Лидером соответствующего рынка?
Уэлч призывает стремиться к совершенству. Принимать трудные решения — какие из предприятий следует развивать, а от каких отказаться. Перехитрить конкурентов. Стараться предугадать, как они поступят в сложившейся ситуации.
Размер корпорации не имеет значения. Большинство корпораций меньше, чем "Дженерал Электрик". Ну и что? Все решает не величина, а умение выработать правильную концепцию и заставить подчиненных работать в соответствии с ней.
Добейтесь этого, говорит Джек Уэлч, и не сомневайтесь: вы уже на пути к победе.
Но не стоит питать иллюзий. На деле все гораздо сложнее.
Непросто пришлось и самому Джеку Уэлчу. Ветераны "Дженерал Электрик" в начале 80-х пренебрежительно отнеслись к намерению Джека избавиться от неэффективных производств и развивать только перспективные. Переубеждать их Джеку было недосуг — он должен был изменить сами правила игры, по которым играет компания.
В первую очередь предстояло ввести новые критерии эффективностидеятельности персонала компании.
Уэлч понимал, что не имеет права останавливаться даже перед самыми непопулярными решениями.
Грузный слон должен был превратиться в стройную газель. Лишний вес необходимо было сбросить во что бы то ни стало.
Компания нуждалась в преобразованиях, а значит, невозможно было избежать перехода на строгую диету. Уэлч полностью отдавал себе отчет в том, что эти меры не добавят ему популярности у сотрудников.
За короткое время Уэлч превратился в пугало для тяжелых на подъем служащих компании, но все-таки не отступил от своей цели. Кое-кто посмеивался у него за спиной, намекая, что у Джека не все в порядке с головой, что своей никому не нужной реструктуризацией он . полностью развалит компанию. Другие обвиняли Джека в непрофессионализме, преследовании тайных целей и неуважении к славным традициям "Дженерал Электрик".
Если какие-то из этих упреков и тревожили Уэлча, он не подавал виду и не позволял себе сбиться с намеченного пути. В конце концов он обратился к специалистам с Уолл-стрит и обнародовал следующий меморандум:
• "Дженерал Электрик" больше не будет беспорядочным конгломератом не связанных между собой и не имеющих друг к другу отношения производств.
• Компания обязана жить единой целью и быть устремлена в будущее.
• Если Уэлчу удастся претворить свои планы в жизнь, причем сделать это по возможности быстро, "Дженерал Электрик" достигнет значительного прогресса на пути становления самой конкурентоспособной компании в мире.
Заявления о намерении захватить лидерские позиции на рынке звучали впечатляюще, но действительно ли "Дженерал Электрик" была готова расстаться с частью своих владений — с предприятиями, производящими традиционную для компании продукцию, но потерявшими былую эффективность?
Каким же образом Джек Уэлч собирался сделать компанию "предприимчивой"? Как он рассчитывал преодолеть инерцию традиций и сопротивление консерваторов?
Уэлч знал ответы на все эти вопросы. Он объяснял лидерам с Уолл-стрит, что обязан изменить саму природу этой гигантской и неуклюжей корпорации.
До этого "Дженерал Электрик" не выглядела нацеленной в будущее.
Компания выпускала ядерные реакторы и микроволновые печи, роботы и электронные микросхемы. Она занималась телефонным бизнесом и добычей коксующегося угля в Австралии.
С одной стороны, любому ясно, что при таком разнообразии достичь совершенства во всем практически невозможно.
Но с другой стороны, это самое разнообразие защищало "Дженерал Электрик" от периодических падений экономической конъюнктуры в той или иной отрасли. Во время каждого такого спада по крайней мере 26 подразделений "Дженерал Электрик" продолжали приносить прибыль.
Тем не менее инвесторы с трудом понимали, что именно производит "Дженерал Электрик" и что она намерена производить в будущем, иными словами, во что конкретно они вкладывают свои деньги.
Джек Уэлч определенно не собирался мириться с подобной неразберихой.
СЕКРЕТЫ ЛИДЕРА
СОКРАЩАЙ ШТАТ, ТОРОПИСЬ!
НИКАКИХ "СВЯЩЕННЫХ КОРОВ!"
ВНЕДРЯЯСЬ НА РЫНОК, НЕ ВВЯЗЫВАЙСЯ В ДРАКУ ЗА ЧУЖИЕ ПОЗИЦИИ.
ВСТУПИВ В БОРЬБУ, ТЫ ОБЯЗАН ПОБЕДИТЬ, ИНАЧЕ ПРИДЕТСЯ УБИРАТЬСЯ
ВОСВОЯСИ. ИЩИ СВОБОДНУЮ НИШУ.
Уэлч знал, что выбора у него нет: он должен взять на себя ответственность за решения, которые многим придутся не по душе. Новая "Дженерал Электрик" просто обязана стать динамичной и агрессивной.
Джек Уэлч понимал, что дело не ограничится перестановкой слагаемых. Без крутых сокращений не обойтись. Необходимо отсечь все лишнее.
Тогда, в начале 80-х, Уэлч казался белой вороной среди американских бизнес-лидеров: до него никто никогда не сокращал компанию, которая в, общем-то неплохо себя чувствовала.