Способы калькулирования себестоимости продукции на предприятиях по данным управленческого учета.

· Система прямой калькуляции себестоимости

· Традиционные системы начисления затрат

· Системы функциональной калькуляции себестоимости

Системы прямой калькуляции себестоимости служат для начисления на целевые затраты только прямых издержек. Следовательно, они учитывают вклад в прибыль косвенных издержек.

Далее сравним традиционные и функциональные системы калькуляции себестоимости.

Способы калькулирования себестоимости продукции на предприятиях по данным управленческого учета. - student2.ru

12. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИМЕНЯЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Используемые промышленные технологии принято делить на две основные группы –химико-физические и механические. Можно выделить проблемы калькулирования, общие для производств с данными технологиями и специфические для каждого типа производств (рис. 4.1).

Особенности и проблемы калькулирования себестоимости продукции на предприятиях с химико-физической технологией производства

Предприятия с химико-физической технологией производства характеризуются тем, что конечный продукт образуется путем переработки сырья и материалов в ряде последовательных технологических переделов, фаз, стадий, при этом продукты одного передела поступают полностью или частично в следующий передел. В этом случае, как правило, имеется возможность часть затрат по прямому признаку относить на отдельные виды продукции внутри каждого передела. Другая часть затрат является общей для агрегата, передела, производства, предприятия в целом. Прямые затраты в каждом переделе относят на конкретные виды продуктов, косвенные распределяют пропорционально базисным показателям внутри передела (по видам продуктов), внутри производства (по переделам и видам продуктов) и внутри предприятия (по производствам, переделам, видам продуктов). Исчислению себестоимости готового продукта предшествует калькулирование затрат на промежуточные продукты производства (полуфабрикаты). Кроме того, для предприятий с химико-физической технологией производства характерно существование сопряженных продуктов.

Способы калькулирования себестоимости продукции на предприятиях по данным управленческого учета. - student2.ru

Специфические проблемыкалькулирования себестоимости продуктовна предприятиях с химико-физической технологией производства:

1) необходимость калькулирования промежуточных продуктов производства (полуфабрикатов), которая вызывается:

• сложностью производственных технологий, состава используемых сырья и материалов, поэтому калькулирование себестоимости промежуточных продуктов способно упростить процесс калькулирования готового продукта;

• кооперационными связями предприятий. С одной стороны, часть промежуточных продуктов предприятия может реализовываться на сторону и для нужд ценообразования требуются данные о ее себестоимости. С другой стороны, часть полуфабрикатов собственного производства предприятие может приобретать у других предприятий. Нужно оценить, что целесообразнее – закупать на стороне или производить самостоятельно;

• необходимостью планирования и контроля деятельности отдельных МВЗ (центров ответственности);

2) наличие комплексных производств.

На отдельных стадиях технологического процесса выпускается несколько продуктов, и необходимо калькулировать себестоимость каждого продукта, например, для оценки целесообразности дальнейшей переработки.

На предприятиях с механической технологией производства предметы труда (основные материалы), образующие основу изделий, подвергаются механическим воздействиям без существенного изменения их физико-химического состояния. Как правило, в ходе технологического процесса сначала изготавливаются отдельные части продуктов (комплектующие), которые в ходе последующего соединения образуют готовый продукт. Себестоимость готового продукта, таким образом, складывается из затрат на изготовление отдельных составляющих (деталей) данного продукта и затрат на сборку составляющих в готовый продукт.

Проблемы калькулирования себестоимости могут быть вызваны:

1) конструктивной сложностью производимых продуктов и сложностью используемых технологических процессов;

2) значительной продолжительностью производственного цикла, которая может охватывать несколько отчетных периодов.

К общим проблемам калькулирования для производств с химико-физической и механической обработкой можно отнести следующие:

1. Наличие зачастую широкого ассортимента выпускаемой продукции.

