Становление и развитие школы науки управления (количественной школы)
Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем, теории информации и метода исследования операций, а также с развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Стимулирующим фактором к применению количественных методов в управлении послужило развитие вычислительной техники и информационных систем управления. Это позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые отражают состояние внутренней и внешней среды объекта управления, следовательно и являются более точными в определении.
Ключевой характеристикой школы науки управления является замена умозрительных заключений, эмпирических исследований и абстрактнологического анализа формализованными моделями, символами, количественными параметрами и математическими зависимостями. «Новая школа» базируется на системном изучении процессов принятия управленческих решений с применением математических методов, современных информационных технологий и новейших технических средств. С помощью этих методов школа стремится достичь повышения рациональности и обоснованности принятия управленческих решений.
Содержание и значение школы науки управления
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов 20 века и успешно функционирует в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
рассмотрение производства как «социальной системы» с
использованием системного, процессного и ситуационного подходов;
исследование проблем на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Школа науки управления в своих исследованиях опирается на три методологических подхода: системный, процессный и ситуационный, которые сформировались на основе эмпирического подхода.
Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Он базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901-1971).
Исходным положением системного подхода является понятие цели. Наличие конкретной цели является первым и важнейшим признаком организации. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему, имеет свои определенные цели и направлен на повышение эффективности работы организации в целом. Системный подход предполагает широкое использование системного анализа.
Значительный вклад в развитие системного подхода внес советский ученый-медик П.К. Анохин (1898-1974). На основе проведения серии экспериментов он выдвинул концепцию систем, впоследствии получившую название теория функциональных систем, согласно которой основным стимулом поведения является полезный для организма результат. Теория Анохина оказала большое воздействие на развитие кибернетики, биологии, медицины, психологии и других наук.
Школа науки управления изучает важнейшие подсистемы, характер их взаимоотношений, структуру и цели системы, координирование всех элементов системы.
Процессный подход как концепция управленческой мысли был впервые предложен классической (административной) школой управления, которая сформулировала и описала содержание функций управления, как не зависящих друг от друга. Процессный подход с позиций школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Автором концепции процессного подхода является Анри Файоль, который считал, что «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Важным вкладом школы науки управления является разработка в конце 60-х гг. 20 века ситуационного подхода, первоначальное упоминание о котором было сделано еще в 20-е гг. М.П. Фоллетт, открывшей «закон ситуации». Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность ситуационного подхода заключается в определении
понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие этой ситуации.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации, Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.
К основным внутренним переменным организации относятся ситуационные факторы, действующие внутри организации. Это цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Внутренние переменные являются результатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию. Внешние переменные факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех.
Впоследствии все факторы внешней среды были разделены на две группы: переменные прямого воздействия поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные органы и переменные косвенного воздействия состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи), политические факторы, международные события.
Школа науки управления установила, что все переменные факторы как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения во всех других.