понятие о научно-техническом прогрессе, его назначение.

Научно-технический прогресс (НТП) — это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

Концентрация производства.

Концентрация производства — это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях).

Концентрация производства реализуется в четырех основных формах:

§ концентрация специализированного производства;

§ концентрация комбинированных производств;

§ кооперирование;

§ увеличение мощности универсальных предприятий.

Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции.

Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов:

§ роста потребности в определенных видах продукции;

§ научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены.

Специализация производства

Специализация производства- это выделение участков, цехов, пред­приятий по выработке определенных видов продукции, которые по свое­му типу являются массовыми или крупносерийными. Известно, что на основе разделения труда происходит дифференци­ация его отдельных видов, а их концентрация порождает массовое повторение операций и процессов, т. е. массовое или специализиро­ванное производство. Таким образом, с одной стороны, специализация производства является следствием общественного разделения труда, а с другой - результатом концентрации однородного производства.

В промышленности специализацию различают по видам: террито­риальную, отрасли, предприятия, цехов, отделений, производственных участков.

Специализация производства в промышленности осуществляется в основном в трех формах: предметная (потоварная), технологическая (по-стадийная), функционально-подетальная.

Предметная специализацияосновных цехов обычно сочетается тес­ными технологическими связями как между собой, так и с вспомогатель­ными цехами, а также и с кооперированием между предприятиями в от­ношении поставок тары, этикеток и т. д., что способствует более полно­му использованию производственной мощности предприятия, но и одновременно вызывает повышенные запасы оборотных средств, про­блемы в денежных расчетах, колебание показателей оценки рыночной устойчивости; использование только стоимостных показателей при оценке эффективности производства.

Предметная (потоварная) специализация -это сосредоточение произ­водства на выработке однородных готовых изделий. Она развивается в основном под действием двух факторов:территориальной специализации и роста плотности населения.

Технологическая (постадийная)– выражается в разделении технологического процесса и обособлении по этому признаку самостоятельных производств. Это позволяет рационально размещать предприятия, сокращает нерациональные перевозки, ведет к уменьшению потерь сырья.

Функционально-подетальная форманаходит место при производстве упаковки, запчастей, изготовлении инструментов, ремонте оборудования.

Планирование материального обеспечения производства.

В плане предприятия устанавливается требуемое для выполнения годового обмена работ количество основных и вспомогательных материалов, инструмента, топлива и других материальных ресурсов.

План материально-технического обеспечения разрабатывается на основе производственных программ, нормативов и норм расхода сырья, топлива, энергии, комплектующих изделий, мероприятий по экономии, остатков материалов на начало и конец года, связей кооперации, цен на все виды ресурсов.

Отдел материально-технического обеспечения определяет потребность предприятия в ресурсах, нормы их хранения, а также принимает участие в разработке плана материально-технического обеспечения, мероприятий по экономии. Он организует складские операции по приему, хранению, учету и выдаче материалов, следит за соответствием их качества, обеспечивает своевременное и комплектное поступление в цехи материалов в пределах установленных лимитов, выполняет оперативный и сводный учет и анализ снабженческих и складских операций.

Для планирования предприятие разрабатывает номенклатуру потребляемых материалов, определяет планово-расчетные цены на них, устанавливает технически обоснованные нормы расходов.

Номенклатура материалов – это систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии с указанием их основных свойств, размеров, технических характеристик и условных обозначений. Она обеспечивает единообразие в наименовании материалов (единый классификатор промышленной продукции) и соответствует более четкой работе органов снабжения.

На основании плана материально-технического обеспечения составляют материальные заявки, которые рассматриваются техническими и финансовыми подразделениями предприятия для выделения соответствующих фондов.

В порядке реализации планов соответствующие отделы предприятия выполняют большую оперативно-заготовительную работу (получение фондов на материалы, представление поставщикам подробных спецификаций и т.д.).

Использование материалов по видам в целом по предприятию находят отражения в составленном ежеквартально балансе материалов.

Оперативные отчеты об использовании всех видов материалов позволяют выявлять сверхнормативные расходы и принимать меры к предупреждению непроизводственных потерь.

Нормирование труда.

Кадры и их структура.

Кадры предприятия – работники, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями и состоящие с предприятием в отношениях, регулируемых договором найма. Весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно‑производственный персонал (ППП); непромышленный персонал. К ППП относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием.

Структура кадров предприятия – состав кадров по категориям и их доля в общей численности. На структуру влияют следующие факторы: уровень механизации и автоматизации производства; тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный и массовый); размеры предприятия; организационно‑правовая форма хозяйствования; сложность и наукоемкость выпускаемой продукции.

Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам.

Профессионально-квалификационная структура служащих предприятия находит свое отражение в штатном расписании. Штатное расписание предприятий и организаций - это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осуществляется в течение года путем внесения в него соответствующих изменений по приказу руководителя предприятия.

В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

Списочная численность работников предприятия это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших в этот день работников.

Явочная численность – это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.)

Планирование потребности в кадрах.

Потребность в кадрах планируется по группам и категориям работающих. При планировании различают явочный и списочный состав кадров.

Явочным составом называется число работников, которые в течение суток практически является на работу. Требуемое количество рабочих определяется, в основном, 2-мя методами:

· по трудоемкости производственной программы;

· по нормам обслуживания.

· Второй метод применяется при определении численности работающих, занятых на ненормируемых работах, в основном, вспомогательных рабочих. Например, дежурного ремонтного персонала, электриков, смазчиков оборудования, подносчиков инструментов, работников кладовых, уборщиков и т.п.