Калькулирование себестоимости всех видов выпускаемой продукциив таких случаях представляет собой очень трудоемкую задачу. В целях упрощения калькулирование ведется по укрупненным группам, внутри которых соотношение себестоимости отдельных продуктов выражается переводными коэффициентами (так называемый метод эквивалентных коэффициентов, который будет рассмотрен в гл. 4).

2. Необходимость косвенного распределения затрат, поскольку часть затрат невозможно или нецелесообразно в момент учета связать с носителями затрат (объектами калькулирования) по прямому признаку.
13. СПОСОБЫ ОТНЕСЕНИЯ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (из Бахрушиной)

Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях — участках, цехах, производствах, переделах.

Общепроизводственные расходы можно отнести к условно-переменным,

так как они объединяют расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами.

Общепроизводственные расходы состоят из:

1) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

2) общецеховых расходов на управление.

Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. Выбор базы распределения – чрезвычайно важный вопрос, так как, меняя ее, бухгалтер-аналитик меняет и значение себестоимости продукции (работы, услуги). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру.

На практике для распределения производственных накладных расходов

между носителями затрат применяются следующие базы:

1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы) – широко применяется по двум причинам: отражает затраты прямого труда; информация о затраченных человеко-часах на производство конкретной продукции обычно содержится в нарядах и в рабочих картах.

Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы производственных накладных расходов на общее число затраченных человеко-часов.

2. Заработная плата производственных рабочих. Использование этого показателя желательно в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования.

3. Машино-часы. В прошлом этот показатель применялся редко в связи

с отсутствием информации о времени работы какого-либо оборудования, затраченного на выпуск конкретной продукции. Компьютеризация бухгалтерского учета позволяет решить эту трудоемкую задачу.

4. Прямые затраты. Косвенные производственные расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих.

5. Стоимость основных материалов. В этом случае применяются ставки

распределения накладных расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.

6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Этот метод применим лишь при условии, что подразделениемпроизводится один вид продукции. При использовании этого показателя вкачестве базы распределения на продукцию с разной трудоемкостью будутприходиться равные накладные расходы.

7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам. Ставка рассчитывается либо по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения накладных расходов целесообразно использовать лишь тогда, когда на все работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое время. Если на эти работы затрачивается разное время, то необходимо установить ставки распределения накладных расходов отдельно по каждому подразделению, чтобы на все виды продукции распределялись фактически соответствующие им накладные расходы.

Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

Общехозяйственные расходы включают в себя содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения, производство испытаний, опытов, исследований, изобретательство и техническое усовершенствование, охрана труда, подготовка кадров, оргнабор рабочей силы, прочие общехозяйственные расходы

При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства — его падением или ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.


14. Методика проведения CVP-анализа и его роль в принятии управленческих решений

Одним из эффективных методов стратегического анализа является CVP-анализ(Cost-Volume-Profit; затраты-объем-прибыль). Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Ключевыми элементами CVP-анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности:

· Маржинальный доходом или переменным доходом называется дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. Определяется путем вычитания всех переменных затрат из выручки.

· Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка равна всем совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используют три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты—объем—прибыль».

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений используют следующую формулу:

Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль

(Цена за единицу * Кол-во единиц) – (Переменные затраты на единицу * Кол-во единиц) – Постоянные затраты = Прибыль

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по формуле:

Точка безубыточности (Q β) = Постоянные затраты (TFC) / Норма маржинального дохода (ТСМ β);

Норма маржинального дохода = Маржинальный доход/Выручка от реализации

· Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:

Эпл = TCM / π (1),

либо

Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)

где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем служит для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

Yπ = ∆π / ∆TR (3)

где ∆π — изменение прибыли, %; ∆TR — изменение выручки от продаж, %.

Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки компании.Если доля постоянных расходов велика, то компания имеет высокий уровень производственного левериджа. И даже небольшое изменение объёмов производства может привести к существенному изменению операционной прибыли.

· Маржинальный запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Маржинальный запас прочности = {[Фактическая выручка (TR) – Пороговая выручка (S β)] / Фактическая выручка (TR)} * 100

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Например, значение маржинального запаса прочности 36% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее чем на 36%, то предприятие будет получать прибыль, если более чем на 36%, – окажется в убытке.

