Развитие идей А. Файоля в трудах его последователей

Последователями А. Файоля, развившими и углубившими основные положения его концепции, являются Линдал Фауне Урвик, Лютер Гьюлик, Макс Вебер, Дж. Муни, Алфред Причард Слоун, Александр Г. Черч.

Л. Урвиком разработаны принципы построения формальной организации, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. К ним относятся:

 соответствие людей структуре;

 создание специального и «генерального» штаба;

 сопоставимость прав и ответственности;

 диапазон контроля;

 специализация;

 определенность

Л. Урвик отмечал, что обязанности должны соответствовать полномочиям (правам). Ему же принадлежит формулировка принципа «диапозон контроля», под которым понимается количество лиц, которым эффективно может управлять руководитель. Норма управляемости определялась им в количестве не более 5-6 человек. Его соратник и сподвижник Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами. Он заявил, что управление является наукой, потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе, для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».

Следующий заметный вклад в развитие менеджмента внес президент автомобилестроительной компании Дженерал Моторс Альфред Причард Слоун (1875-1966), который также, как и Г. Форд, вошел в тройку лидеров крупнейших предпринимателей 20 в. Свой опыт управления А.П. Слоун изложил в книге «Мои годы в Дженерал Моторс» (1964) и других работах.

А. П. Слоун сочетал в себе черты талантливого организатора с чертами гениального новатора. Используя свои личностные и профессиональные достижения, опираясь на научный опыт управления, он создал колоссальную организацию, которая до сих пор занимает одно из первых мест на мировом рынке автомобилестроения. А.П. Слоун разработал технологию и принципы управления крупной корпорацией, которая выпускает разнородную (дифференцированную) продукцию.

Одним из видных представителей классической школы, ее направления «человеческих отношений» является немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920), который развивал свои взгляды примерно в одно время с Ф. Тейлором. М. Вебер является автором концепции рациональной бюрократии. Ему принадлежит множество работ по социологии, политологии, религии, экономике, методологии науки. Основные сущностные положения его теории отражают труды «Теория социально-экономической организации» (1905), «Исследования по методологии наук» (1907), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919). Главная заслуга М. Вебера состоит в разработке концепции ра-циональной бюрократии. М. Вебер предложил создать бюрократическую систему управления, наиболее адекватную условиям крупносерийного или массового индустриального производства.

Основное внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. М. Вебер различает три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:

 харизматический;

 традиционный;

 идеальный (или бюрократический).

Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее возглавляет руководитель с исключительными, привлекательными личными качествами, т. е. харизматический лидер.

Согласно мнению западной социологии харизматический тип лидера был характерен для докапиталистических организаций.

Традиционный тип организации непосредственно связан с харизматическим. В случае смены в организации руководителя все работники организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.

Идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки. Организация представляет собой закрытую, жесткую модель,

соответствующую стадии машинного производства. Такой организации соответствует бюрократия как наиболее общая форма управления.

Одним из представителей классической школы является Александр Г. Черч . Он делит весь производственный процесс на ряд функций, необходимых для осуществления конечной цели  производства продукта: производство,  синтез проектирования, оборудования, распорядительства, учета и оперирования. Разработанные Г. Черчем теоретические положения не утратили своего значения и в настоящее время. Они сыграли заметную роль в период становления науки об организации управления производством.

Заметный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли.

Джеймс Муни (1884-1957), опытный практик и инженер, работал в знаменитой компании Дженерал Моторс. Вместе с единомышленником Алленом Рейли (1869-1947) они выпустили две книги: «Прогрессирующая индустрия» (1931) и «Принципы организации» (1939).

Основная идея Дж. Муни и А. Рейли заключается в том, что эффективная организация  это система, построенная на строго формальных принципах. Причем термин «формальные принципы» понимался ими в узкопрагматическом ключе  как совокупность неких математических абстракций, применимых к любой ситуации. Будучи инженерами по образованию, они стремились сконструировать модель организации так, как конструируют машину, т.е. на основе логически взаимосвязанных между собой и непротиворечивых принципов.

Дж. Муни и А. Рейли дали общее определение понятия организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Они обосновали, что «без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса». Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно, прежде всего, считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников.

На основе разработок А. Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

- четкое функциональное разделение труда;

 передача команд и распоряжений по «склярной цепи» сверху вниз;

 единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

 соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства

ограниченным числом подчиненных).

Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Наши рекомендации