· Численность ИТР и служащих определяется на основании штатного расписания, разрабатываемого в каждой организации и на каждом предприятии в соответствии с типовой схемой управления. В штатном расписании указываются необходимые на предприятии должности и число работников по каждой из них.

· Необходимая численность персонала для охраны устанавливается по числу постов с учетом сменности их работы. Численность учеников на предприятии определяется путем сравнения дополнительной потребности в кадрах с возможностью покрытия ее за счет централизованной подготовки.

Планирование производительности труда.

Производительность труда определяет количество продукции, произведенной работником в единицу времени, или количество времени, затраченного на производство единицы продукции.

1) Обеспечить высокие и устойчивые темпы роста производительности труда.

2) Соблюдать соотношение в динамике роста производительности труда и заработной платы.

3) Обеспечить наиболее полное использование трудовых ресурсов.

Для разработки плана по труду исходной базой является следующая информация:

1) Производственная программа предприятия.

2) Планы организационно-технического развития предприятия.

3) Нормативы затрат живого труда.

4) Типовые структуры управления.

5) Тарифные условия системы оплаты труда и премирования, норматив заработной платы.

6) Результаты анализа, выполнение пла на по труду и заработной платы за прошлый период.

Планирование персонала

Персонал предприятия - это совокупность постоянных работников, которые имеют профессиональную подготовку и практический опыт и навыки работы.

В зависимости от места персонала в производственном процессе он распределяется на:

· персонал основной деятельности;

· персонал не основной деятельности.

В промышленности основной персонал (промышленно производственный) в зависимости от выполняемых функций разделяют на категории:· рабочие,· служащие,· специалисты,· руководители.

Планирование себестоимости продукции.

План по себестоимости разрабатывается в соответствии с планом производства продукции на основе прогрессивных норм и нормативов.

Он включает следующие разделы:

- расчет снижения себестоимости продукции;

- смета затрат на производство;

- калькуляция единицы продукции и сводная калькуляция всей товарной продукции;

Показателями плана себестоимости является:

- сумма затрат на производство;

- себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции;

- себестоимость сравниваемой товарной продукции и ее снижение;

- себестоимость единицы продукции;

- сумма затрат на один рубль товарной продукции и ее снижение;

При планировании себестоимости выполняются следующие расчеты :

- Определяется плановая себестоимость товарной продукции на основе расчета влияния на уровень затрат важнейших технико-экономических факторов.

- уточняются сметы на подготовку и освоение новых видов продукции, а также пусковых расходов;

- разрабатываются сметы затрат и калькулируются себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов;

- составляются сметы транспортно-заготовительных и коммерческих расходов;

- калькулируется себестоимость единицы по видам продукции, себестоимость всей продукции;

- составляется смета затрат на производство и свод затрат;

При этом полная себестоимость товарной продукции, рассчитанная по технико-экономическим факторам, должна соответствовать показателям плановой калькуляции и сметы затрат на производство.

Планирование прибыли в современных условиях.

При переходе на свободные рыночные отношения размер прибыли и направления ее использования предприятия начали планировать самостоятельно. В этом плане НДС и акцизы не отражаются, так как они взыскиваются до образования прибыли. При ее планировании балансовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как сумма прибыли от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций. Помимо этого появляется понятие «налогооблагаемая» и «чистая» (остающаяся в распоряжении предприятия) прибыль.

Балансовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и расходами на ее производство и реализацию.

Прибыль от реализации продукции может определяться методом прямого счета, и укрупнено на основе планового норматива рентабельности.

Первый методзаключается в определении разности между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью. Второй метод предусматривает, что оббьем прибыли на плановый период определяется путем умножения показателя себестоимости реализуемой продукции на плановый норматив рентабельности. Он может использоваться как ко всей продукции, так и к группам однотипных и отдельных изделий. Величина этого норматива принимается с учетом его значения в отчетном базовом периоде и возможностей изменения в плановом периоде, в том числе с использованием факторного анализа мероприятий по увеличению прибыли.

Планирование показателей рентабельностей.

Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность– это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рента­бельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Виды цен.

Существует множество видов цен. Это обусловлено особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используют различные виды цен.

I. По характеру обслуживания оборота цены:

- оптовые цены - считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями

- Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС.

II. В зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке:

- Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

- Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления.

Ш. По способу установления фиксации:

- Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту.

- Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу.

- Скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции.

IV. Цены различаются по способу получения информации.

- Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальных источников информации.

- Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам.

V. В зависимости от вида рынка:

- Цены товарных аукционов – это цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров.

- Биржевые котировки – это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах.

- Цена торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдачу заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

VI.В зависимости от временного фактора:

- Постоянные цены – цена, срок действия, которой заранее не определен.

- Сезонная цена– срок действия, которой определен каким-то определенным временем.

- Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени.

VII. Внутрифирменные цены.

- трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями данного предприятия

VIII.По условиям поставки и продажи:

- Цена нетто – цена на месте купли-продажи.

- Цена брутто - определяется с учетом условий купли-продажи, но учитывается наличие и уровень скидок вид-франко и условий страховки.

43. Задачи и содержание технико-экономического анализа при разработке новой продукции.

Предприятие – основное звено промышленности.

Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

-земельные участки

-здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути

-оборудование

-инвентарь

-сырьё

-продукцию

-права требования

-долги

-исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки -обслуживания)

Наши рекомендации