Использование CVP-анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

CVP- анализ должен способствовать уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения, усилению творческого начала в его принятии. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. На базе CVP- анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.

15. Методика подготовки информации для принятия управленческих решений в области ценообразования.

Установление цены — это трудный и сложный процесс, требующий учета большого количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообразование, можно подразделить на две группы — внешние и внутренние.

Внешние факторы определяются рынком, на котором действует фирма. К ним относятся: общий покупательский спрос на продукцию, количество и качество конкурирующей продукции на рынке, текущие цены на нее, предпочтение покупателем высокого качества или низкой цены, сезонность покупательского спроса.

К внутренним факторам, которые определяются понесенными затратами относятся: себестоимость продукции, необходимость покрытия долгосрочных капитальных вложений, качество материалов и труда, трудоемкость производства, использование ограниченных ресурсов.

Принятие решения в области ценообразования требует сбора большого количества информации и ее всестороннего анализа с тем, чтобы обеспечить обоснованность решения. Выделяется несколько направления сбора информации:

1. Информация о самом товаре:

· величина и динамика изменения спроса на данный товар;

· спрос на товары конкуренты, заменители и аналоги;

· восприятие потребителями качества товара;

· восприятие потребителями цены товара;

· степень удовлетворения потребностей потребителя, достигаемая при использовании данного товара;

· перспективы обновления товара, создания его модификации;

· восприятие потребителем названия товара, упаковки, дизайна, рекламы товара и т.д.

2. Информация об издержках производства:

· состав и структура издержек производства;

· влияние издержек на процесс ценообразования;

· методы исчисления издержек;

· возможные пути снижения издержек производства.

3. Информация о ценах:

· цены конкурентов;

· состав и структура цены;

· особенности и специфика ценообразования на данном рынке;

· стратегия и тактика ценообразования конкурентов;

· возможность влияния на ценообразование на рынке;

· последствие возможного изменения цен на рынке для самой фирмы и конкурентов.

4. Информация о рынке в целом:

· основные конкуренты;

· конъюнктура рынка и перспективы ее изменения;

· наличие сегментов рынка, их взаимодействие;

· емкость рынка;

· доля рынка, приходящаяся на данный товар и товары конкурентов;

· анализ статистки цен;

5. Информация о конкуренции и конкурентах:

· наличие конкурирующих товаров, объемы их продаж;

· доля рынка конкурентов;

· степень влияния конкурентов на ценообразование рынка;

· особенности финансового положения конкурентов;

· сбытовая и рекламная политика конкурентов;

· прогноз действий конкурентов в случае изменения ситуации на рынке.

6. Информация о государственной политике в области ценообразовании на данную продукцию:

· влияние государственной политики на конъюнктуру рынка;

· законодательные акты, регулирующие процесс ценообразования на данном рынке;

· наличие государственных предприятий, производящих аналогичную продукцию;

· степень государственной поддержки данной отрасли;

· политика государства в области инвестиций и кредитования.

7. Информация о производстве и реализации товара:

· объемы производства и имеющиеся складские запасы;

· анализ товарооборота;

· оценка влияния изменения объемов складских запасов на издержки производства и реализацию товара.

Принятие решений по ценам происходит сразу по нескольким направлениям: решение по уровню цен, решение по выбору времени изменения цен. Эти решения взаимосвязаны друг с другом и обязательно учитываю реакцию конкурентов на все действия фирмы.

16. Методика подготовки информации для принятия управленческих решений в области ассортиментной политики предприятия.

Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.

Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Теперь покажем на примере, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:

· изделие “А” — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;

· изделие “Б” — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;

· изделие “В” — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.

Переменные издержки на производство и сбыт изделия “А” составляют 21 000 руб., изделия “Б” — 36 000 руб., изделия “В” — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица 4).

Таблица 4

Наши рекомендации